09.02.2023

НА ТАКОЙ ФЕРМЕ ОСТАНУТСЯ РАБОТАТЬ ДЕТИ

Проблема преемственности активно обсуждалась на областном совещании

Круглый стол на тему «Идеальная крестьянская молочная ферма — какая она?» проведен по инициативе регионального Молочного союза и минсельхоза области. Собравшихся интересовали вопросы о механизмах господдержки, тонкостях работы ветеринарии в передовых хозяйствах, развитии племенного дела и воспроизводстве стада. Потенциал у животноводов области немалый, и организаторы предложили на рассмотрение разные варианты для развития всех видов хозяйств.

«Хватай-неси» — это в прошлом

Сегодня открыть молочный бизнес несложно — труднее его грамотно развивать. Что же нужно сделать, чтобы крестьянская ферма стала действительно «идеальной»? Тем более что молочная отрасль страны столкнулась с целым рядом новых вызовов. Генеральный директор Нижегородского молочного союза Николай Трофимов обозначил проблему так: — Сегодня по ряду обстоятельств мы системно не готовы, чтобы фермер создавал современную молочную ферму, зарабатывал на ней деньги и его дети хотели бы там остаться, чтобы жить и работать. Надо понять, в чем мы не правы, как сделать, чтобы эта ферма жила, чтобы их становилось больше. В области действует свыше 280 молочных фермерских хозяйств со средним поголовьем 54 коровы. Всего в них по области более 15,3 тысячи коров. Николай Евсеевич отметил, что ни в одном государстве фермер не предоставлен сам себе. Причина проста — технологии стали сложнее, хозяину невозможно быть едину во многих лицах. Если объединенные усилия общества и государства направлены на субъект — фермера, то этот субъект выживает. При создании современного животноводческого предприятия важно учитывать, есть ли на селе люди, готовые работать и осваивать высокий уровень технологий? Да и в центрах принятия решений готовы ли поддерживать фермера? Самим же владельцам молочных ферм следует понимать и учитывать запросы своих работников, изменившиеся на современном этапе. Никто не делает выбор в пользу тяжелой работы в грязи. Никто не стремится прийти на ферму, где всегда стоит тяжелый запах. Работодателю, организующему труд по старым технологиям, трудно найти персонал. Трофимов особенно отметил новую тенденцию в запросах современного работника: — Человек хочет, чтобы его труд был в значительной мере интеллектуальным, а не просто «хватай-неси». Кто этого не понял, сегодня работников уже лишился. Таким приходится трудовой ресурс завозить со стороны. В проект современной фермы надо закладывать даже свободное время для самого фермера и для его работников. Никто уже не согласен работать без выходных. При этом очень важна преемственность. Если следующее поколение семьи на созданной тобой ферме работать не хочет, то это просто зря потраченные деньги. Значит, такой проект никому не нужен.

Робот против привязи

Надо иметь в виду, что современные технологии во всем лучше старых — выше конверсия, лучше работа с генетикой, производительнее характер труда. Попросту доить удобно. Есть пример: в Дальнеконстантиновском округе два хозяйства с правильно организованными техпроцессами надоили более 12 тонн на корову за год, а одно — почти 13 тонн. При этом ничего революционного в их действиях не было, просто соблюдали все требования к современной молочной ферме. Николай Евсеевич особо остановился на примере сельхозпредприятия, где в качестве эксперимента заложили все три способа доения — привязь, доильный зал и робот. Остальные условия для всего скота одинаковые. В итоге по человеко-часам на один центнер молока роботизированной ферме потребовалось в 4 раза меньше людей. По кормовым единицам на литр молока затраты тоже заметно меньше именно на роботе. Руководитель Молочного союза предложил обсудить, как же создать работающую систему в нашей области, чтобы фермер не был одинок, ему были доступны технологии, в результате чтобы у нас появлялись фермы современные и эффективные, где хотели бы работать дети этого фермера. Для этого в регионе есть все: ветслужбы, финансовые организации, самозанятые инициативные граждане, выстроенная система подготовки специалистов. В ряде областей поставленный вопрос решается осмысленно — как политическая задача. Одно из направлений — роботизацию — собравшиеся увидели на примере хозяйства Валентины Дубневой, о котором газета рассказывала в прошлом номере.

