21.09.2023

ПУТЬ НА ВОСТОК

Три года назад это был только амбициозный проект, призванный соединить единым транспортным коридором Запад и Восток. Его конечная точка располагалась примерно посередине пути в Азию. Условно конечная, с перспективой развития. Скоростная трасса М-12 задумывалась как продолжение магистрали М-11, ранее соединившей две столицы — Санкт-Петербург и Москву. Новая транспортная нитка потянулась в ещё один значимый город страны — Казань, по пути связывая в единое целое Владимирскую и Нижегородскую области, Чувашию и Татарстан. Год назад был открыт первый участок М-12 в Московском регионе. А на прошлой неделе дали старт движению от столицы до Арзамаса. 415 километров скоростной современной трассы построено — больше половины пути до условно конечной точки.

В два раза быстрее

Магистраль М-12 «Восток» открывали торжественно с участием президента Владимира Путина, который прибыл в Арзамас. Глава государства подчеркнул: сделан ещё один важный шаг в модернизации федеральной сети дорог, в повышении транспортной доступности регионов. — Качественные автомагистрали способствуют укреплению и развитию экономики, промышленности, а в конечном счёте повышению качества жизни людей, росту деловой и туристической активности, — считает Владимир Путин. — Поэтому планы по дорожному строительству будем реализовывать и впредь. Они касаются и дальнейшего развития магистрали М-12. От Казани её проложим до Екатеринбурга, в перспективе трасса дойдёт до Тюмени, а потом и до Дальнего Востока. А пока строится продолжение, автомобилисты уже могут оценить преимущества современной транспортной ветки. Кстати, в то же время открывали не менее значимый для страны дорожный объект — в Москве замкнули скоростной диаметр, благодаря чему М-11 и М-12 стали единым целым. Президент обратил внимание на то, что это значимый этап в развитии международного транспортного маршрута «Россия». — Время в пути от Москвы до Арзамаса, если следовать по автомагистрали, сократилось существенно, примерно в два раза, — отметил глава государства. — Особая признательность за работу с опережением графика специалистам, занятым на строительстве М-12. Объём поставленных перед ними задач, их уровень сложности крайне высокий. Но они справляются. Чтобы трасса получилась, потребовалось возвести поистине уникальные сооружения, в первую очередь мост через Оку. Это первая переправа протяжённостью около 1,4 тысячи метров с вантовой системой, разработанной и сертифицированной в России. Магистрали ещё предстоит обрасти сопутствующей инфраструктурой. Но уже сейчас на всём её протяжении смонтировано освещение, установлена первая очередь многофункциональных заправочных комплексов. До конца года ими оборудуют всю М-12, на трассе появится 16 таких станций. Владимир Путин отметил, что заправки — это хорошо, но ещё нужны точки питания, площадки для отдыха, устойчивая мобильная и интернет-связь.

