ВОЛГА В ОГНЕ
2 февраля в Сталинградской битве были разгромлены немецко-фашистские войска. Сталинградские переправы — это одна из важных страниц летописи этой битвы. Сотни судов работали на переправах, перевозили раненых, местных жителей, эвакуированных и военных. Доставляли вооружение и продовольствие для войск Красной армии. В годы войны деятельностью речного флота в период Сталинградской битвы руководил член транспортного комитета при ГКО, нарком речного транспорта СССР З.А. Шашков. Особым днем для волжских речников стал день 27 августа 1942 года. Речные и военные суда гибли от круживших в небе вражеских бомбардировщиков и артиллерии.
Берег левый, берег правый
Когда враг подошёл вплотную к Сталинграду, то единственной связью с «большой землей» остались волжские переправы. На переправах работали грузопассажирские пароходы, которые перевозили людей, военнослужащих, вооружение, боеприпасы, продовольствие. Команды судов работали в опасных и сложных условиях. Противник стремился отрезать Сталинград от Волги, начинив всю реку минами. 7 августа 1942 года в 10 часов 45 минут вечера в Горном Яру от взрыва подводной мины погиб теплоход «Академик Тимирязев». Сохранились воспоминания капитана Сергея Алексеевича Напитухина о том роковом рейсе: «Было очень тревожно на сердце, какое-то тяжелое предчувствие не покидало меня. Да и, пожалуй, оно было у всего экипажа. Каждый находился на своем посту, разговаривали вполголоса, опасаясь быть обнаруженными. На борту было много военного груза, который так ждало командование фронта. И предчувствие не обмануло — с берега полоснули лучи прожектора, враг открыл по теплоходу орудийную стрельбу. Одна за другой появились пробоины, сначала в надстройке, а затем и в корпусе судна. Аварийная команда едва успевала выполнять распоряжения, заделывать пробоины. Нужно было как можно скорее вырываться изпод обстрела. Маневрируя, теплоход уходил от залпов. Однако не прошло и часа, как в воздухе появились вражеские стервятники, небо засверкало от сброшенных парашютов с яркими осветительными устройствами, и наш «плавучий остров» стал виден как на ладони. А потом появились бомбардировщики и начали методично сбрасывать бомбы и магнитные мины. «Академик Тимирязев» заметался, как пойманный зверь, то влево, то вправо, но еще упорно двигался вперед. И все же дойти до Сталинграда не успел — страшный взрыв потряс теплоход…». Сам капитан С.А. Напитухин был ранен, но смог выплыть на берег. На его глазах судно ушло под воду в считанные минуты, на глубину 18 метров. Погибло большое количество пассажиров и 42 человека команды из 97. В районе Акатовки, после выхода немецкого танкового корпуса на правый берег, пассажирские суда «Парижская коммуна» во главе с капитаном Л.Д. Галашиным, «Михаил Калинин» во главе с капитаном Н.М. Богатовым, «Иосиф Сталин» под руководством капитана И.С. Рачкова оказались запертыми в низовьях Волги. Сталинград пылал. Темная вода реки вспыхивала багрянцем. Дым от пожарищ расстилался над Волгой. Капитаны судов получили задание в ночное время прорваться вверх по реке через участок, простреливавшийся противником. 27 августа в 11-м часу вечера два судна — «Парижская коммуна» и «Михаил Калинин» под непрерывным огнем вражеских орудий и минометов снялись с якоря. План прорыва судов через захваченный немцами участок был продуман капитанами детально. Дерзость этих судов удивила даже врагов. Суда на полной скорости прорывались через сплошную завесу вражеского огня, только семь раз загоралась надстройка теплохода «Парижская коммуна», корпус судна был пробит в девяти местах. Несмотря ни на что судно уцелело в этом огненном рейсе. В более сложном положении оказался пароход «Иосиф Сталин» ввиду задержки отправления судна. Противник обрушил на пароход шквал огня. Капитан Рачков погиб на своем посту. Пароход продолжал вести первый штурман И.