14.02.2023

ЛЮБОПЫТЕН ПАРИЖ, А МЫ В КУРМЫШ

Здесь по-другому не только стрекочут кузнечики и шелестят деревья

За окном серая неприветливая нижегородская зима. А здесь на картинах — всеохватное лето, голубые глаза озер и бескрайний небесный окоём. Около шестидесяти живописных работ, написанных летом в Курмыше, рассказывают об этом уникальном селении на востоке области. Выставка открылась в самом сердце Нижнего Новгорода, в залах на площади Минина и Пожарского, она называется «Курмыш глазами художников и детей» (0+).

Несправедливо забытый

Картины, созданные на летних пленэрах, привезли на выставку из Курмыша. История их появления — межрегиональная, поскольку люди, вовлеченные в проект, — из Москвы, Нижнего Новгорода и Чебоксар. Увлеченность профессиональных художников привела в проект местных ребятишек. Вернисаж в залах художественного музея собрал множество заинтересованных людей — экскурсоводов, художников, исследователей старины, историков, краеведов. — Курмыш — настоящая жемчужина земли нижегородской, — увлеченно делится подробностями экскурсовод Елена Денисова. — Это один из старейших городов области: самый старый Городец, за ним Нижний и третий по старшинству — Курмыш. Он был основан в XIV веке, когда еще существовало Нижегородско-Суздальское княжество. Князь Борис Константинович построил селение как пограничную крепость для защиты этого княжества. Курмыш связан с именем Василия Темного, единственного правителя, который был пленен на поле боя, и татарский хан держал его здесь в качестве залога и получил за него довольно большой выкуп. Связан город и с историей Пугачевского бунта. Екатерина Вторая лишила поселение статуса уездного города именно потому, что не могла простить, как радушно жители приняли Пугачева. Об этом несправедливо забытом месте сейчас появляется все больше информации. Люди как будто просыпаются ото сна и начинают интересоваться историей родной земли.

Осколки былого величия

Предыстория нижегородского вернисажа насчитывает шесть лет. В 2016 году московская учительница Александрина Вигилянская мистическим — словно кто-то вел сверху — образом попала в Бортсурманы и Курмыш, хранившие память о её предках на несколько поколений вглубь истории. — Святой праведник Алексий Бортсурманский, служивший в Успенском храме в селе Бортсурманы, оказался моим дедушкой с пятью «пра», — рассказала она. — Его правнук — священник Алексей Вигилянский — был настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Курмыше. Рождественский храм предстал перед глазами Александрины в плачевном состоянии, обезглавленный и захламленный. Долгие годы в нем работал сельский клуб, росписи закрыты масляной краской, в церковном пространстве выстроена сцена и актовый зал. Все внутри было завалено мусором, стены съедал грибок. Мысль о восстановлении храма пришла сразу. Во внимании и заботе нуждалась не только БогородицеРождественская церковь. В селе множество исторических зданий — объектов культурного наследия: высшее начальное училище, комплекс уездной полицейской управы, корпус земской больницы, старинные жилые дома. Все они — осколки былого величия. Как сохранить, восстановить, показать людям эту красоту, привлечь их внимание? Восстановление храмов и памятников стало программной целью Благотворительного фонда Святого Алексия Бортсурманского, который возглавила Александрина. К юбилею села был приурочен большой проект «Курмыш: вернуть нельзя потерять», который осуществлялся при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Серия художественно-просветительских пленэров органично вписалась в юбилейные мероприятия. К участию в пленэрах пригласили заслуженных художников Чувашской Республики, мастеров-живописцев других регионов. Сельские ребятишки не остались в стороне, быстро стали полноправными участниками творческого процесса. Среди участников — и учащиеся православной гимназии Дзержинска, и французская художница Лоранс Гийон. Художникам удалось передать в своих работах притяжение Курмыша: ходишь от картины к картине, и вдруг одна из них буквально удерживает на месте, словно кто-то включил невидимый магнит. А начинаешь фотографировать — не дается: вся магия исчезает в цифровом варианте.

Потрясение редкого места

Один из участников пленэров — директор Чувашского государственного художественного музея, заслуженный художник Чувашской Республики Геннадий Козлов. Из Курмыша до Чувашии рукой подать — вот она, на другой стороне Суры. Здешние виды его потрясли, особенно старица Суры — «божественно тихое красивое место, где водная гладь растворяется в небе», по словам художника; центр села, вид на Чувашию через Суру. Ощутил он и таинственную энергетику этого места, как это свойственно художникам. Пошел однажды утром на Лепский пруд, и все вокруг заволокло туманом, он шел практически на ощупь и вот тогда прочувствовал этот пруд, в котором словно концентрируется вся энергия Курмыша. Картина Геннадия Козлова «Лепский пруд перед грозой» — та самая, которая «не хочет фотографироваться». — Не дается, — подтверждает автор. — Есть такие работы, которые не дают себя фотографировать. Любой житель Чебоксар красотой не обделен: город ухоженный, чистый, живописный. Что такого есть в Курмыше, что поразило творцов из чувашской столицы? — Первое, что меня потрясло, когда приехал, — время словно остановилось, — признался Геннадий Козлов. — Застывшие церкви, природа. Деревья колышутся по-другому, сверчки стрекочут по-другому. Там все другое, и роса, и люди. Курмыш тебя сразу засасывает и себя отдает, это редкое место. Там каким-то особым образом внедряешься в русскую православную духовную культуру, она тебя пускает внутрь, в естество. Художник рассказал историю, как писал этюд на берегу Суры. Увидел его местный житель да и пригласил в свой дом, посадил в беседку, из которой открывается вид на Суру. — Красиво? — спрашивает. — Ну вот и работай. Если захочешь пить, заходи в дом, там открыто, найдешь кастрюльку с компотом. А я приду через полтора часа.

Ладошка над страной

— Я был потрясен, — искренне сказал Геннадий Козлов. — Такой уровень доверия ко многому обязывает. Мы сейчас думаем, что наивность — это возможность человека обмануть. Но эта наивность русского человека — от Бога. Господь держит над Россией ладошку. Из Чебоксар приехала на пленэры Наталья Смирнова. Она работает в Чебоксарском педагогическом университете имени Яковлева, доктор педагогических наук заведующий кафедрой изобразительного искусства и методики его преподавания. В Курмыш ее пригласила также Александрина Вигилянская. — Первый дом для работы выбрала старинный, с навесом и уникальными воротами, таких больше нет здесь, — вспоминает Наталья Борисовна. — Проходит мимо женщина, говорит, да что же вы рисуете, это же руины, смотреть страшно. Вон рядом какой красивый новый дом! А дом рядом — весь в пластике, за железным забором. К большому сожалению, не все понимают подлинную красоту. Одна из работ Натальи Смирновой запечатлела три именных кирпичика со знаковыми женскими именами: «Вера, Надежда, Любовь». Тоже чудесная история. Когда возвращали в лоно церкви Рождественский храм, люди жертвовали на его восстановление. На Руси есть традиция: именные кирпичи, с именами жертвователей. Люди стали жертвовать, и Александрина специальной машинкой гравировала на кирпичах их имена, и выкладывала эти кирпичи с именами жертвователей, и фотографировала. Однажды глянула — рядом словно сами встали кирпичики с этим христианским символом. И Наталья Борисовна запечатлела эту случайную неслучайность в одной из своих картин. Её девятилетняя внучка, глядя на работу, задумчиво сказала: «А действительно, что еще человеку надо? Вера, Надежда, Любовь».

Светлана КУКИНА.

Фото из открытых источников и пресс-службы НГХМ.

Пильнинский округ.