17.10.2023

СНОГСШИБАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Его принял отец, а сын согласился

Издавна на Руси повелось так, что юноши строят взрослую жизнь по заветам родителей, особенно — отцов. Потому и не теряет актуальности известная пословица: «По отцу и сыну честь». Её суть — в связи поколений, верности выбранному делу, родной земле.

Родина сказала — надо

Не в укор династиям, сложившимся в промышленности, образовании, культуре, крестьянские встречаются особенно часто. Видимо, в деревенских семьях пример отца является основополагающим. Иногда жизнь подкидывает сюрпризы продолжателям династий. Вот и отец и сын Анохины сегодня бок о бок трудятся в ООО «Дивеевское». Но ещё несколько лет назад ничто не предвещало такого развития событий. Артём Сергеевич идти по стопам отца не планировал. Когда судьба делает резкий незапланированный поворот, принято говорить — вмешался случай. Но здесь, скорее, твёрдая воля Сергея Александровича. Эту историю старший Анохин начал рассказывать от собственной боли. А какая боль у руководителя сельхозпредприятия и прежде, и сейчас? Конечно — кадры. — Трудность моя как руководителя «Дивеевского», хозяйства, развивающего животноводческое направление, состояла в том, что не один десяток лет работал без профессионального ветврача, — рассказывал Сергей Александрович. — Ничего хорошего не получится, если на должности, требующей специальных знаний, состоят в лучшем случае санитары. В маленьком хозяйстве грамотный руководитель мог бы ещё сам справиться, но нынче технологии ушли далеко вперёд. Так что когда мы в Атемасове взялись за строительство современного высокотехнологичного молочного предприятия, стало очевидно: без грамотного ветврача проект не вытянем. А у меня как раз сын подрос, встал вопрос: кем быть? Он, конечно, в сельское хозяйство идти не хотел, но если родина сказала надо…

Классная профессия

К истории своего профессионального становления Артём теперь относится с юмором: — Выбор профессии был не моим решением. Просто с детства не любил огорчать отца. Когда он начал разговор на тему: «Кем хочешь стать?», ответил просто: не знаю. И тут же принял к сведению решение, не терпящее возражений: «Зато я знаю — пойдёшь в Казанскую ветеринарную академию». Туда и поступил. Желания учиться поначалу не было вообще никакого. Помню, после первого семестра даже захотел отчислиться. Но когда начались спецпредметы, понравилось! Впервые подумал: эх, а биология-то — это интересно! А уж хирургия показалась вообще сногсшибательной! Кстати, в прямом смысле. На первой же операции сознание потерял, меня из кабинета выносили. Шутки шутками, но Артём быстро понял, что отец ему присоветовал классную профессию, в которую влюбился. В учёбе самым сложным оказался «медицинский язык». Ветеринары каждую косточку, сосуд именуют на латыни. Отдушиной же стала научная работа, хотя именно из-за неё выходные у студента случались редко. В соавторстве с товарищами Артём написал и опубликовал в профильных федеральных изданиях три научные работы. — Разработали систему искусственного осеменения кроликов (кстати, принцип этой технологии до сих пор применяют в деле), — рассказывает. — Когда учился, любил разбираться в сложных случаях. Однажды старик принёс бездомную собаку, которой поездом отрезало задние лапы. Сердобольный дед оплатил протезы, а мы ещё убрали ей бельма на глазах, восстановив зрение. Работа долгая и кропотливая, зато через два года дед увёл от нас собаку к себе домой. Интерес был в том: сможем ли справиться с почти безнадёжным случаем? Когда учился в школе, Артём и представить себе не мог, что его жизнь так сложится. Окончив академию с красным дипломом, отучился в аспирантуре. Дело шло к диссертации. Но практика склонила чашу весов в свою сторону. Хотя на ферме, по его признанию, больше рутины, таких интересных случаев, как с собакой, не бывает.

