01.02.2023

ЧТО ПАЧКАЛИ ХУДОЖНИКИ-ПАЧКУНЫ

Это показали молодые актёры

В январе 1948 года в ЦК ВКП(б) собрали совещание деятелей советской музыки. На повестке дня был разбор оперы Вано Мурадели «Великая дружба». За разбором последовало печально знаменитое постановление Политбюро, в котором за неправильную музыку обвинили не только Мурадели, но и других композиторов. В их числе — великий классик XX века Дмитрий Шостакович.

Композиторов обвиняли в формализме, порочных антинародных тенденциях. Таким образом партийная верхушка насаждала свой контроль за интеллектуальной деятельностью. После публичного осуждения Шостаковича уволили из Московской и Ленинградской консерваторий, где он преподавал. Его сочинения запретили к исполнению. Сын Максим позже рассказывал, как на экзаменах в музыкальной школе его заставляли осуждать отца. Это была жестокая травля. В ответ Шостакович, наделённый большим сатирическим талантом, написал очень едкую и злую кантату «Антиформалистический раёк». Текст для своей сатиры он также написал сам. Понимая, что кантата, скорее всего, не дождётся публичного исполнения, он писал свой ответ «в стол», с 1948 по 1968 годы. Премьера «Райка» состоялась в 1989 году. Недавно «Антиформалистический раёк» прозвучал в учебном театре Нижегородского театрального училища. Его показали студенты и преподаватели Казанского театрального училища. Кантата Шостаковича — составная часть спектакля «Художники-пачкуны», текст которого полностью взят из официальных документов, постановлений, газетных передовиц. Например, такая цитата: «Общественность считает, что антинародная деятельность некоторых наших не совсем культурных товарищей пачкает высокое имя советского человека». Отсюда — и «художники-пачкуны». Кто же они, эти художники? Их имена широко известны и признаны: это поэтесса Анна Ахматова, писатель Михаил Зощенко, режиссёр Всеволод Мейерхольд и композитор Дмитрий Шостакович. Драматическая часть спектакля поставлена в виде собрания, на котором собравшиеся осуждают каждого из этих деятелей культуры, наследием которых мы сегодня по праву гордимся. А потом звучит «Раёк». В сюжете Шостакович спародировал опять же собрание. Трое выступающих «музыковедов» клеймят позором антинародных композиторов-формалистов. Их речи — это карикатурное изображение тогдашних официальных выступлений. В музыковедах легко читаются первые лица государства. Например, в выступлении музыковеда Единицына звучит песня «Сулико». Как известно, это была любимая песня Сталина. Премьера «Антиформалистического райка» в Нижнем Новгороде состоялась в 1997 году. Его на сцене Кремлёвского концертного зала исполнили «Виртуозы Москвы» и солист Алексей Мочалов из Камерного музыкального театра под управлением Покровского. Это был благотворительный концерт в пользу только что открытой больницы в Ваче. Казанские студенты предложили нижегородцам второе прочтение редко исполняемого, но такого знакового произведения Шостаковича. — Тема свободы и несвободы, творческого и нетворческого человека, таланта и неталанта — она вечна, — считают авторы спектакля из столицы Татарстана. — Как говорил Максим Горький, кто-то рождён летать, а кто-то рождён ползать. Но когда рождённый ползать начинает учить рождённого летать, получается то, о чём рассказывает наша работа.

Светлана КУКИНА.

Фото предоставлено Нижегородским театральным училищем имени Евстигнеева.