Завершат и продолжат

— На строительство участка скоростной магистрали протяжённостью 415 километров потребовалось меньше трёх лет, — рассказал заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин. — Рассчитываем завершить прокладку дороги до Казани в декабре. Таким образом, строительство 800 километров трассы будет закончено. С этой точки зрения объект уникальный, в мире мало таких примеров, когда столь масштабный проект удалось реализовать в короткие сроки. Вице-премьер подчеркнул, что работы велись в рамках национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», он выполнен на 52 процента. Особенность М-12 ещё и в том, что она проходит не сама по себе, а сливается с действующей дорожной сетью. Например, сейчас ведутся работы по объединению магистрали с трассой до Суздаля. Расширяют дорогу от Арзамаса до Нижнего Новгорода, на всём своём протяжении она должна стать четырёхполосной. — В следующем году рассчитываем построить связку М-12 с Башкирией и Пермским краем, — поделился планами Марат Хуснуллин. — В пятилетней перспективе дойдём до Владивостока. Кстати, вице-премьер стал одним из первых проехавших по открывшемуся участку М-12. Он нашёл трассу комфортной и качественной. Во время её строительства существенно возросла нагрузка на дороги регионального значения, многие из них пострадали под воздействием тяжёлой техники. Марат Хуснуллин поручил провести обследование таких транспортных путей и составить график их восстановления. В нашей области работы в данном направлении уже ведутся. В прошлом году привели в порядок около 100 километров дорог, в этом благоустроят ещё 71 километр. А часть средств полученных регионом казначейских кредитов решено направить на ремонт ещё 104 километров. — По территории области проходит участок М-12 общей протяжённостью 280 километров, — отметил губернатор Глеб Никитин. — Он охватывает восемь муниципалитетов, где проживает около 270 тысяч человек, действует более 3 тысяч крупных и средних предприятий. Ввод в эксплуатацию магистрали имеет огромное значение для экономики региона, его инвестиционной привлекательности. Благодаря М-12 уже реализуется ряд серьёзных проектов с общим объёмом вложений, превышающим 20 миллиардов рублей. В результате удастся создать 1,5 тысячи рабочих мест. Магистраль, по мнению губернатора, даст импульс развитию большого количества отраслей. В частности, туризма. По оценкам правительства региона, поток гостей к 2030 году увеличится минимум в семь раз. Прогнозы опираются и на тот факт, что трасса проходит через Арзамас. Он является частью развивающейся территории, объединяющей ещё и Саров, Дивеево — места, притягивающие православных верующих. При участии Владимира Путина открывали ещё и Южный обход Арзамаса. Дорога вроде бы не федерального значения, регионального, и тем не менее она позволяет направить транзитный поток с магистрали в объезд города.

Устойчивый рост

В ходе рабочей встречи Владимира Путина с Глебом Никитиным тема строительства дорог и транспортной доступности стала одной из ключевых. — Планируем завершить организацию обхода Нижнего Новгорода, — рассказал губернатор. — Это единственный в стране город-миллионник, который пока нельзя объехать стороной. При этом обход практически построен, осталось завершить работы на одном участке. Глава региона доложил президенту о ходе исполнения планов по строительству объездного пути Балахны. Из-за того, что его до сих пор нет, транспорт, в том числе грузовой, следует через город. Ситуация напряжённая, но, похоже, решение вот-вот будет найдено. — Наша заявка прошла рассмотрение в Росавтодоре, в Минтрансе, — отметил Глеб Никитин. — Строительство планируем вести на условиях государственно-частного партнёрства с федеральной поддержкой. Губернатор заострил внимание главы государства на темпах реализации в области транспортной реформы. Динамики ей придают, в том числе, инфраструктурные кредиты, полученные из федерального бюджета. 70 процентов финансовых средств уже распределены в рамках заключённых контрактов. — Формируем один из крупнейших парков электробусов, — сообщил глава региона. — 58 транспортных единиц построено на Горьковском автозаводе, пять из них уже поступило в городской автопарк. Полностью меняем подвижной состав трамваев, в течение двух лет на маршрут выйдет 170 новых вагонов. В рамках специальных казначейских кредитов покупаем автобусы для муниципальных пассажирских предприятий. В течение пяти лет обновили 621 транспортную единицу, в этом году заменим ещё 326. Область сумела выйти с наименьшими потерями из-под санкционного давления и уже в этом году экономика демонстрирует устойчивый рост. По итогам первого квартала увеличение внутреннего регионального продукта составило 2,5 процента, за шесть месяцев показатель продемонстрировал плюс в 6,5 процента. — Положительную динамику фиксируем по всем основным отраслям экономики, — подчеркнул Глеб Никитин. — Сельское хозяйство и промышленность по итогам шести месяцев показали рост в 7,9 процента. Сфера строительства завершила полугодие с прибавкой в 19 процентов. Восстанавливается потребительский рынок, значит, покупательная способность жителей области увеличивается. — Хочу вас поблагодарить, — Владимир Путин подвёл итоговую черту в разговоре. — Под вашим руководством Нижегородская область развивается хорошими темпами.

Юлия БОРИСОВА.

Фото с сайта kremlin.ru