ПРИВЛЕКАТЬ НЕ ТОЛЬКО ИНВЕСТИЦИИ, А ЛЮДЕЙ
Но двоечники не требуются
Одной из наиболее серьёзных в сельскохозяйственной отрасли уже не один десяток лет остаётся кадровая проблема. Несмотря на то, что зарплата и уровень жизни на селе в последнее время становятся лучше, предприятия продолжают испытывать острый кадровый голод.
Нам бы умных и мастеровитых
Ситуация сложилась так, что и крупные, и мелкие хозяйства вынуждены решать вопрос с закрытием вакансий самостоятельно. Для привлечения работников руководство старается изобретать различные методы, чтобы стать привлекательнее для молодёжи. Труд в аграрной сфере сегодня всё чаще на совершенно новом технологическом уровне. Предприятия проводят модернизацию, чтобы облегчить труд персонала. Однако и это пока не стало решением вопроса. — Реконструкцию мы затеяли, чтобы деревня жила, в этом глобальный замысел, — поясняет руководитель ООО «Меридиан-Голяткино» Николай Баранов. — Народ должен жить достойно, иметь рабочие места, не помышляя об отъезде из родного угла. Надо, чтобы люди здесь жили и трудились, дети в школы ходили, рождаемость была. Но пока в сфере животноводства кадры — всё ещё проблема, а именно тут занято большинство коллектива. Своих сотрудников не хватает, возим из соседних деревень. Платим достойно, передовые доярки более 70 тысяч рублей в месяц зарабатывают. О непростой работе в условиях нехватки кадров говорит и руководитель СПК «Земледелец» Андрей Декалин. Вовсе не от скуки он частенько сам садится за руль трактора или погрузчика. Хотя и шутит, что такая практика полезна, и навыки не должны забываться, но всё это от нехватки людей. — Тяжёлое положение у нас с механизаторами, животноводами, пастухами, — перечисляет Андрей Дмитриевич. — С тревогой думаем, найдём ли, кто пасти согласится в будущем году? А без выгула мы не сможем при нашей технологии. С кадрами нехорошо уже давно. Последние пять лет — просто беда. Возим из соседних сёл, а иначе как справляться? Один в поле не воин — надо найти тех, кому можно доверить. При этом надо отметить, что в большинстве сельхозпредприятий на первом месте зарплата работников. Кто-то подключает премирование, кто-то стимулирующие выплаты. — Развитие возможно только при таком подходе, ведь конкуренция слишком высока, — рассуждает руководитель агрофирмы «Верякуши» Аскер Магомедкасумов. — Наша цель — быть привлекательным для трудовых ресурсов. Уже важнее привлекать не столько инвестиции, сколько трудолюбивых людей. Идёт настоящая борьба за кадры, в которой нельзя уступать. Нюанс, по мнению Аскера Магомедовича, ещё и в том, что кадры нужны не абы какие. Сегодня механизатор на новой технике заменяет пять прежних. Так что даже сотрудники первичного звена нужны грамотные, способные обслуживать современную технику с компьютеризацией, точным позиционированием. Ёмко обозначает требования исполнительный директор ООО «Дивеевское» Сергей Анохин: — Нам надо только умных и умелых. Сегодня двоечники ни трактористами, ни доярками трудиться не способны. У нас и техника сложная, и ответственность высокая. — Ждем молодёжь, готовую работать на острие науки и передовых технологий, — дополняет Магомедкасумов. — Нужны и механизаторы, и специалисты. Сейчас сельхозпроизводство — такой же бизнес, где можно зарабатывать. Надо только осознать своё место в нём.
Страницы пестрят объявлениями
Ещё об одной грани проблемы напомнил глава Шараповской сельской администрации в Шатковском районе Павел Белянинов: — Не хватает людей не только в сельхозпредприятиях. Любая районная газета пестрит объявлениями в разделе «требуются». А находится ли труженик? Было у нас крепкое хозяйство, но дояркато в нём одна оставалась. Это на всё большое село. Но откуда взять людей, если школу сельскую (где она ещё осталась) оканчивает один выпускник, да в первый класс идёт один? Сейчас на всю школу 70 учеников, и они в сельхозпроизводство не пойдут. Их город гораздо лучшими условиями завлекает. Пока любое дело на селе тянут пенсионеры. А что будет, когда они уйдут? Руководитель СПК «Дубенский» Николай Рыбин также отметил, что кадровая проблема обострилась, когда у сельчан практически убрали возможность получения среднего образования на селе. Ученики стали ещё реже возвращаться на работу в родные места. Приток молодых кадров позволил бы развиваться тем, кто сегодня думает лишь о выживании. — Мы хотели бы расширять производство, но нет смены, — сетует руководитель ООО «Родное поле» Марина Сайгина. — В отношении к селу вижу резкий контраст с 80-ми годами прошлого века, когда правительство всерьёз поддерживало сельские территории. Хорошо помню, когда трактора ДТ-75 поменяли на Т-150, создав для ребят нормальные условия работы (это как сегодня с велосипеда пересесть на «Мерседес»), парни стали задерживаться в колхозах. Дояркам тоже создали лучшую жизнь, поменяв вёдра на доильные бачки. Условия труда и быта постоянно старались улучшать: работали больница, школа, библиотека, детсад и многое другое. Вот тогда и население росло. Не раз аграрии, в том числе и через газету, озвучивали свою душевную боль: даже студенты, обучающиеся по аграрным специальностям, не собираются возвращаться в сельхозпредприятия. Приезды в вузы и ссузы с профориентационной работой мало что дают. Примеры прихода выпускника в хозяйство до сих пор единичны. Как обнадёживающий пример — выпускница сельхозакадемии, а ныне аграрного университета, Таисия Хлыщёва. Девушка пришла трудиться в Большепечёрское отделение агрофирмы «Нижегородская», где уже работает команда молодёжи. Ненамного старше её управляющий отделением Владимир Коновалов и главный агроном Олеся Большакова. Но, чтобы сосчитать такие примеры по всей области, пальцев на руках пока хватит. Нужда же в молодых кадрах гораздо выше.
