ПАДАЛА И ПОДНИМАЛАСЬ

   С сильным характером любое препятствие преодолимо

Мудр всё же русский народ, иначе не подметил бы, что стойкость гору берёт. Валентина Савельева своим примером доказывает: да не одну. Закалять характер начала ещё в молодости, когда она — бывший главный бухгалтер колхоза имени Ленина, упавшего в пропасть, возглавила образовавшийся на его руинах СПК «Вазьянка». Наследство молодому хозяйству от прежнего досталось незавидное: старая техника и дворы, немного коров и много долгов. Валентине Валерьевне не было ещё и 30, когда впряглась в этот воз. Шесть лет боролась за живучесть корабля, а затем решила идти другой дорогой.

Семейная марка

Про семейную ферму Валентины и Александра Савельевых из Вазьянки Спасского округа «Земля нижегородская» рассказывала не единожды. Начиналась она с четырёх коров, сейчас их 230. Не будем рассказывать о том, каким тернистым выдался путь из точки «А» в точку «Б». Упомянем лишь, что ферма Савельевых горела дважды. Во втором пожаре удалось спасти 30 коров. Требовалось принять решение: либо продавать животных, либо строить новую ферму. Второй вариант сложнее и хлопотнее. Но когда это Савельевы искали лёгких путей? Придумали проект, оформили кредит, часть расходов покрыла государственная поддержка. Хозяйство росло, крепло, супруги строили планы развития, но… Валентина Валерьевна осталась одна, муж трагически погиб. Пережить личную потерю помогло своё дело. И ещё дети — Диана и Саша. Несмотря на то, что главы хозяйства не стало, ферма сохранила семейную марку.

Не под диктовку

Крестьяне — народ трудолюбивый, им бы ещё хорошо развитую коммерческую жилку, тогда не кивали бы так часто на проблемы со сбытом. Кто-то поставляет продукцию переработчикам, другие — перекупщикам. И в том, и в другом случае цену диктует не крестьянин. Валентину Савельеву такое развитие событий не устраивает. Ещё будучи руководителем СПК «Вазьянка», дала себе зарок: не иметь никаких дел с молочными заводами. Ей тогда приходилось в буквальном смысле выбивать деньги за поставленное сырьё. Позже по этой же причине отказалась от сотрудничества с перекупщиками и решила реализовывать молоко напрямую населению. Когда Савельевы открыли свою ферму, уже тогда занимались переработкой сырья. Кустарным способом делали сметану, творог, сыр. Позже разжились коекаким оборудованием, но мечтали о перерабатывающем цехе. Мечта сбылась. Дочь Савельевых — Диана Соколова, окончила экономический факультет Нижегородской сельхозакадемии, вернулась в Вазьянку и открыла своё КФХ. Как начинающий предприниматель получила от государства грант по программе «Агростартап». Его хватило на частичную покупку оборудования. В результате в Вазьянке появился мини-молочный завод, перерабатывающий в сутки до 3 тонн сырья. Из него готовят творог, сметану, сливки, ряженку, кефир, йогурты и более десяти видов сыра. Валентина Валерьевна в этом деле настолько поднаторела, что выпускает продукцию по собственным рецептам.

Укрощение строптивых

На ферме тоже произошли изменения. Ещё недавно в хозяйстве Савельевых-Соколовых придерживались курса на голштинизацию. Коровы такой породы отличаются повышенной продуктивностью и повышенной же капризностью. Их здоровье хрупкое, блюда на столе требуются особые. Валентина Валерьевна решила добавить своим питомца стойкости. В хозяйстве перешли на искусственное осеменение. Технология позволяет разбавлять монопороду, и теперь голштины получают всё лучшее от айрширов и джерси. И те, и другие по сравнению с пеструхами, не велики. Но компактные формы компенсируются целым букетом преимуществ. Айширы, к примеру, непритязательны, отличаются продуктивным долголетием, дают молоко с высоким содержанием жира и белка. Правда, характер сложный, но в фермерском хозяйстве умеют укрощать бурёнок с норовом. Общемировое стадо джерси по численности уступает лишь голштинскому. При этом превосходит конкурирующую породу с точки зрения экономической выгоды. Крохи-джерсийцы не столь требовательны к качеству кормов, да и нужно им съестного гораздо меньше, а молока дают вдоволь. Да какого — жирностью 6-8 процентов. Оно ценится гораздо выше молока коров других пород. Для переработки оно подходит лучше всего.

