02.02.2023

ВКЛЮЧИТЕ НЕМЕДЛЕННО БАХА

Без этого человечество не выживет

Каждый из родителей старается, чтобы ребёнок не бил баклуши, а ходил в кружки, секции, студии. Например, в музыкальную школу. Но почему именно сюда? Дополнительные хлопоты, инструмент, заботы, следить, чтобы дома занимался… Всё равно он не будет музыкантом. Эти мысли знакомы, наверное, не одной маме, которая раздумывает о будущем своего чада. Но, оказывается, занятия музыкой в детстве как раз и есть вклад в будущее любого ребёнка. Обсуждаем это с Анастасией Богданович, заведующей фортепианным отделением Нижегородского музыкального училища имени Балакирева.

Мир удивительных звуков

— Почему важно, чтобы дети занимались музыкой? Что такое особенное музыка делает с ребёнком, чего не могут ему дать другие занятия?

— Когда ребёнок приходит в музыкальную школу, он попадает в совершенно другой мир, где царят музыкальные инструменты и живут люди, которые могут вдохнуть в них жизнь. Он попадает в мир удивительных звуков и музыкальных законов, в страну, где маленькие и большие люди говорят на фантастическом языке и прекрасно понимают друг друга. Ребёнок попадает в мир Культуры. И именно это крайне важно для маленького человека. Каждый человек — это звено в цепочке эволюции. Очень важно, чтобы этот цикл не прервался, потому что без Культуры человечество не выживет. А в музыкальной школе ребёнка погружают в эту самую культурную среду, где знания и умения передаются от мастера к ученику, из уст в уста. А уж дальше можно начинать разговор о том, ЧТО ребёнок получает в этом общении. Он учится думать, думать с опережением, думать о нескольких задачах одновременно, координировать труднейшие физиологические действия со слуховыми и тактильными ощущениями. Одним словом, человек интенсивно развивается. Не следует думать, что в этот момент ученик становится на путь, который приведёт его на сцену, сделает музыку его профессией. Нет, в данный момент ребёнок становится на путь, который позволит ему стать Личностью.

Кто быстрее думает?

— Как это работает?

— Ребёнок-пианист второго-третьего года обучения умеет играть разный музыкальный материал одновременно двумя руками, при этом может менять силу звука и прикосновение к инструменту. В этот же самый момент его ноги справляются с двумя педалями, использование которых совершенно необходимо пианисту. Смею заметить, что нотный текст и все исполнительские навыки ребёнок извлекает из памяти. А мы еще ни слова не сказали про эмоции, про умение их понимать, проживать и показывать в музыке. Люди, которые прошли «школу молодого музыканта», быстрее думают, у них нет проблем с фантазией, они креативнее и, в конце концов, они лучше обучаются и впоследствии хорошо управляют автомобилем.

— За счёт чего они лучше ездят на автомобилях?

— Срабатывает привычка контролировать множество независимых друг от друга действий. У музыканта мозг к этому приучается за время учёбы. Ведь когда человек впервые садится за руль, его сбивает с толку то, что он смотрит вперёд, а видит в зеркалах то, что сбоку и сзади. Прибавьте к этому несколько педалей, управление рулём и так далее. Это не означает, что всех надо отдать учиться в музыкальную школу, и тогда все участники процесса начнут соблюдать правила дорожного движения, прекрасно ездить, и на наших дорогах наступит благодать. Я говорю, прежде всего, об умении приобретать и закреплять навыки, о воспитании эмоционального интеллекта. Чему и учит музыкальная школа.

Отодвинуть Альцгеймера

— На определённом этапе ребёнок начинает играть на инструменте вслепую. За счёт чего?

— За счёт воспитания навыка ориентации на клавиатуре. Этот тот же навык, что есть у гимнаста, который ощущает площадь бревна или ковра. Это то же «ощущение льда», что есть у фигуриста. Продолжать эти сравнения можно бесконечно. В процессе постоянных занятий на инструменте, ребёнок начинает воспринимать его как некое продолжения себя. И, если слуховые потребности очень сильные, то он может не только с лёгкостью играть, не глядя на клавиатуру, но и импровизировать, и подбирать на слух любой, даже очень сложный текст. Все дети талантливы. Бездарных людей нет. Надо только найти свой путь.

— Известный учёный Татьяна Черниговская говорит, что ранние занятия музыкой ускоряют и активизируют работу мозга, потому что это другой тип мозговой работы. И люди, которые занимались музыкой, «Альцгеймера своего отодвинут». У таких людей улучшается качество нейронной сети, пластичность мозга, с возрастом мозг меньше теряет способность разбирать речь, что обычно свойственно пожилым людям.

— Во-первых, будучи авторитетным учёным, Татьяна Черниговская знает, о чём говорит. О работе мозга, о нейронных связях она знает значительно больше нас с вами. Конечно, сохранение активного долголетия не решается только занятиями музыкой. Но они очень способствуют сохранению ясности и трезвости ума. Среди людей творческих профессий очень часто встречаются люди преклонного возраста, сохраняющие не только ясный ум, но и живой интерес к жизни. Думаю, что познание нового, постоянная сложная психоэмоциональная нагрузка, позволяет мозгу человека быть в постоянном тонусе и не дает ему стареть и утрачивать свои когнитивные функции.

Труба для астматиков

— Можно ли говорить, что скрипка, или труба, или какие-либо другие инструменты развивают в детях разные качества? Или процесс сходный?

— С физиологической точки зрения каждый музыкальный инструмент требует разных приспособлений, потому что принцип звукоизвлечения на каждом из них совершенно индивидуален. Фортепиано, на мой взгляд, самый удобный инструмент для начального периода обучения, а вот духовые инструменты могут быть полезны детям, страдающим заболеваниями органов дыхательных путей. Но музыка — это язык, на котором мы говорим при помощи тембров наших инструментов. Очень часто бывает так, что, раз услышав, дети просто влюбляются в инструмент, совершенно ничего про него не зная.

— Что можете сказать о музыкотерапии?

— Музыкотерапия… Это работает! Каждый человек на определённом этапе имеет свой «набор для слушания», который помогает ему выживать в нашем сложном мире. У меня в машине постоянно лежит комплект Баха — не потому, что я музыкант, а потому, что именно эта музыка приводит меня в состояние душевного покоя. Мне кажется, каждому родителю важно понимать, что музыкальная школа — это не то место, где ребёнку дадут профессию. Музыкальная школа — это то место, где перед вашим ребёнком откроют огромный мир, где он научится работать и найдёт свою дорогу в жизни.

— Большое спасибо за беседу.

Беседу вела Светлана КУКИНА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.