С. Строганов, но и он вскоре был ранен осколком в голову. «Иосиф Сталин» получил повреждение рулевого привода, противопожарных систем, в корпус через пробоины хлестала вода. На судне начался пожар. В это время один из снарядов попал в машинное отделение, и оно было выведено из строя. Прекратилась подача воды, и очаги пожара тушить было нечем. Началась паника. Некоторые пассажиры стали бросаться в Волгу, чтобы спастись вплавь, остальные спасались на лодках. Судно было обречено на гибель. Пароход, освободившись от пассажиров, снесенный с мели течением реки, дрейфовал вниз по Волге. Вскоре его понесло на Ахтубинский осередок, где он и сгорел. От прекрасного пассажирского парохода остался лишь почерневший остов. Из 1200 пассажиров спаслось лишь немногим более 200 человек, которые были подобраны баркасом «Наблюдатель». «Всю тяжесть переправы вынесли на себе маленькие речные пароходики, колесные и винтовые, которые, невзирая ни на что, застревая среди Волги; до самого конца ледохода продолжали упорно работать. Колесный пароход «Механик Власов», которому еще до войны плавание было запрещено, перевез тысячи раненых, продовольствие и одежду, с пробитым носом, с обломанными колесами, работал до самого ледостава, пока не вмерз в лед посреди Волги», — вспоминал генерал-майор К.К. Абрамов, член военного совета 64-й армии. Легендарный пароход «Ласточка» под командованием капитана В.И. Крайнова перевез около 18 тысяч человек и отбуксировал до 20 тысяч тонн военных грузов. На судне трудилась семья механика В.Д. Григорьева, сын Николай — помощник механика, дочь Мария работала кочегаром. История этого буксира полна примеров героизма и стойкости команды. Капитан В.И. Крайнов погиб смертью храбрых. Легендарным стал и баркас «Абхазец» под командованием капитана А.Н. Хлынина. За всю навигацию баркас, ведомый умелым капитаном, не был подбит вражеской авиацией, хотя совершал в день до десяти рейсов. Вот что вспоминал потом капитан легендарного «Абхазца» Анатолий Николаевич Хлынин: «Про наш баркас и его команду говорили, что нам везет, что они заворожены от вражеских бомб. Действительно, под какой бы огонь и бомбежку мы ни попадали, всегда благополучно выходили из них. Правда, пробоин в корпусе было, как в решете. Нам везло, но в каждом везении была причина — наш опыт…» Экипаж пожарного парохода «Гаситель» во главе с капитаном П.В. Воробьевым, наряду с основной задачей — борьбой с пожарами, участвовал в перевозке боеприпасов, продовольствия и других грузов для осажденного Сталинграда. Получив около 80 пробоин в корпусе и надстройках, «Гаситель» продолжал работать на перевозке мирных жителей. Сегодня на центральной набережной Волгограда можно видеть пароход «Гаситель». Он стал памятником боевым делам речников.
Плавучие госпитали
65 пассажирских судов были переоборудованы под плавучие госпитали. Они были приписаны Главному военно-санитарному управлению Красной армии. Плавучие госпитали принимали раненых в разных волжских городах, куда они прибывали с фронтов. Прямо на берегу, у воды, они ожидали очереди на погрузку. Пароход «Гончаров» за навигацию 1942 года вывез около 14 тысяч раненых бойцов и командиров Красной армии, совершив больше двух десятков рейсов. Неоднократно пароход попадал, казалось бы, в безвыходные экстремальные ситуации, но благодаря мастерству и знаниям Волги капитан Белодворцев выводил свой пароход в безопасные места. Впоследствии Андрей Иванович вспоминал: «…Плавать приходилось в неимоверно тяжелых условиях. В светлое время суток ходить было опасно, самолеты буквально охотились за судном, даже если оно имело на тентовой палубе знак Красного Креста. Неспокойно было и ночью. Стоим ночью у яра на якоре, и вдруг недалеко от судна взлетает ракета. Это значит, пароход обнаружен, надо срочно уходить. И точно, вскоре на месте бывшей стоянки судна начинают падать бомбы…» Вклад речников в оборону Сталинграда был огромный, точно так же, как и потери. Всего в боях на Волге погибло 10 тысяч речников и моряков Волжской военной флотилии. Вражеским огнём были уничтожены 389 речных судов и 12 кораблей. В мае 1944 года флотилия была расформирована, флот стал работать на перевозке грузов. Военные суда вошли в состав Днепровской военной флотилии и дошли до Берлина. Волга во все времена для русского народа была не только сердцем, она становилась защитницей, солдатом.
Галина АБАЕВА.