ВЕСНА ДОЛЖНА ПРИНЕСТИ ПОДАРКИ
Хозяйство фермера Рифката Хайруллина, переехавшего из Киргизии, когда-то считалось самым большим в Сосновском округе. Прошли годы, они были нелегкими — с потерями и разочарованиями. Но и с радостями.
Пропала мечта
Фермер содержал овец и птиц — индюков, уток, бройлеров, просторный птичник превышал размеры собственного дома. Через несколько лет появились здесь экзотические животные — два ослика, буйволица с детенышем, верблюд и козы породы ламанчи, а в другом вольере разместились страусы на удивление соседям и гостям, повалившим на экскурсию в деревню Леухово, где фермер обосновался. Особенно радовались дети, которым разрешали покататься на осликах. Правда, продолжалось это недолго — вскоре в местную администрацию посыпались жалобы от тех же соседей на толпы туристов. Так что мечта главы семейства Хайруллиных — создать в деревне бесплатный мини-зоопарк и привезти ещё оленей и обезьян — так и не смогла осуществиться. Кстати, когда животных не стало, те же соседи стали жаловаться, что территория начала зарастать бурьяном. Позднее Рифкат с братом взяли в аренду в соседнем Сурулове бывшую ферму, где планировали разводить овец, провели там капитальный ремонт, вложив немалые средства. А когда завезли в Леухово животных, оказалось, что двое из них заражены бруцеллезом — опасной инфекцией для животных и людей, хотя их покупали как здоровых, о чем свидетельствовала справка из ветеринарной службы. Как следствие, начался падеж — поначалу и старое поголовье, и привезенные овцы находились в одном помещении. Фермер был вынужден практически всю отару пустить под нож — 150 голов и около 100 ягнят.
Семь километров для здоровья
До сих пор он не может об этом вспоминать спокойно — такое потрясение пришлось пережить, не говоря уже о материальном ущербе. Ему возвратили лишь деньги, потраченные на приобретение животных. Вскоре он начал выращивать в Сурулове породистых кур, цесарок, индюков и экзотических павлинов. Причем дело пошло неплохо. А для души хозяин завел лошадей. Однако позднее птичье царство было нарушено — вместо него появилась ферма, куда поселили племенных коров айрширской породы — редкой в нашей области. Сейчас за стадом ухаживает сын фермера. Сам он на три года уезжал в Кстовский район: попросили поднять хозяйство. Вернувшись, снова завел овец. — Не могу без подворья, — поясняет Рифкат Ахметович. — С коровами мне уже тяжело физически — доить надо, а с овцами нет особых проблем, даже лучше чувствовать себя стал — здесь тишина, свежий воздух и в движении, гуляю с овцами по 3 часа, прохожу по семь километров ежедневно, по пути собирая ягоды и грибы. Помогают ему пасти овец две собаки австралийской породы, которых привезли из Краснодара, они добросовестно следят за стадом.
Не ради денег
В распутицу в Леухово трудно проехать — здесь грунтовая дорога. Только участок к дому Рифката засыпан щебенкой — хозяин постарался. — Если бы тут осталось все наше хозяйство, была бы и нормальная дорога, — уверен он. — Деревне просто необходим газ, но пока нам не обещают газификацию. Заросло тиной и озеро в центре Леухова, зато пруд Рифката Хайруллина радует его рыбой — нынешним летом выловил более 100 килограммов. На подворье Хайруллиных сейчас 200 голов овец, из них 30 новой породы дорпер. Эти животные отличаются выносливостью и неприхотливостью в кормах, съедая все на своем пути, они быстро растут и очень плодовиты, потомство можно получать круглый год. Их не надо стричь, зимой у них шерсть почти отсутствует, а к лету они полностью линяют. Для этой породы характерна и высокая молочность маток, которые выкармливают до трех ягнят. Единственный недостаток — высокая стоимость овец. — Они очень дорогие — до 170 тысяч рублей, — говорит Рифкат Ахметович. — А от старого поголовья осталось всего 18 голов. Сейчас такой породы — горьковская — уже нет в России. Этим летом он сделал новые крыши на животноводческом помещении, запас 200 рулонов сена. — Сейчас я спокоен — на моей территории больше нет зарослей, а когда работал управляющим в Кстове, всегда переживал, чтобы не сгорел дом — за три года все заросло бурьяном. Меня попросили поднять хозяйство, и это удалось — свиньи в 7 месяцев набрали вес до 150 килограммов без всякой химии. Работаю не ради денег, мне это интересно и доставляет удовольствие. Своим трудолюбием заразил соседей — некоторые сельчане по его примеру тоже завели живность. — Мне хотелось поднять овцеводство, — признается Рифкат Хайруллин. — Открыл КФХ, надеялся получить грант, но не дождался. Зато заплатил налоги — 68 тысяч, на эти деньги мог бы купить 10 быков… Пришлось закрыть фермерское хозяйство, к сожалению. Он привык рассчитывать на свои силы, никогда не берет кредитов и не боится никакой работы. — Буду увеличивать поголовье, — делится планами Рифкат Ахметович. — Весной должно быть уже около 400 голов. Хочется хороших баранов. Руки не опускаю, в хозяйстве всегда находятся какие-то дела. Не устаю, лежать на диване не хочу — не для меня.
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.
Сосновский округ.