Пришёл не один

Сельскую стезю Артём себе хорошо представлял. На домашнем подворье животные всегда были. Парень знал, как это — корма туда, навоз обратно, в итоге вечно больная спина. И чтобы животноводство постепенно становилось другим, погрузился с головой в изучение новых технологий. Тому способствовали как любовь к генетике, так и уроки психологии из академии, там хорошо научили правильно ставить перед собой цели и расставлять приоритеты. — Чем больше цель, тем в неё проще попасть и к ней интереснее идти, — делится установками Артём. — Теперь перед собой всегда ставлю масштабные задачи, двигаюсь по ступенькам и довожу дело до конца. Жизнь показала: папа был прав. Он, конечно при выборе дал мне пенделя, но надо признать, что пендель-то волшебный оказался! Теперь я дипломированный ветсанэксперт и ветврач. В ООО «Дивеевское» Артём уже не просто ветеринарный доктор, занимает должность директора по животноводству. До возвращения в родное хозяйство набирался профессионального и управленческого опыта в животноводческих хозяйствах Выксунского и Богородского округов. Но чем ближе было завершение большой стройки в Атемасове, тем яснее становилось, где больше нужны его знания и навыки. — Тут многое удачно совпало, — продолжает старший Анохин. — С приходом Артёма появился не только ветврач, но и ещё несколько специалистов. Он сманил с собой несколько друзей и знакомых. Систему прививок для хозяйства разработал. Фундаментальное образование сочетает с творческим поиском. Молодёжь дело повела так, что у нас по полочкам расписана вся технология, осталось только контролировать точность выполнения операций. Конечно, директор по животноводству несколько отошёл от рутинной ветеринарной работы. Однако на сложные случаи всё равно зовут именно его. Так что ночами принимать телят самому приходится нередко.

Летом думать о зиме

Чтобы принимать можно было телят не простых, а высокопородных, тоже потребовались знания и опыт молодого специалиста. Непростой задачей стала командировка в Данию для выбора и перевозки на Нижегородскую землю 510 нетелей. Опыт общения с европейцами у Артёма уже был. Довелось обучаться в Германии тонкостям работы ортопеда по КРС. Для того, чтобы создать здоровое генетическое ядро будущего стада рекордисток, потребовалось поколесить по стране. В Дании нет сельхозпредприятий с большими объёмами производства. Редкое дойное стадо в хозяйстве превышает 200 голов. Зато собственник знает корову, как домашнюю кошку, все её привычки и повадки. — Выбирал скрупулёзно, из всего поголовья нетелей, бывало, брал по два-три животных, — вспоминает Артём. — Но зато не ошибся в выборе. Те тёлочки уже дали потомство, скоро «внучки» от них появятся. Так что к племенному хозяйству идём уверенными шагами. Беседуя, прошли с директором по животноводству почти весь комплекс. За разговором Артём не забывал придирчиво оглядывать своих безрогих подопечных. Корма, если что-то не нравилось, оценивал не только на запах, но и едва ли не на вкус. Иначе, по словам Анохиных, нельзя. Одной из важнейших обязанностей ветврача остаётся контроль заготовки кормов. Заботиться надо о каждом этапе технологической цепочки от ростка до добавки консерванта. Вот Артём и смотрит, всё ли сделано на высшем уровне. Он в том особенно заинтересован: ведь кто первый побежит на сенажную яму, если корова заболеет? Ветврач. И чтобы не было нужды зимой исправлять проблемы с рационом, надо с весны думать, как его закладывать. Корова правильно кушает — меньше болеет.

Не заскучаешь

Спрашиваю, не лучше ли было молодому специалисту с учёной степенью и публикациями в журналах найти работу в большом городе в частной ветклинике? Артём на это даже рукой машет: — Конечно, можно, да и денег заработаешь больше, но ведь скучно там! Не увижу результат своей работы. Вылеченное животное уведут, и не узнаю, правильно ли с ним обращаются. А в хозяйстве результаты труда перед глазами. Это важно. Да и деньги в сельхозпроизводстве заработать тоже можно, если дело своё знаешь. Трудности, конечно, возникают, но преодолевают их отец и сын Анохины вместе. К тому же в хозяйстве сложился хороший молодёжный коллектив. Сергей Александрович привлекает специалистов жильём. — Построили шесть домов, чтобы ребят ещё заинтересовать возможностью решения бытовых проблем, — говорит Сергей Анохин. — Специалисты живут в комфорте, зарплату получают хорошую — вижу, что не жалеют о приходе на село. Условия для жизни сегодня создаются шикарные. В райцентре из домов для специалистов получился эдакий молодёжный кибуц — коммуна. Ребята дружно ездят на работу, а рядом с домом у них и детсады, и школы, и отдохнуть есть где. Ну а если захотелось перемен, то зарплата у нас достойная, чтобы съездить за развлечениями куда угодно. Словом, получилось, как когда-то свой идеал описывал Генри Форд: жизнь сельская, а условия и зарплата — городские.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Ардатовский округ.