ПОСЛЕ ЗИМЫ ВСЕГДА ПРИХОДИТ ТЕПЛО
Если можешь облегчить страдания других, сделай это
В Воскресенском храме города Павлово шла общая исповедь. Священник так трогательно просил Бога о прощении, и таким искренним было общее покаяние, что душа плакала. Такой же проникновенной была и проповедь.
Язык мудрых врачует
Женщина, стоящая рядом и без конца вытирающая глаза платком, сказала тихо: — Сюда хожу с другого конца города только ради проповедей отца Андрея. Выхожу словно обновлённая, все проблемы кажутся уже незначительными. Вот уж поистине — слово лечит. А ведь мало, кто знает, что эта известная медицинская поговорка взята из Священного писания. «Язык мудрых врачует» — так звучит одна из притч Соломона. В юности Андрей Филатов хотел стать врачом-психиатром и уже начал готовиться к экзаменам в медицинскую академию. На дворе было начало1990-х годов — развал СССР, повальное увлечение людей парапсихологией, темой НЛО и массовая вера в различных экстрасенсов. На этом же фоне началось возрождение религии и появление всевозможных духовных практик оккультного характера, не имевших ничего общего с православием. Как раз в это время в рабочем посёлке Тумботино, где жила семья Филатовых, в которой воспитывалось трое сыновей, открылась первая церковь. — Мы с братом Павлом и мамой стали ходить туда, помогали батюшке, пели на клиросе, — вспоминает священник. — Верующей в семье была бабушка Настя. Нельзя сказать, что нас строго воспитывали, но нам привили истинно человеческие ценности — не лгать, не воровать. Мы знали, что это грех, за что родители могут наказать. Глава семейства, морской офицер, учил сыновей собственным примером быть в первую очередь настоящими мужчинами. В этот период, когда возрождались храмы и процветал оккультизм, братья увлеклись религиозной философией, далёкой от православия. Но именно православие помогло им в период их религиозного искания уйти от этих философских течений. — К концу 11-го класса осознал, что моя жизнь без церкви будет неполной, — признаётся отец Андрей. — Неизвестно, как сложилась бы моя дальнейшая судьба без православия. Половина моих друзей уже на том свете — кто-то умер от наркотиков, кого-то убили, кто-то попал в тюрьму. Господь выводил меня из этого ада.
Нелёгкая молодость
Он поступил в Нижегородскую семинарию, где уже учился старший брат. На втором курсе Андрей Филатов решил уйти из спорта, которым увлекался с 9-летнего возраста — занимался рукопашным боем и самбо, в том числе бойцовским, получил первый разряд по самбо и даже стал чемпионом области. — Боевые виды спорта — неприемлемы для священника, нельзя никого бить, — поясняет отец Андрей. – Одновременно с занятиями в семинарии учился и работал в иконописной мастерской при Благовещенском монастыре, постигая технологии написания икон в древнерусском стиле и их реставрацию. Любовь к рисованию у него со школы, её привила учительница по рисованию Маргарита Ипполитовна Ундалова. В 18 лет Андрей женился на соседке Елене. Она из священнического рода — её прадед был последним настоятелем храма в Бабасове. Спустя год его рукоположили в дьяконы в Дивееве, в это период в молодой семье появился первенец Александр. А спустя год, в 20-летнем возрасте Андрей Филатов стал священником и был направлен в Лукоянов, где по поручению митрополита Николая занялся оформлением документов для строительства храма и формированию прихода, которого там вообще не было. Семья уезжала на новое место уже с двумя сыновьями, младшему исполнилось три недели. За год жизни в Лукоянове он успел оформить всю документацию, благоустроить территорию и провести газ. Потом был год службы в Павлове в вагончике на месте будущего храма в честь Покрова Богородицы. — Наша молодость с матушкой была нелёгкой, — вспоминает отец Андрей. — Жили на съёмных квартирах, я постоянно был занят жизнью прихода, а все тяготы семейной жизни и воспитание детей легли на плечи матушки, она у меня золотая. Позднее его направили в самый старинный храм города в честь Воскресения Христова, расположенный в исторической центральной части Павлова — живописном месте на высоком берегу Оки. Через два года отец Андрей стал настоятелем этой церкви, где он продолжил работы по её восстановлению, начатые священником Игорем Секачевым. На территории своего дома открыл иконописную мастерскую и написал весь иконостас для Воскресенского храма, который по благословению владыки Георгия был подарен прихожанами восстанавливающейся церкви в рабочем посёлке Сосновское. Он не только пишет иконы, но и занимается художественной обработкой древесины и камня в своей столярной вместе с братом Ильей. Они обустроили более 10 храмов в разных регионах страны.
Колокольный звон над рекой
Сыновья Андрея Филатова выбрали мирские профессии — Александр работает терапевтом и учится на эндокринолога. У него своя семья, воспитывают двое детей. Илья стал инженером-проектантом, женат, подрастает дочка. А младшая из детей священника, 10-летняя Машенька, ходит в школу. Радует настоятеля, что в храме стало больше молодёжи. — У многих есть знание веры, они приходят сознательно и в этом их плюс, ибо вера без знания разрушается, — убежден он. — Считаю, рано говорить о том, что у нас святая Русь. В Павлове пять храмов, но во всех них в воскресенье и праздничные дни бывает лишь до тысячи человек из 60 тысяч населения города, а в будни иногда никого нет. А до революции в одной только Покровской церкви собиралось более тысячи человек. И в городе с населением 14 тысяч насчитывалось 11 храмов — это исторический факт. Сейчас реконструкция Воскресенского храма идёт к завершению, восстановили колокольню. Осталось провести косметический ремонт и благоустройство территории, где появятся дорожки из брусчатки, детская зона и лавочки для отдыха. Два года назад около церкви установили памятник создателям славянской азбуки святым равноапостольным Кириллу и Мефодию возле алтаря. — Мы очень благодарны предпринимателям и администрации города за помощь в возрождении храма, — говорит отец Андрей. — Восстановление церкви — одно из важных направлений моей жизни. И не просто восстановление стен, а исторической значимости храма в истории нашего района. Ни разу не пожалел он, что не стал психиатром. По сути, в своих проповедях и на исповеди он тоже лечит людские души. — Если ты можешь облегчить страдания других хотя бы словом, это дорогого стоит, — считает священник. — Стараюсь, чтобы проповедь не была формальной. Она не будет благодатной, если в ней нет твоей боли. Есть такое понятие — духовная зима, когда не можешь найти место в душе. Бог допускает её, чтобы мы не опускали руки, работали над собой, чтобы стали твёрдыми в своей вере. И наступит момент, когда придёт духовная весна.
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото автора.
Павловский округ.