ДВА ХРАМА ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ
В здании, спроектированном именитым архитектором, им не тесно
Богоявление Дальнеконстантиновского округа будто в чаше спряталось: до поры до времени его не видно. Но вот дорога входит в поворот, сбегает с возвышенности и там, у её подножья, словно на ладони — аккуратное село, сбитое из ладных домов, обступивших кольцом величественный белоснежный храм. Он стоит на пересечении путей-дорог и исторических линий. В 1812 году через Богоявление из Нижнего Новгорода в Арзамас шли ополченцы на войну с французами, в обратном направлении везли тяжелораненых. А в 1941-м, поздней осенью, сюда со всей округи прибыли старшеклассники, молодые женщины, чтобы под руководством мужчин, в силу возраста или состояния здоровья не способных держать оружие, возводить рубеж обороны.
Тщанием князя и прихожан
Нынешнее своё название село получило в XVII веке. А до этого величали Инелеем. Когда-то в тех местах жила мордва. Потом её потеснили русские. И вот пошла как-то крестьянка на ключ. Наклонилась к источнику набрать водицы и в хрустальной глади узрела лик Божий. Вскоре выстроили деревянный храм в честь Богоявления Господня, а село назвали сообразно чудесному видению. В исторических хрониках от 1774 года сохранилась такая запись: «Богоявленская церковь с приделом святого Николая Чудотворца с новыми брёвнами, перестроена к освящению, во всём подготовлена». Провёл богослужение архимандрит Дмитрий Оранский. В 1799-м в селе разбушевался пожар. В ту пору огонь уничтожал за раз города и деревни чуть ли не подчистую. Не минула участь сия и Богоявление. В пламени погиб деревянный храм. Село входило во владения князя Грузинского, именно он в Отечественную войну 1812 года состоял начальником Нижегородского губернского ополчения. В честь победы русского воинства задумал выстроить на тех землях каменный храм. Проект церкви разработал Огюст Монферран — российский архитектор французского происхождения. Это он строил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, придумал облик Манежа в Москве. Храм в Богоявлении возводился «тщанием князя Грузинского и прихожан». Место величественному зданию выбрали под стать. Видно его было за 50 вёрст вокруг. Церковь построили с колокольней и тремя престолами: главный, в летнем храме — во имя Богоявления Господня, в правом тёплом приделе — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в левом — во имя Святителя и Чудотворца Николая. Позже возвели трапезную и каменную ограду с железными решётками. На содержание церковного хозяйства уходили доходы кружечные — то, что собирали во время служб, пожертвования, и то, что приносила земля. Угодий насчитывалось 36 десятин. Поля малоплодородные, сдавались в аренду крестьянам.
Нуждается в лечении
Увы, новая власть храм не пощадила. Он не избежал участи тысяч других — разорённых, уничтоженных после революции. Уже в 1918-м богоявленский священник Рафаил Певницкий составлял опись церковного имущества. А в 1922-м ценности пришли изымать. Из-за скудных почв земледелие особого дохода не приносило, собранный урожай, как ни старались, растянуть до нового не получалось. Мужики, чтобы прокормить семью, на зиму уходили на заработки: кто лес валить, кто дуги гнуть, кто на завод вербовался. Советские уполномоченные пришли грабить храм, когда в селе одни женщины остались. Некому было дать отпор. На первый взгляд некому. На защиту веры встала молодая крестьянка Дуня Панова. Собрала женщин, и они непроходимой преградой встали у ворот церкви. Зачинщицу арестовали, несколько месяцев она провела в заточении. В заступниках у неё было всё село, местный священник отправил десятки писем в разные инстанции. Дуню отпустили. Но ценности церковные всё же вывезли. А в 1937-м храм закрыли. Более полувека пребывал он в забвении, пока не было принято решение о восстановлении. Дело шло тяжело, работы предстояло много, а оплачивалась она исключительно из пожертвований прихожан. Храм нуждался в обновлении как изнутри, так и снаружи. В 2013 году его под крыло взял Крестовоздвиженский женский монастырь Нижнего Новгорода. Средств на восстановительные работы прибавилось, но… — Рады любой помощи, — говорит послушница Валентина. — Сейчас ведётся роспись храма, его внутренняя отделка. Был такой случай: пришла женщина помолиться, разговорились, она пожаловалась на состояние здоровья, а я поделилась нашими трудностями. Храм ведь тоже болеет и нуждается в лечении, и стоит оно очень дорого. Например, нужно плиткой выложить пол. Материал купили, а работу оплатить нечем. Женщина прониклась и сделала пожертвование. На те деньги уложили плитку. Валентина вместе с другой послушницей постоянно при храме. Живут в доме рядом, организуют занятия в воскресной школе при церкви. Восстановительные работы не мешают проведению служб и таинств. На большие праздники храм полон прихожанами. Но в обычные дни совсем немного людей заглядывает сюда, чтобы обратиться к Богу.
