Posted in Экология
07.06.2023

ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Можно перенять многие ценности

Замечательный советский писатель и создатель народной педагогики Сухомлинский точно подметил: «К тому, кто был глух к природе с детства, потом с трудом достучится чувство прекрасного и простая человечность». Гармоничным взаимоотношениям человека и природы надо учить с детства. Вот только вечная наша боязнь «как бы чего не случилось» буквально задушила экологическое воспитание детей и юношества. В школах и в детских садах давно нет живых уголков, не осталось зимних садов. Дети, которые не соприкасаются с живой природой, не могут выступать ее защитниками.

В профессию по тропе

Арзамасские педагоги вовремя поняли опасность отсутствия экологической культуры подрастающего поколения. В городе с недавних пор проводится заметная эколого-просветительская работа. Для обмена опытом и его обобщения недавно была проведена первая общегородская конференция «Развитие экологического воспитания молодёжи». — Такое мероприятие у нас проводится впервые, — отметил член Общественной палаты Нижегородской области Александр Апарин. — Поэтому и организовали его не в классическом формате конференции, а как своеобразный круглый стол, где хотим увидеть, что у нас происходит в сфере эковоспитания молодежи. Делаем это в рамках нашего уникального проекта «Музей под открытым небом». Учебные и другие организации представляют свои практики в сфере экологического просвещения. Проект музея под открытым небом, реализующийся с прошлого года, показал себя успешной практикой эковоспитания. Координатор проекта Наталья Ефремова пояснила, что особенно актуальна и перспективна новая форма работы — экотропы. В Арзамасе разработано уже несколько маршрутов. Проект, задуманный как дающий научные знания, получил также эстетическую и просветительскую составляющие. Важно, что со сверстниками работают именно дети — они учатся сами проводить экскурсии, составляют маршруты, находят новую интересную им самим информацию. Открывший конференцию руководитель Всероссийской общественной организации волонтёров-экологов «Делай!» Андрей Руднев напомнил о недавнем предложении президента Владимира Путина о воссоздании движения юных натуралистов. В стране начата большая работа по созданию Всероссийского молодежного экодвижения, которое сможет продвигать инициативы на федеральный уровень. Это даст жизнь региональным движениям и маленьким муниципальным проектам. Движение приобретает и профориентационную составляющую. Для многих юных натуралистов это станет шагом в профессию.

О первооткрывателях

Представитель отдела охраны природы Екатерина Кротова напомнила, что в природоохранной работе в прошлом году приняли участие 14 процентов населения города. Молодежь активно участвует в традиционных акциях «Сад памяти», «Зеленая весна», «Зеленая Россия». Открыто и новое направление — компенсационное озеленение, особенно важное для пополнения зеленого фонда города. Вместо вырубленных деревьев сажают новые. О преемственности в этой работе рассказала кандидат биологических наук Евгения Малафеева: — Арзамасские биологи были одними из первооткрывателей в экологическом воспитании. Ещё в начале 1970-х годов при кафедре зоологии АГПИ была организована дружина охраны природы. Тогда слово экология не употреблялось, говорили об охране природы и тесно сотрудничали в этом с биофаком МГУ. Дружина организовывала первые «Марши парков», операции «Поможем реке», «Зеленый наряд Отчизны». Но главным направлением было просветительское в виде лекториев. Сегодня студенты-биологи организовали во дворе учебного заведения свой мини-дендрарий и аптекарский огород. Создана коллекция древесно-кустарниковых и лекарственных растений. С 2018 года действует студенческий проект «Зеленые классы» для детей и молодежи при аптекарском огороде. Каждую весну проводятся ботанические фестивали, собирающие немало любителей природы.

На дистанте

Директор Центра внешкольной работы Сергей Крайнов рассказал об опыте работы по эковоспитанию детей в возрасте от 7 лет. С помощью программы «Моя первая исследовательская лаборатория» дети выполняют интересные опыты. В центре умеют работать и с теми, кто не имеет возможности попасть на Станцию юных натуралистов. С помощью экспериментальной площадки цифровой образовательной среды реализуется дополнительная программа в дистанционном формате «Экологическая мозаика». Ребята могут дистанционно участвовать во всех проектах, не посещая станцию. Лето для посещающих центр детей — период особенно активный и интересный. Они помогают облагораживать зеленые зоны по всему городу. На базе станции действует единственный в городе лагерь с 4-сменной схемой «Зеленый меридиан». Каждая из смен реализует свой экологический проект. А юные туристы из лагеря «Компас» взяли под охрану территорию пруда «408 км». В школе № 58 много лет действует школьное лесничество. Его активисты Екатерина Фирсова и Максим Юртов поделились основными направлениями экологопросветительской деятельности: — В нашем школьном лесничестве особое отношение к экосистеме леса. Мы считаем, что природа — наш общий дом. О том, что надо заботиться об окружающем мире, мы стараемся рассказывать интересно. Проводим множество конкурсов на природоохранную тематику. Сами разработали проект «Лес будущего». Сетевая деятельность дает нам возможность общаться с другими подростками в сети активно и продуктивно. Члены разных школьных лесничеств живут далеко друг от друга, но мы объединены единой жизненной позицией. Ребята рассказали о своих общих делах с дошколятами. Старшие товарищи проводят для малышей увлекательные викторины, рассказывая о лесных растениях. Для детей у них есть особенный маршрут по экотропе «В гостях у старичка-лесовичка». Очень любят дети вместе со школьниками мастерить из природного материала. Полюбить птиц им помог «Синичкин день».

Из безобразного в прекрасное

О том, что нестандартный подход к охране природы дает плоды, говорила и координатор проекта «Музей под открытым небом», учитель школы № 16 Наталья Ефремова. Молодежь с удовольствием участвует в квестах, квизах, обучающих мероприятиях. — На фоне всех работ самая важная — экотропа, — подытожила Наталья Владимировна. — Сегодня многие стали применять этот вид эковоспитания. В рамках нашего проекта главная тропа — по дендрарию. Есть и другие. Наталья Ефремова заострила внимание на том, что дендрарий остается наглядным примером важности эковоспитания. Когдато он был окраиной города, совсем неблагополучной в экологическом отношении, но граничащей с замечательной березовой рощей. Студенты лесного техникума решили, что безобразному и прекрасному нельзя быть вместе, и облагородили территорию. Теперь на этом месте развивается парк с экзотической растительностью. Дети должны не только видеть красоту, а перенять и не потерять знания, которые копились до них.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

г. Арзамас.