Из банкротов в лидеры

Другой модуль решения проблем предложили на совещании гости из Татарстана. Работающий пример кооперации представил в своем докладе председатель сельхозкооператива «Монокорм» Алексей Леонтьев. Создано оно на базе хозяйства, находившегося в предбанкротном состоянии, надаивавшем 1,8 тонны молока (сейчас в нем же — больше 30 тонн). Люди взялись за выделение паев в желании самостоятельно производить хорошую дешевую продукцию. Но для этого надо было получить дешевый корм на этих полях. У нынешнего руководства объединения возникла идея на базе хозяйства создать сельхозкооператив. Участникам предложили забирать молоко на 1,3 рубля дороже других скупщиков, а цену на корма давать на 10 процентов ниже. Задача кооператива — производство высококачественных кормов, а фермер озабочен только производством молока. — Сказал коллегам — один в поле не воин, — вспоминает Алексей Иванович. — Мы зарегистрировали кооператив, получили республиканский, а потом и федеральный грант. Начали собирать молоко. Постепенно приобретали технику для заготовки монокормов. По примеру коллег из Израиля создали кормовой центр, где замешивали полноценный многокомпонентный рацион для скота с разными показателями. С фермера мы снимаем множество хлопот, он у нас занят только производством. В кооперативе есть осеменатор, зоотехник, ветврач. Эти проблемы фермеру уже не надо решать самому. Идея оправдалась: мы на фуражную голову в день доим 30 кг, а, собирая молоко от населения, видим, что у них выходит 10-12 кг на голову. А ведь генетика скота одинаковая.

Не обязательно «душить»

Хозяйство обрабатывает более 4,5 тысячи га земли. Поголовье КРС — 2811 голов, в том числе тысяча коров голштинской породы. Когда глава региона ставит задачу молочникам Кукморского района, надаивающим ежедневно более 400 тонн молока, через 2 года выйти на надой в 500 тонн в день, такая планка не кажется невыполнимой. При этом пример кооператива показал, что крупному хозяйству совершенно не требуется «душить» мелкого фермера или ЛПХ. Можно просто продавать ему корма, добиваться роста надоев, организовывая взаимовыгодное сотрудничество. — Экономика проекта строится на использовании монокорма, — поясняет Леонтьев. — Мы даем фермеру попробовать кормить скот правильно, чтобы прибавка по молоку перекрыла все кормовые расходы. Обычно доля кормов в себестоимости молока — 55-60 процентов, а в нашем кооперативе — 50 процентов. Фермеры просто дают заявку, и им привозят корм нужного рациона. В конце месяца стоимость кормов вычитается от стоимости молока, а разница выплачивается. Все просто и удобно, система выстроена и работает. По примеру городских промышленных парков кооператоры предложили создать в каждом сельском поселении мини-молочный парк — несколько коровников на 16-24 головы. Сами они начали с того, что поставили 6 ферм, где каждый участник обслуживает свой коровник. Общий доильный зал, один трактор на всех раздает корма и чистит дворы. У фермера задача только кормить-доить и сообщать о нуждах. При такой схеме фермеры могут взаимозаменяться, давая возможность друг другу отдыхать. На этот проект — 6 коровников по 24 головы — потрачен 61 миллион рублей. За месяц от 144 коров, доящих по 30 литров при цене 30 рублей и потребляющих за этот срок корма на 1,9 миллиона, чистая прибыль составляет не менее миллиона рублей. В реальности же, по словам Леонтьева, кооператоры на всех получают 1,6 миллиона в месяц. Срок окупаемости проекта чуть менее трех лет. — Кооперация в том и состоит, что каждый должен делать то, что он умеет, хорошо, — убежден Алексей Иванович. — Вот мы хорошо делаем корма. А фермеру-то когда этим заниматься и откуда средства взять на комбайны, траншеи, пленку, консерванты? Ведь он с утра после дойки до обеда старается молоко сдать-продать. Вернулся — опять доить, поле пахать. То есть он и нормальный корм не заготовит, и доит непродуктивно. А на базе кооператива каждый свое делает, и делает хорошо. Не сомневаюсь, что за сельхозкооперацией будущее. В идеале она должна прийти в каждое село. Этот посыл полностью поддержал глава областного минсельхоза Николай Денисов: — Современные подходы и технологии дают большие преимущества. Они решают кадровый вопрос и заметно поднимают производительность труда. Нужно понимать, что самое дорогое, что у нас есть в молочном производстве, это человек.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Арзамасский округ.