Красиво подать

Сбыт продукции начинали с близлежащих территорий — родного Спасского и соседнего Лыскова. Очень скоро Валентине Валерьевне в таких границах стало тесно. И она отважилась выйти на нижегородский рынок. Ни один месяц потребовался, чтобы жители областного центра распробовали фермерскую продукцию. Сейчас Савельвы-Соколовы реализуют молочку в нескольких городах региона, а в Нижнем Новгороде закрепились в ряде торговых точек. Не отказываются и от возможностей интернет-площадок. Однако Валентине Валерьевне уже и в этих рамка неуютно. Подумывает выходить на прилавки крупных сетей. На пути реализации планов стоит два препятствия: объёмы, торговые гиганты признают только большие масштабы, и упаковка, чтобы продать продукт, его нужно грамотно подать. — Подобрали необходимое оборудование, — рассказывает Валентина Савельева. — На его покупку требуется 15 миллионов рублей. Плюс установка, наладка, тара, этикетки. Мы уже готовы были пойти на такие расходы, но нынешняя ситуация на рынке сельхозпродукции заставляет притормозить с реализацией планов.

Поставщики не в обиде

Есть такая пословица: устоишь сегодня — завтра вздохнёшь свободно. Вот с ней Валентина Валерьевна поспорила бы. Из скольких сложных ситуаций выходила победителем, но до сих пор дышится ей не свободно. Она не просто фермер, представляет область в профессиональных объединениях и ассоциациях. Принимает участие во Всероссийских съездах глав КФХ, дважды встречалась с президентом страны Владимиром Путиным. Именно к нему в начале года обратилась с открытым письмом, в котором перечислила препоны, встающие на пути российского фермера. — Значительно выросла себестоимость продукции, — Валентина Валерьевна начинает с главного. — Цена заквасок, которые используем, поднялась в три раза, тары — в два-два с половиной. За киловатт электроэнергии перечисляем больше 10 рублей и если чуть задерживаем авансовый платёж, энергетики тут же грозят отрезать линию электоропередач. Стоимость сопроводительных ветеринарных документов выросла в разы. Чтобы оформить бумаги на один вид продукции, нужно выложить от 15 до 40 тысяч рублей. Каждому животному присваиваем идентификационный номер. Процедура обязательная, платная — от 100 до 200 рублей за голову. И ещё новые законы. Один из них касается отходов животноводства. Если берём на себя обязательство превращать навоз в удобрение, нужно оборудовать площадку в соответствии с техрегламентом. А это немалые расходы. Кроме того, с 1 декабря вступает в силу обязательный порядок маркировки фермерской молочной продукции в системе «Честный знак». До этого она была добровольной. Нужно будет заказывать коды и наносить их на упаковку. Без соответствующего оборудования требования не исполнить. Придётся покупать. Государство, конечно, помогает. Но субсидии не перекрывают издержки. Перерабатывающий цех Савельевых-Соколовых работает не только на своём сырье. Валентина Валерьевна организовала сельхозкооператив, возглавила его и приобретает молоко у участников объединения. Закупочную цену держит: фермеров негоже обижать — сама фермер.

Ночь на сеновале

О планах развития этого КФХ так бы и не узнали, если бы не начальник управления сельского хозяйства Спасского округа Яков Глотов. Он чуть приподнял полог над тем, что Валентина Валерьевна предпочитает держать в секрете. Она сторонник такой позиции: сначала сделай, потом рассказывай. Поэтому речь поведём о том, что уже делается. В фермерском хозяйстве налажена переработка не только молока, но и мяса. Из него готовят полуфабрикаты: пельмени, котлеты, голубцы, хинкали. Объёмы небольшие, нет специального оборудования, всё делают вручную. Но продукция пользуется спросом, что заставило Валентину Валерьевну задуматься об открытии второго перерабатывающего цеха. Есть и ещё одна идея — коллективная. В Спасском округе хотят запустить гастротур по деревням и сёлам. В здешнем краю есть фирменные продукты — бренды территории: яблоки, огурцы, картошка. Блюда из них готовят особенные, с местным колоритом. Ими планируют угощать гостей и проводить для них мастер-классы. Савельевы, к примеру, могут научить варить сыр, печь хлеб. Валентина Валерьевна готовит его по старинному рецепту, на заквасках. — Хотим организовать деревенские посиделки, — развивает она тему. — Или ночёвку на сеновале. Готовы вложить в реализацию планов и свои средства. Но если бы государство оказало поддержку, мечты быстрее бы стали реальностью. Яков Глотов главе семейной фермы даёт ёмкую характеристику: пока есть такие люди как Савельева, деревня живёт. С поставленной оценкой не поспоришь. Валентина Валерьевна в себе уверена: как бы ни было тяжело, справится. За детей переживает, хочется, чтобы им жилось и работалось полегче. Диана вместе с семьёй уже пустила в Вазьянке корни, а теперь и сын Валентины Валерьевны — Саша, студент вуза, подтягивается к семейному бизнесу. Недавно «Земля нижегородская» объявила Валентину Савельеву «Человеком года-2022». Она заслужила звание как никто другой. Несдающаяся — и этим всё сказано.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Спасский округ.