Posted in Музей
01.03.2023

ВРЕМЯ ТИТАНОВ

В музее-квартире А.М. Горького открылась выставка, объединяющая имена Фёдора Шаляпина и Саввы Мамонтова

Дело было в Казани. Пятнадцатилетний Федя Шаляпин отправился на прослушивание в хористы местного театра. Но прослушивание не прошел — подвела возрастная ломка голоса. Зачислили хористом другого молодого человека, простого парня с волжским говором на «о». Проработал он, правда, недолго — петь не умел. Много позже знаменитый певец вспомнил эту историю в разговоре с другом своим Горьким. Алексей Максимович признался, что он и был тем хористом.

Другой опыт

Вот такой случай. Новые краски в истории взаимоотношений двух самородков русской культуры. А рассказала историю Анна Богомолова, старший научный сотрудник музея-заповедника «Абрамцево». Наша встреча состоялась в музее-квартире А.М. Горького в преддверии открытия выставки «Фёдор Шаляпин и Русская частная опера С.И. Мамонтова» (0+). Выставка — часть нового межмузейного проекта «Символ русской мощи и таланта…», посвящённого великому русскому басу. Шаляпинские дни в честь 150-летия со дня его рождения проходят сейчас по всей России. Благодаря этим событиям в Нижний Новгород впервые шагнуло Абрамцево — старинная усадьба, владелец которой Савва Мамонтов был и предпринимателем, строителем железных дорог, и художественной натурой, и выдающимся меценатом. Наследника богатой купеческой семьи, отец постоянно посылал его по за опытом в торговле по городам России. Однажды отправил и в Италию: «посмотреть, как Европа торгует». В Италии молодой Мамонтов буквально заболел искусством. Он стал брать уроки вокала, в Милане, на земле которого стоит знаменитый театр «Ла Скала», занялся постановкой голоса. Его даже пригласили на оперную сцену петь партии в «Норме» и «Лукреции Борджиа». Жёсткое слово отца не позволило Савве принять приглашение, но искусство овладело его душой на всю последующую жизнь.

Творческий котёл в Абрамцево

В середине XIX века многие купцы покупали усадьбы у обедневших дворян. Савва Мамонтов купил усадьбу писателя Аксакова. В стенах Абрамцева расцвёл мамонтовский художественный кружок, здесь же родилась первая частная опера, здесь домашние спектакли складывали традицию усадебной театральной культуры. Мамонтов оказал неоценимое влияние на творческий взлёт молодого баса. Именно он пригласил Фёдора Шаляпина на судьбоносные гастроли в Нижний Новгород в 1896 году. Но не только приглашение Мамонтова сыграло роль в биографии певца. В ту пору он был ещё очень молод, не умел так пластично двигаться, не обладал навыками драматической игры, которые позже поставили его над многими оперными певцами. Многому его обучил Мамонтов, сам обладавший профессиональным голосом. Он учил неопытного вокалиста терпеливо работать, показал ему гимнастику для глотки, которой Шаляпин начинал каждый свой день, воспитывал его вкус, репетировал с ним отдельные сцены, дал ему художественную среду для подпитки таланта и развития души. «Когда Шаляпин уехал из России и выиграл в 1933 году конкурс вокалистов в Лондоне, он назвал Савву Ивановича Мамонтова своим учителем», — подчёркивает Анна Богомолова. Каждый предмет абрамцевской выставки напоминает об этих славных днях и замечательных людях. Картины, эскизы декораций и костюмов к спектаклям выполнены знаменитыми русскими художниками: братьями Васнецовыми, Василием Поленовым и другими участниками абрамцевского кружка. Абрамцево стало местом паломничества художников. В имении регулярно гостили Илья Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Михаил Врубель. Здесь прошло отрочество Валентина Серова, мать которого была дружна с Мамонтовыми. В дружеских и родственных отношениях с хозяевами состоял и Константин Станиславский, двоюродный брат Елизаветы Мамонтовой, супруги.

На «Ковре-самолёте» до «Крайнего Севера»

Любуемся фотографиями. Абрамцевское художественное сообщество, необычный павильон «Крайний Север» для Всероссийской промышленной и художественной выставки, который оформлял Константин Коровин; здание Ярославского вокзала в Москве по проекту архитектора Шехтеля. Многие привезённые фотографии — не просто историческая память, но и безусловные произведения искусства. Например, это фотографии Мирона Абрамовича Шерлинга, выпускника Мюнхенской академии светописи. Как рассказывает Анна Богомолова, он владел техниками бромойль и лучистый гумми (это особые способы печати), они приближали фото к художественным рисункам. Смотрите, смотрите — это «Ковёр-самолёт» на фотографии? Узнаю картину Васнецова из экспозиции нашего Художественного музея. Действительно, это одна из трёх картин, которые заказал Васнецову Савва Мамонтов, закончив строительство Донецкой железной дороги. Он решил украсить интерьеры правления живописными полотнами, символизирующими скорость и богатство железных дорог. Сколько удивительных параллелей здесь можно провести, сколько открытий сделать! Шаляпин в образе Мефистофеля — это изображение растиражировано многочисленными фотографиями и открытками. Но многие ли знают, что наш великий соотечественник пел Мефистофеля не только в опере Гуно, но и в постановке «Мефистофеля» итальянского композитора Арриго Бойто? Премьера бойтовской оперы в театре «Ла Скала» с Шаляпиным в главной роли имела триумфальный успех, умножая славу русского певца. А опера в последующие годы обошла весь мир. Шаляпин позже признавался в воспоминаниях, как менялись его вкусы под воздействием абрамцевского духа. Так, он не сразу оценил Врубеля, которым восхищался Мамонтов. А потом словно глаза раскрылись. Домашние спектакли, атмосфера усадебной культуры, созданный здесь профессиональный театр, где спектакль являлся синтезом искусств, чрезвычайно повлияли на Шаляпина.

Бюст из-за решётки

Одна из скульптур выставки напоминает о драматических днях в жизни Мамонтова. Предприниматель разорился, пошёл под суд в 1899 году и оказался за решёткой. Многие артисты тогда покинули его театр, в том числе и Шаляпин, который ещё раньше получил большой контракт в театре. Считалось, что их дороги разошлись. Однако в тюрьме Мамонтов вылепил бюст Шаляпина. И вот мы смотрим на этот бюст и понимаем, что расхождение этих двух гигантов не было таким уж прямолинейным. Да, Савва Мамонтов не состоялся как артист — как состоялся его родственник Константин Станиславский. Но благодаря ему подняли голову и успешно творили многие гении русской культуры. — Формируя выставку, мы хотели показать истоки, в которых черпали вдохновение творцы. Эти истоки и традиции появлялись в особых местах, в связи с особыми людьми, — объясняет Анна Богомолова. — И время тоже было особое — время людей, которые были титанами. Не правда ли, просится параллель с эпохой Возрождения? Так оно и есть. Савву Мамонтова так и называли: Русский Медичи, Савва Великолепный. Многие купцы в те времена поддерживали искусство — Третьяковы, Рябушинские, Хлудовы, Морозовы. Но только его одного, человека действительно ренессансных данных от природы, называли Русским Медичи. С флорентийским правителем Лоренцо Медичи Великолепным его сближали любовь к искусству и государственный размах дел. Как импресарио Савва Мамонтов явил миру талант Фёдора Шаляпина. И два этих титана, безусловно, представляют лицо своей эпохи.

Светлана КУКИНА

Фото Киры МИШИНОЙ.