Воинственный образ
В 2000-м церкви Богоявления Господня присвоен статус памятника истории и культуры регионального значения. Она уникальна не только своей архитектурой, но и внутренним убранством. Росписью храма занимался Александр Шмидт, художник Арзамасской Ступинской школы. Редкие иконы по большей части утеряны — вывезены в эпоху безверия в неизвестном направлении. Но некоторые удалось сберечь. Один из престолов освящён в честь Николая Чудотворца. В храме установлен Можайский образ Святителя. Обычно его изображают в полный рост с книгой и платом, однако на этой иконе он в несколько воинственном облике — с мечом и с разведёнными в стороны руками. Существует легенда, рассказывающая о том, как появился образ. Однажды город Можайск — нынешнее Подмосковье — подвергся нападению. По одной из версий, произошло это во времена татаро-монгольского ига, по другой — осаждали его кочевники. Защитники города обратились с мольбами о помощи к Святителю Николаю. И явилось чудо. Супостаты узрели его фигуру с мечом в правой руке и миниатюрным храмом, обнесённым крепостными стенами, в левой. Нападавшие в страхе разбежались, а Можайск выстоял. В этом же образе Николай Чудотворец смотрит с Никольской башни столичного Кремля. А в нашей области такой иконе можно поклониться лишь в Арзамасе и в Богоявлении. — Вера — это труд, — говорит послушница Валентина. — Но люди в основном не осознают этого. Приходят в храм, ставят свечу к иконе и всё. Но получается, что трудится не человек, обратившийся к Богу со своей требой, а свеча.
Достойны памяти
Храм в Богоявлении тесно связан с императорской семьёй. Ещё в 1892 году по предложению пристава Быкова построили часовню в честь чудесного избавления наследника Цесаревича Николая Александровича от грозившей ему опасности. Годом ранее на жизнь последнего российского императора в Японии покушался полицейский. Он нанёс будущему государю два удара саблей. Раны оказались не опасны для жизни, но Николай тут же прервал визит в Страну восходящего солнца и вернулся на ожидавший его крейсер, взяв курс на Владивосток. Он ещё даже не вступил на престол, а судьба уже посылала чёрные метки. Жизнь оборвалась трагически. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года императорская семья была расстреляна. 17 июля Русская православная церковь определила датой поминовения Страстотерпцев Николая II, его супруги Александры Фёдоровны, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Именно в этот день в 2022 году в Богоявлении прошла первая служба в храме в честь императорской семьи. Решение организовать его пришло к настоятельнице Крестовоздвиженского монастыря игумении Филарете в 2018-м. В том году сравнялось ровно 100 лет с момента безвременной гибели императорской семьи. И в том же году в Богоявленской церкви завершились работы по укреплению фундамента, что позволило использовать цокольный этаж под нижний храм. В смежном помещении обустроена галерея. Со стен смотрят одухотворённые лица царских особ. — Это сестра Александры Фёдоровны — Елизавета, — послушница Валентина обращает внимание на одну из фотографий. — Лютеранка, дала обет не выходить замуж. Но сочеталась браком с Великим князем Сергеем Александровичем, однако жили с супругом как брат и сестра. Приняла православие. Когда в 1906 году муж погиб от рук террориста, Елизавета нашла в себе мужество навестить убийцу в тюрьме. Тот не захотел с ней разговаривать. Тогда женщина передала икону и заверения в том, что простила преступника. Елизавета раздала всё своё имущество, купила участок земли в Москве и организовала Марфо-Мариинскую обитель, где стала настоятельницей. Службы в нижнем храме идут два раза в месяц. А после его открытия в течение 40 дней проводили литургии в память о расстрелянной царской семье. — Эти люди являются примером жертвенности, благочестия, — говорит послушница Валентина. — Например, Александра Фёдоровна и её старшие дочери в Первую мировую войну ухаживали за ранеными. Они старались облегчить людские страдания. Многие ли из нас по доброй воле станут врачевать гнойные раны? Таких людей надо почитать, они достойны нашей памяти.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото автора.
Дальконстантиновский округ.