ЗА БЕСЦЕНОК НЕ ОТДАДИМ

Крестьяне настроены держать зерно до следующего урожая и ждать лучших предложений

Подешевели зерно и молоко, дорожают средства сельскохозяйственного производства. Иногда аграрии задумываются: что нарушать — ферму или поле.

Служба не за ордена

Опытный механизатор ООО «Родник» Сергей Новиков, тянущий новеньким трактором посевной комплекс, в своих оценках на перспективы сезона весьма сдержан. Посевная эта на его счету далеко не первая, а которая по счёту, он уж и сбился давно. Но каждый полевой сезон всегда преподносил свои погодные сюрпризы: — Наша задача весь сев провести в наилучшие сроки, а вот на урожай загадывать не будем, — оговаривается. — В план по срокам и объёму сева мы уложимся, это можно смело обещать. Весна идёт нормальная — трудовая, а на севе всегда нелегко, мы от рассвета до заката в поле, но это ж так и быть должно. Трудимся с полной отдачей, а сколько там у нас положено выплачивать за гектар, даже не знаю, мы, как говорится, «не за ордена стараемся». Боевой настрой механизаторов поддерживает руководитель хозяйства Павел Махметов. Посевные площади в этом сезоне решено нарастить. Хотя прибавка небольшая, в пределах 60 гектаров, но всё же она в нынешних условиях говорит о том, что рук крестьяне не опускают. Постоянную прописку на полях хозяйства получила зерновая кукуруза. Два предыдущих года она приносила «Роднику» то огорчения, то радости. В первый год с кукурузой, возделываемой на зерно, не получилось вовсе ничего. Пришлось убрать всю массу на силос. А вот следующий год с этой культурой выдался, по словам руководителя хозяйства, даже «чересчур удачным»: — Нам даже оправдываться пришлось, почему урожайность перевалила за 100 центнеров с гектара, — смеётся Павел Махметов. — Не верили нам, да мы и сами сомневались, убирали-то зерновую кукурузу впервые. Тот богатый урожай не продавали, не было возможности его высушить и реализовать. Поэтому всё кукурузное зерно «заплющили». Храним в силосной траншее, вся кукуруза на корм своему же скоту и пойдёт. Её нам и так уже хватит на два года: прокормим вдоволь в этот раз, останется на весь следующий. Для кукурузы предстоящего урожая уготована иная судьба. В этом году в «Роднике» строится современный зерносушильный комплекс. Фундамент и ямы уже залиты, вот-вот начнётся монтаж конструкций. Теперь планируется всю кукурузу сушить и готовить на продажу. Хотели бы уже в этом году больше посеять на зерно, но засомневались, успеют ли всё запланированное ввести в эксплуатацию. При этом всё же наметили срок пуска на июль. Даже зерновые мечтают уже на новой зерносушилке подрабатывать. В ней будет полный цикл — семенная линия, продовольственное и фуражное зерно, сушка, силосы для хранения.

Это просто глупо

Надеются труженики полей, что кукуруза даст хозяйству плюс в цифрах урожая и в экономике. Она и из года прошлого влияет на сегодняшний. На кукурузном поле сегодня сеют пшеницу с расчётом на остаточные удобрения в почве. Но опасений по поводу будущего «царица полей» не снимает, ведь урожай и цена реализации сегодня вещи очень разные. — Мы в этом году вообще не хотели тратиться на удобрения, потому что смысла из-за растущей себестоимости не видели, — грустно рассуждает Павел Махметов. — У нас и так склады по сей день забиты зерном. В часть из них мы даже за всю зиму и не заезжали. Нереализованного зерна очень много осталось, потому что его сегодня продавать ниже себестоимости глупо. У нас себестоимость вышла около 9 рублей, а предлагают сдавать урожай сейчас по 7,5-8 рублей. Мы подумали и решили — раз уж столько терпели, сможем и ещё потерпеть, а зерно пусть пока лежит. Сейчас продавать — это как выбрасывать. Смеются мужики — «хорошо жить крепким задним умом»: надо было продавать урожай прошлого сезона сразу, в конце уборки. Но ведь весь предыдущий опыт показывал, что лучше как-то справляться с текущими нуждами, а зерно не продавать быстро. Находили ресурсы и не продавали «с колёс», придерживая хотя бы до нового года. Иначе для чего же склады строились? В хозяйстве для хранения все необходимые мощности есть. И это всегда себя оправдывало. Но прежний опыт не помог — вышло наоборот. — Предлагали нам ещё недавно по 11 рублей зерно продать, так мы даже посмеялись: мол, по 18-19 обычно продаём, а вы так снижаете цену, — рассказывает Павел Ильясович. — А в итоге-то дело пришло к тому, что многие вынуждены хоть по 7 отдавать. Но мы твёрдо решили, что это неприемлемо. Держать будем хоть до следующего урожая, и всё равно ждать цены. Мощностей хранения у нас хватит. Перераспределим склады, подготовим к приёму нового зерна.

Развитие откладывается

Обидно полеводам, что лежит-то зерно хорошего качества, продовольственное. Осталась даже рожь первого класса с числом падения 300, а влажностью 12,9. Ждали аграрии на неё хорошую цену целый год без малого. В прошлом году такую рожь продавали по 17,4 рубля. При хорошей экономике крестьяне начинали думать про развитие хозяйства, стройки затеяли. В прошлом году много построили — гараж для крупногабаритной техники, склад на тысячу квадратов с асфальтированием. Техники много приобрели: посевной комплекс, погрузчик, новые «КамАЗы», кормо- и зерноуборочные комбайны. — Весь арсенал знатно обновили, можно было, казалось, жить и работать, — вздыхает руководитель. — Люди только-только вздохнули, но обрушение цен нам все планы сорвало. А ведь у нас даже коллектив сложился почти без кадрового дефицита. Нехватка людей осталась только в животноводстве. И парни у нас замечательные, работящие, молодёжь есть. Но обесценили результаты нашего труда и в поле, и на ферме. Ничего не подешевело только в других сферах. Нам же опять добавили проблем. Ждали скидок на электроэнергию, но получили всё наоборот: ещё недавно платили за неё по 9,8 рубля, а вот уже приходят счета по 10,2 рубля. И вот он, нелёгкий выбор из двух зол: что нарушать — поле или ферму?

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Вадский округ.