ВОЛГА В ОГНЕ

2 февраля в России отмечается День разгрома советскими войсками немецко-фашистских захватчиков в Сталинградской битве. Произошло это 80 лет назад. Финальным аккордом битвы стала капитуляция так называемой «северной» группировки окружённой немецкой 6-й армии в районе завода «Баррикады». После мощного огневого удара советской артиллерии она сложила оружие и прекратила сопротивление. Командир генерал Карл Штрекер сдался в плен. Частями советской 21-й армии было взято 18 тысяч пленных, частями 62-й армии — 15 тысяч. Командующий 6-й армии фельдмаршал Фридрих Паулюс сдался вместе со штабом двумя днями ранее, 31 января 1943 года. Всего же в ходе операции «Кольцо», завершившей разгром армии Паулюса, были взяты в плен свыше 91 тысячи военнослужащих вермахта, в том числе 2,5 тысячи офицеров и 24 генерала. Так завершилась Сталинградская битва, переломное сражение как Великой Отечественной войны, так и Второй мировой войны в целом.

*   *   * 

Говоря о Сталинградской битве, отмечают героические действия воздушных и наземных войск, лишь походя упоминают о солдатах особого рода. Их можно отнести и к гражданским, и к военным одновременно. Они порой не носили погон, не имели званий и знаков отличия. С самого начала войны находились на своих рабочих местах и в самый разгар войны на них же оставались. Это были речники, приписанные к судам и пароходам, которым предстояло превратиться в боевые корабли.

Враг рвался к Сталинграду

Двести дней и ночей для речников Волги длилась война под Сталинградом, ровно столько же, сколько для авиации и сухопутных войск. Эту войну историки склонны были называть «неизвестной». Много ли написано о подвигах речников? А для них Волга была передовой, где невозможно укрыться, и корабли на реке были для вражеской авиации постоянными мишенями. Командующий 62-й армией маршал Советского Союза В.И. Чуйков писал в своих мемуарах: «Кто работал на переправах, тот ежечасно, ежеминутно с глазу на глаз встречался со смертью. Поистине нужны были стальные нервы и несравнимое мужество, чтобы переплывать через Волгу туда и обратно под шквальным артиллерийским, минометным и авиационным огнём. О роли моряков этой флотилии, о речниках, об их подвигах скажу кратко: если бы не они, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия и не выполнила бы своей задачи. Сталинградские переправы тех дней сыграли неоценимую роль в обеспечении армии войсками, боевой техникой, боеприпасами, горючим». Но эти слова предназначены лишь речникам, которые находились в районе блокированного фашистами Сталинграда. Ветераны же вспоминали, что налёты случались и выше по Волге, всего в 100 километрах от Куйбышева, который в то время был «запасной столицей» страны (сюда осенью 1941-го были эвакуированы правительственные учреждения и многие оборонные заводы). Впрочем, прорваться к самому Куйбышеву было сложно, город прикрывали зенитные батареи ПВО. Не будем забывать, что немецкое командование придавало огромное значение Волге как важнейшей стратегической коммуникации. Река стала единственным путём снабжения защитников Сталинграда. С левого берега доставлялись боеприпасы, снаряжение, продовольствие, медикаменты, письма, газеты, войска и боевая техника, из осажденного города вывозили раненых, гражданское население, оборудование заводов и другие народно-хозяйственные грузы. По Волге шло снабжение нефтью и нефтепродуктами войск Красной армии. К осени 1941 года остро встала необходимость создания военной флотилии для защиты переправ и судов, работающих на реке.

