14.08.2023

МЫ «С ТОБОЮ ОБОИ» — КОВБОИ

Беседа о правильном мире

О нижегородских предпринимателях Владиславе Сметанине и Олеге Козлове, организовавших в период пандемии на заброшенных варнавинских землях сельскохозяйственный перерабатывающий потребительский кооператив, «Земля нижегородская» рассказывала полгода назад. И вот мы снова в «Золотом телёнке». Теленок, правда, тут не один, их целое стадо. И все золотые: маленькие, побольше, совсем взрослые, тут же их мамы — коровы. Рыжая шерсть поблескивает на солнце и впрямь золотом. Это герефорды. В другом стаде пасутся черно-пестрые животные молочно-мясного направления, в третьем — разношерстные полуторагодовалые бычки. Но об этом — потом. Сначала — о хозяевах.

Как хозяйство назовете, так оно и будет жить

Владислав и Олег встречают веселыми, я бы сказала, озорными улыбками на лицах. На футболках красуется эмблема кооператива, на головах — ковбойские шляпы, в дополнение к форме — шорты, соответствующие неимоверно жаркой погоде. — Кто здесь главный? — интересуемся. Хозяева недоуменно смотрят друг на друга, а потом, как будто рассуждая вслух, отвечают: — Кто главный? Ты? Или я? Мы! Мы «с тобою обои» — ковбои», — и ребята смеются, а мы подхватываем их смех, радуясь удачной шутке. Понимаем: слово «обои» означает, что тот и другой — руководители разных КФХ, объединенных в один кооператив. — А много ль корова даёт молока? — вопрошаем. — Наш кооператив исключительно мясного направления, — поясняет Олег, переходя на серьезный тон. — Мы предлагаем экологически чистый продукт без антибиотиков и гормонов. Довольно высокая цена не отпугивает локальные сети мясного направления, они работают с нами на постоянной основе, так как уверены в том, что наши животные находятся на травяном откорме с небольшой добавкой зерна в их рацион. — Название «Золотой телёнок» появилось сразу же? — Если честно, то вначале была мысль назвать кооператив «Рога и копыта», — вновь отвечает Олег, — Владислав не позволил. Он — кораблестроитель, и продолжение пословицы «Как вы лодку назовете…» ему хорошо известно. Вот и появился «Золотой телёнок».

Не каждый генерал служил солдатом

— Получается, один из вас — кораблестроитель, а другой? — Инженер. Мы оба — горожане, и если крестьянские корни имеются, то точно не в поколениях отцов и дедов, — поясняет Олег. — Как бы там ни было, фамилии Козлов и Сметанин уже говорят сами за себя. Знать, природой определено, чтобы мы потянулись в сельское хозяйство, — Владислав вновь находит удачный ответ. — Тогда скажите, каким образом познаете совсем новую сферу? И согласны ли, что каждый генерал должен изначально служить солдатом? — Если говорить о менеджерах, то принципы руководства одинаковы во всех сферах, и совсем не обязательно в начале карьеры десять лет работать механизатором. Предпринимательская деятельность для нас не является новшеством, поэтому бояться тут нечего. Азы сельского хозяйства познаем благодаря добрым людям и интернету. Да и азами их уже никак не назовешь. В восстановлении техники помогают коренные жители. На варнавинской земле столько Кулибиных, что мы иногда удивляемся их умениям. За некоторыми, правда, грешок водится, но и тут вопросы решаемы — помогаем излечиться от пагубной привычки, иногда очень даже успешно. — Есть какие-то интересные новшества в области привлечения варнавинских крестьян к участию в бизнесе? — Ну вот, к примеру, осваиваем такой метод, при котором определяем молодняк на постой во дворы местных жителей. Кормами обеспечиваем, а уход осуществляют хозяева. Далее, когда скот вырастет, производим расчет по их выбору: можно мясом, можно деньгами. Удобно тем, что человеку не нужно ходить на работу: она сама к нему приходит. — Так чем всё-таки вас, городских жителей, привлекла глухая деревня? Что вам нравится в ней больше всего? — Вот эти самые люди и нравятся. Здесь не надо решать простые вопросы методом составления договоров. Зайди в любой дом, объясни проблему, и если человек в силах тебе помочь, то он обязательно это сделает. Здесь без оглядки веришь всем на слово. И к чиновникам обратиться можно в любое время, они действительно работают для людей и не отгораживаются от них баррикадами бумаг. — Есть какой-то секрет вашего успеха? — Сказать по правде, большого успеха еще пока нет. А вот секрет есть. Как бы ни складывались дела, всегда нужно смотреть на себя с самоиронией, — уверенно заявляет Владислав. — Иногда жены спрашивают нас: «Ну и где ваши доходы от сельского хозяйства?» Мы с улыбкой отвечаем: «Будут!» Мы все делаем от души и с улыбкой.

На два дома

— Не хочется все бросить и вернуться в город? — звучит традиционный вопрос. — Да мы оттуда и не уезжали. Живем здесь и там. Бросить? Конечно, не хочется. Вот возьмем то же строительство. Дом построил, деньги получил, а кто в этом доме живет, ты понятия не имеешь. Здесь же все по-другому. Чувствуешь, что это сделал ты, и не только для себя, но и для людей, которых хорошо знаешь. Сейчас в наших планах развить агротуризм: построить гостиницу, продумать отдых в сочетании с экскурсиями в животноводство. Возможно, кто-то захочет плотнее пообщаться с обитателями «Золотого телёнка», а у нас в хозяйстве еще и лошади имеются — это тоже приветствуется. Одним словом, если результат городского бизнеса — деньги, то здесь он абсолютно другой: в нем душа есть. Обязательно привезем сюда своих внуков. Вполне вероятно, что они не захотят стать продолжателями нашего дела, но пусть хотя бы знают, что мясо не растет на деревьях. В конце концов, даже как навоз пахнет, пусть тоже знают. Есть ощущение, что здесь все устроено правильно, и это дорогого стоит, — с уверенностью говорит Олег. А я думаю о том, что люди тоже устроены по-разному. Часть из них — правильно. Это как раз те, в ком живет искренний, неподдельный, всепобеждающий оптимизм. Они занимаются серьезными делами, но дружат с шуткой, смотрят на жизнь с улыбкой, а на себя — с самоиронией. И от этого мир становится проще и радостнее. Они — правильные, оттого и мир вокруг них — тоже правильный.

Татьяна ПОСАЖЕННИКОВА.

Фото Алёны РЕУНОВОЙ.

Варнавинский округ.