Вот здесь и располагалась знаменитая нижегородская чайная.
Posted in Промысел
09.03.2011

Медный символ России

Музей самоваров в Туле, открывшийся в 1991 году, лучшие свои экспонаты получил от тамошних коллекционеров В. П. Варфоломеева и Я. Н. Басина. Собрание частного коллекционера Андрея Лобанова состоит из 200 самоваров.
Несколько старинных самоваров представлено в экспозиции предметов купеческого быта вновь открывшегося Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ). Это жаровой самовар из медного сплава фабрики туляка И. Ф. Капырзина, самовар в форме шара и трактирный двукрановый водогрей. Рядом с самоварами вниманию земляков предлагается также упаковочный ящик для чая товарищества чайной торговли В. Высоцкого и компании в Москве. 
В 1901 году по селам Балахнинского уезда пошли слухи, что якобы намечается взятие под учет всех имеющихся у сельского населения самоваров и… гусей с целью обложения их дополнительным налогом в 5 рублей в год за самовар и по рублю за содержание домашней птицы. Газета «Волгарь» № 343 за 1901 год с негодованием опровергала эти досужие домыслы. Советская власть поступала решительнее, чем царская, – теперь уж и не сосчитать, сколько трудолюбивых мужиков в страшном тридцатом году оказались приписанными в кулаки в том числе и за то, что обладали собственной настольной водогрейной машиной.
Дореволюционная самоварная традиция плавно переросла в традицию советскую. Как известно, для массового распространения электрокипятильников нужно было выполнить план ГОЭЛРО, что у новых властей затянулось на долгие годы. Снабжали самоварами страну эпохи НЭПа, коллективизации и репрессий все те же туляки, причем в общепризнанные лидеры самоваростроения в межвоенную эпоху вырвался Тульский патронный завод.
Добили русский самовар гидроэлектростанции. В тридцатые годы дешевую и доступную электроэнергию получили города, в пятидесятые-шестидесятые – и села, вплоть до самых дальних. Это не значит, что самовар сдал свои позиции электрочайнику без боя, – тульский завод «Штамп» вплоть до конца советской эпохи продолжал выпускать до полутора миллионов электросамоваров в год, вот только были они уже больше сувенирными, чем практичными.
В нашей семье было аж два электросамовара, но я не помню, чтобы они когда-то включались.
Ненужные вещи сначала долго пылились на антресолях, потом в гараже. Прабабушкин медный самовар с медалями ушел за неупотребимостью в антикварный магазин по дешевке, и все по одной причине – по причине нарушения традиции семейного чаепития. В нашей «хрущевке» кухонька – если двое присядут, третий должен садиться уже боком. Где уж тут место для самовара ?

Как ни странно, но о самоварах писали редко, поэтому их историю приходится собирать по крупицам.
Ну и как у нас всегда бывает: были самовары – не было коллекционеров, не стало самоваров – коллекционеры не заставили себя ждать.
В Нижнем Новгороде известны имена двух собирателей: Николая Федоровича Полякова, руководителя управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, и бывшего милиционера Игоря Ладашева.
Оба предприняли попытку создания музея самоваров. И если Николаю Федоровичу Полякову удалось развернуть свою коллекцию в Городце, то к затее Игоря Ладашева в Нижнем Новгороде отнеслись равнодушно, и музей «задушила» арендная плата за предоставленное помещение.
В эпоху перестройки самоварами начали увлекаться и районные музеи и музейчики. Родственники уходящих из жизни бабушек легко расставались со ставшими для них ненужными предметами, и те после некоторых уговоров переходили из деревенских чуланов на музейные полки.

Анатолий МОСКВИН.