НЕ ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО, А НЕДОПОКУПАЕМОСТЬ
На проблему падения закупочных цен можно смотреть под разным углом. Генеральный директор Нижегородского молочного союза Николай Трофимов обозначил видение кризиса в отрасли так:
— В новых условиях труднее всего будет предприятиям малых форм. Рынок построен так, что чем больше товарной продукции, тем больше возможности выстроить технологию, получить более качественное молоко и выгодно его продать. С крупными клиентами удобнее работать, их больше ценят закупщики и переработчики, дают цену процентов на 10 больше от среднего. Мелким хозяйствам выживать труднее, но сегодня появляются новые возможности для фермеров в доступе на локальные рынки. Можно больше продавать напрямую конечному потребителю и молока, и продуктов переработки. Обходиться без посредников выгоднее. Многие крестьянско-фермерские хозяйства сегодня продают молоко напрямую по 60 рублей за литр и выше, а средняя цена сдачи на завод в пределах 30 рублей. В цену закладывается много факторов, для переработчика важен стандарт первого сорта: 3,4 процента — жир, 3 — белок. Кто умеет хорошо работать с кормами, получают жир до 4,3 процента. Коэффициент жиро-белковой формулы даёт цену как раз на 20 процентов выше за счёт этих показателей. Сегодня не только качество определяет цену. Есть нюансы технологий и возможностей по кормлению. Это особая экономика биотехнологических стандартов. В её основе — выход молока на единицу корма. При такой системе принято отталкиваться от единицы сухого вещества. Считается правильным, когда на одну сухую единицу полноценного корма приходится 1,7 литра товарного молока. Соотношение сухой смеси и молока 1/1,7 показывает, что на кормах не сэкономишь. Средняя себестоимость полноценной кормовой смеси сегодня 17 рублей за килограмм сухого корма. То есть, за 1,7 литра молока даже при ценнике в 30 рублей выручаем 51 рубль. Видим, что «экономика хорошего кормления» позволяет быть с прибылью и сейчас. Проблема низкой цены — государственная. Всем важно, чтобы было что продавать и на внутреннем, и на внешнем рынках. У государства есть инструменты, чтобы воздействовать на любые отклонения. Возникла ситуация, при которой якобы сложилось перепроизводство молока на рынке. Но это не так. На рынке нет перепроизводства, просто население не может себе позволить ставшие дорогими молочные продукты. По медицинской норме человек за год должен съедать молочных продуктов в пересчёте на молоко 325 кг, а съедает 239 кг. Больше не позволяет карман, то есть наше питание не соответствует здоровому образу жизни. Так что у нас не перепроизводство, а «недопокупаемость» вследствие малого уровня доходов. На рынке есть формула «спрос равен предложению». До начала года всё примерно этому соответствовало. Производственникам рынок посылал сигнал — всё хорошо, занимайтесь расширением. Молочная отрасль страны за прошлый год примерно на 800 тысяч тонн прибавила товарного молока. Но оказалось, что девать это молоко некуда. На экспорт продали меньше на 17 процентов, а по импорту завезли меньше всего на 8 процентов. На рынке оказался возросший объём молока. Переработчики увеличили складские запасы на 38 процентов к предыдущему году, что и вызвало снижение цены. Кроме того, молоко — биржевой продукт, так что и на бирже цены пошли вниз. На сухое молоко обвалились процентов на 40. Это усилило эффект якобы перепроизводства. А на сырое молоко — снижение процентов на 15-17. Но на прилавкето цена мало снизилась. В феврале снижение цен на молочные продукты произошло на 1,5 процента. Это так называемая рыночная спекуляция, ею занялся антимонопольный комитет. В перспективе производство молока продолжит расти. С начала года в России поступило на рынок 200 тысяч тонн дополнительной продукции. До конца года прибавятся ещё 800 тысяч тонн молока. Его опять куда-то надо девать. Наши товаропроизводители в этой ценовой парадигме работать просто не в состоянии, остаётся разориться или порезать коров. Сейчас около 15 тысяч животных находятся в хозяйствах, которые при этих ценах просто не выживут. На обсуждении в агрокомитете Государственной Думы пришли к тем же выводам. Да, нам могут увеличить поддержку. Но, заглядывая вперёд, надо учиться производить дешёвое и качественное молоко, переходить в категорию эффективных хозяйств. Выход только в уменьшении издержек и увеличении продуктивности. Надо и больше кормить, и больше доить — только тогда себестоимость молока пойдёт вниз.
Подготовил Александр КУРИКОВ.
Фото Александра СИНИЦЫНА.