Поможет региональная политика?
Такая острая нехватка молодёжи в селе — по всей стране. Кадровая конкуренция между регионами только обостряется. Есть примеры, что Нижегородчина становится привлекательной для выпускников аграрных вузов из других регионов. В отделении ННПП Ардатовского округа трудится выпускница Уральского аграрного университета Ирина Колмогорова. Пойдут ли по её стопам другие или наши выпускники уедут в соседние регионы, зависит от продуманной региональной политики привлечения кадров на село. Всё чаще аграрии говорят о том, что профессиональные компетенции молодые люди получают за бюджетный счёт, но не приходят трудиться на село, выбирая непрофильную профессию в городе, а это нерациональное использование бюджетных денег. По мнению профессионалов сельскохозяйственной сферы, отучился — отработай либо верни деньги. Изменить нездоровую ситуацию возможно только волевым решением власти. При этом никто не говорит об отработке за нищенскую зарплату. Нормой должна стать выплата подъёмных денег, хорошо, если с предприятием будет установлено соглашение о минимальной оплате и стимулирующих доплатах. Руководители хозяйств готовы подключиться к решению подобных вопросов. Наиболее частым условием переезда в сельскую местность молодёжь ставит наличие жилья. С этим согласны и руководители хозяйств. Но со своей стороны они считают важным, чтобы жильё было ведомственным, то есть оставалось принадлежать сельхозпредприятию. Решать проблему можно там, где есть соглашение с предприятием по развитию крупных производственных проектов. К инвестициям на стройку объекта можно на условиях софинансирования добавить субсидирование ведомственного жилья. В ряду предложений аграриев — выстроить систему кадрового роста, адресную работу с молодёжью, возрождение системы наставничества, введение методик оценки квалификации. Всё это в комплексе поможет не только стабилизировать кадровую ситуацию, но и прогнозировать её на перспективу. К примеру, заниматься профориентацией нужно с самого раннего возраста. Неплохой идеей стало создание агроклассов. Эта развивающая стратегия поможет ребёнку выбрать профессию осознанно, с юных лет в увлекательной форме узнав нюансы будущего дела.
Дать в руки молоток
Большой опыт наработан в агрофирме «Искра» Богородского округа. Руководитель Александр Скворцов убеждён, что времени на рассуждения не осталось: — Если ничего не сделать сейчас, то мы потеряем не просто молодёжь, мы потеряем трудовое население страны. То, что дети сегодня не хотят трудиться, сделали мы сами. Подросли сельские мальчишки, которые молотка в руках не держали. Но в наших силах это исправить. В агроклассах можно получить поколение, которое сможет и захочет работать на селе. Александр Фёдорович на примерах заметил, что на самом деле детям сельхозпроизводство интересно. Как только они осознают, что такое труд на селе, по-другому смотрят на будущую профессию. Первый выпуск агрокласса Алешковской школы это доказал: две девочки поступили в Работкинский техникум на ветфельдшеров, один мальчик учится на механизатора и ещё одна девочка — на агронома. — Это их осознанное решение, — радуется Скворцов. — У меня в хозяйстве 75 процентов молодёжи. Уже практически нет проблем с кадрами. Нашей главной задачей вижу — влюбить их в сельское хозяйство. Родина именно этого требует. Отрадной неожиданностью для Александра Фёдоровича был визит директора местного детсада со словами: «Что же это вы учите только школьников, мы тоже хотим». Экскурсию начали с телятника — самых маленьких повели к самым маленьким. Дошколята были в восторге. Да и синий трактор, про который они поют песенки, малышня тоже буквально облепила. Такие эмоции в юном возрасте отлично повлияют на будущий выбор профессии. Это и есть дальний прицел с государственным походом.
Александр КУРИКОВ.
Фото автора.