Своя флотилия

По указанию Государственного комитета обороны такая флотилия появилась на Волге. Она получила название Волжской военной флотилии, а командовал ею контр-адмирал Д.Д. Рогачёв. В состав вошли более 200 судов из пароходств, работавших на Волге и Каме. Стало понятно, что командам судов придётся работать в опасных и сложных условиях. Противник, готовясь к наступлению на Волгу, заранее начал минировать Волгу от Астрахани до Саратова. В фарватер реки протяженностью в 900 км были сброшены сотни мин. В основном это были электромагнитные мины, которые требовали особой борьбы — специальных тралов и размагниченных тральщиков. Пришлось в срочном порядке переоборудовать в тральщики два десятка деревянных речных судов и несколько барж. Но все же осенью 1941 года канонерские лодки и бронекатера флотилии обеспечили проводку 113 караванов и отразили 122 воздушных налёта. В январе 1942 года флотилия пополнилась буксирными пароходами «Руднев», «Громов», «Усыскин», «Киров», «Федосеенко», «Чапаев», «Щорс», которые были переоборудованы в канонерские лодки. Из этих судов была сформирована 1-я бригада речных кораблей Волжской военной флотилии. На долю бригады пришёлся самый пик обороны Сталинграда. Враг неудержимо рвался к Волге с одной целью — перерезать транспортную артерию. Были случаи прорыва к реке, местами даже враг закрепился на берегу реки и огнём пушек и танков расстреливал идущие суда. Экипаж канонерской лодки «Усыскин» больше двух месяцев поддерживал огнём группу полковника С.Ф. Горохова, которая выбила фашистов, прорвавшихся к реке. А всего за летние бои артиллеристы лодки уничтожили до двух полков вражеской пехоты и десятки огневых точек врага. Уже после боёв за Сталинград, канонерская лодка была награждена орденом Красного Знамени. В военной летописи есть запись: «На протяжении всего периода боёв у Сталинградского тракторного завода немцы не знали, кто ведёт по ним огонь: корабль или сухопутная батарея. Бомбили в квадрате «Усыскина». Бомбёжками и артобстрелами они пытались накрыть неведомую меткую русскую батарею. Поэтому фашисты плотно укладывали бомбы и на воду, и по берегу. Вместе с комьями земли и водорослей со дна Ахтубы на поверхность выбрасывало оторопелых здоровых сазанов. Но найти корабль враг не мог. Маскировке своих судов экипажи Ахтубинской группы кораблей придавали большое значение. Она производилась с помощью веток и небольших деревьев, причём обычно даже немного подсохшие ветки систематически удалялись и заменялись новыми. Можно было пройти мимо умело замаскированного у берега бронекатера и не заметить его, потому что он сливался с берегом и легко мог быть принят за небольшой выступ». Канонерская лодка «Чапаев» под командованием старшего лейтенанта Воронина провела 130 боевых стрельб, уничтожив 39 танков, 200 автомашин, 7 артиллерийских батарей, 20 дотов и сотни фашистов. Даже в зимний период «Усыскин» и «Чапаев» были оставлены в северной части города для помощи нашим войскам в ликвидации окруженных соединений Паулюса.

Наша бригада

В сентябре 1942 года в Горьком была сформирована ещё одна бригада военных кораблей из 12 пароходов: «Правда», «10 лет КИМ», «Красногвардеец», «Котовский», «Чкалов», «Турксиб», «Н. Островский», «Красный Дагестан», «Бурный», «Иркутск», «Производственник», «Сталинская Конституция». Они вошли в состав 3-й бригады речных кораблей флотилии. Эта бригада принимала участие в боевых действиях на Волге, а в условиях минной опасности и бомбоштурмовых ударов противника обеспечивала конвоирование и непосредственную буксировку нефтекараванов и других судов. Газета «Правда» от 6 октября 1942 г. писала: «В низовьях Волги коллективы судов и пристаней показывают примеры героизма и мужества на своих постах. Они стоят плечом к плечу с героическими защитниками Сталинграда у подступов к великой русской реке». В защите Сталинграда участвовала канонерская лодка «Руднев» под командованием Н.Я. Чистовского. В послевоенное время он служил капитаном буксирного парохода «Турксиб», сопровождал транспортные суда по заминированному фарватеру Волги. Проявил мужество и героизм командир канонерской лодки «Щорс» Н.М. Сарбаев. После войны служил капитаном на различных пассажирских судах. Награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией». Они как командиры канлодок и входили в состав ВВФ, после окончания битвы стали служить капитанами.

Галина АБАЕВА.

Фото из открытых источников.

(Окончание следует).