09.03.2023

С ГОЛОВОЙ В ОМУТ, ПОЛНЫЙ СВЕТА

Особенный мир сохранило время

Женский голос выводит протяжный печальный мотив. Картины величественной Камы на экране сменяются старыми храмами и выразительными лицами резных богов. Так встречает гостей выставка храмовой деревянной скульптуры «Пермские боги» (6+), открывшаяся в Манеже Нижегородского художественного музея. Это самая удивительная коллекция Пермской художественной галереи.

Авторы неизвестны

Выставка «Пермские боги» посвящена деревянной храмовой скульптуре Пермского края. Она затягивает, как омут, — но омут, полный света. Она потрясает художественным изображением святых, ангелов, архангелов, распятий — потрясает их наивной или филигранной красотой. При виде деревянных храмовых скульптур многим приходит на ум сравнение с западноевропейскими изваяниями — точёными, красивыми. Пермские святые не такие тщательно вырезанные и проработанные. Но в них чувствуется душа. Пермь находится на стыке Европы и Азии, и эта особенность отразилась во многих культурных явлениях региона. В том числе, в храмовой деревянной скульптуре. Считается, что скульптура в православии запрещалась: сначала в рамках борьбы с идолопоклонством, затем — в связи с западноевропейским влиянием. Действительно, история храмовой скульптура драматична, она знавала годы расцвета и гонений. Встречалась, тем не менее, по всей стране, однако только в Перми волей обстоятельств удалось сохранить самую большую коллекцию самобытной храмовой скульптуры. Это очень сложный мир, в котором соседствуют множество изображений христианских святых, двунадесятых праздников и других сюжетов Священного Писания. Мир этот — особенный. И, в первую очередь, эта особенность обусловлена взаимоотношениями с богами самих пермяков, народное почитание. Авторы скульптур — художники из народа, почти все имена их неизвестны. — Скульптура в церквях на Руси была, и иконостас она всегда украшала, — рассказывает Надежда Беляева, президент Пермской художественной галереи. — Запретительные действия начались с XVIII века. Указы, запрещающие скульптуры, Синод издавал вплоть до 1918 года. Однако Пермь находилась достаточно далеко от столицы. В пути от Перми до Сибири и обратно можно было провести пять месяцев, и чуть поменьше — из Петербурга до Перми. В экспедициях начала 20-х годов сотни образцов храмовой скульптуры удалось спасти. Иначе она была бы разрушена так же, как разрушены храмы.

На лошади и на барже

Имя человека, благодаря которому «Пермские боги» сохранились, — Николай Серебренников, сотрудник галереи. В поисках храмовой деревянной скульптуры он с коллегами объехал более 80 городов, деревень и сёл, по рекам на пароходе, по суше на лошади и на поездах. За шесть поездок неутомимые собиратели преодолели больше 5 тысяч километров. Попутно расспрашивали местных жителей и священнослужителей о самих скульптурах, их авторах-резчиках. Всего собрали 396 скульптур из церквей (позже новые резные работы отдавали в галерею сами их владельцы). Николай Серебренников расспрашивал местных жителей о резчиках, материалах, которые они использовали, записывал легенды. Благодаря экспедициям мы сегодня можем многое узнать об этом удивительном феномене. Резали скульптуры мастера из народа. Деревянные заготовки варили в соли, чтобы защитить от огня — в церквях нередки бывали пожары. Вырезанную скульптуру покрывали левкасом и расписывали. Краску делали из цветных камней: малахит, лазурит, киноварь. Минерал перетирали в порошок и смешивали с яичным желтком. Особенность и магия пермской деревянной скульптуры — они портретны. В некоторых ликах узнаваема даже национальность, которую хотел воплотить резчик. Отношение к скульптурам у пермяков было особенное: они видели в них самого бога, а не его изображение. Сохранились свидетельства того времени. Например, скульптурам жители приписывали конкретные лечебные свойства. Заболели зубы — поезжай в часовню, что на устье реки Коса, погрузи деревянные скульптуры, боль и пройдёт. Особенно почитали изваяния Святого Николая. Благодаря популярности у крестьянства его называли «мужицким богом». Целые истории связаны с легендой о хождении скульптур по ночам. Их тоже записал во время своих экспедиций Николай Серебренников. Например, староста часовни в деревне Зеленята уверял, что за восьмилетнее служение сменил изваянию Святого Николая восемь пар обуви — к концу года очередная пара непременно оказывалась изношенной. Когда скульптуры вывозили из церквей, люди с ними подолгу прощались. Если их поторапливали, мол, на воде ждет баржа, они возражали: «Ведь и с людьми прощаются, а это же бог». Они очень трепетно относились к своим богам. Народ делал бога человеком.

С грустью и улыбкой

Название «Пермские боги» принадлежит наркому просвещения Луначарскому. В 1928 году он познакомился с коллекцией галереи, был ею воодушевлён, оставил слова восхищения в книге отзывов. Позже рассказал о деревянных пермских изваяниях в газете и озаглавил статью «Пермские боги». Символичное название прижилось. «Пермские боги» — это множество изображений Святого Николая, Христа с апостолами, ангелов и архангелов. В коллекции ангелов больше 100. Грустные или строгие, задумчивые или с лёгкой улыбкой. Вот выстроились ангелы с орудиями страстей в руках. Это инструменты, которые использовались при казни Христа, правда, бОльшая часть орудий не сохранилась. В составе выставки несколько скульптур, только что отреставрированных в Москве. Они приехали к нам прямо из реставрационного центра — даже пермяки их ещё не видели. Например, это двухсторонний поклонный крест. Транспортировка пермских святых весьма рискованна, изваяния достаточно хрупкие. Тем не менее, появляются новые технологии перевозки ценностей, и в последнее десятилетие скульптура ездит чаще. «Пермские боги» побывали в Париже, в Японии, в Германии, в Пушкинском музее, в Историческом музее Владивостока. После Нижнего Новгорода выставку покажут в Манеже в Санкт-Петербурге, затем в Третьяковской галерее. Религиозная скульптура встречалась и в нашей области. Её образцы можно встретить в некоторых храмах, в музеях. 64 произведения хранятся в Нижегородском музеезаповеднике, 14 статуй и скульптурных групп — в музее Нижегородской епархии, 10 — в Балахнинском музее, 7- в Ветлужском, 4 — в Арзамасском, 2 — в музее Городца.

Светлана КУКИНА

Фото предоставлено пресс-службой НГХМ.