НЕ РАЗОБЬЁТСЯ ГОЛУБАЯ ЧАШКА

В мастерской гончара она оживет снова и другой

Бесконечно смотреть можно не только на горение огня и течение воды, но и на вращение гончарного круга. Волшебство превращения куска глины завораживает.

Потомок свирулей В арзамасской округе этим древним гончарным промыслом занимаются не одно столетие. Когда-то глиняных дел мастера практиковали сугубо бытовое назначение своего ремесла, не помышляя ни о чём, кроме заработка. Нынче же их потомки гончарствуют для души — реализуют промысел как интерес к своей истории и жизни предков. Вадим Ушаков — гончар потомственный. При этом зов к родовому ремеслу он почувствовал, еще не зная, что деды и прадеды были глиняных дел мастера. — Когда мне однажды впервые попала в руки глина для лепки, я почувствовал что-то родное и тёплое в ней, — делится мастер. — Стал пробовать, понемногу что-то начало получаться. Случайно разговорились с отцом, и он поведал историю нашего рода. А я к этому времени уже года три лепил из глины. Так что, выходит, это кровь сама позвала заняться родовым делом. Издавна в селе Виняево мужики занимались отхожим промыслом. Летом в полях трудились, а зимой денежку зарабатывали лепкой из глины. В арзамасской округе много подходящей глины, но рыли её мастера в разных местах, и каждый предпочитал материал со своими уникальными свойствами. Многие глинокопы даже имели свои ямы, секретные от всех. Умели здешние мужики находить хорошую глину. Много залежей и сегодня — в Веригине, Забелине, Казакове. В этих местах как раз и занимались гончарным промыслом. Но виняевские мужики среди них особо славились. А у Вадима предки ещё и по своему собственному прикладу работали — были свирулями, то есть звонкие глиняные свистульки делали, чей звук схож был с музыкой свирели. Слепленные лошадки, уточки, птички имели свой особенный узор, а местный трёхголовый баран и вовсе уникален — ни в одном регионе подобная игрушка не зафиксирована. Благодаря свирулям мы ещё и подтверждение одного исторического казуса имеем. Сохранились сведения, что в XVIII веке после бури в арзамасской округе на землю упал некий «монструз» — летающий ящер. По приказу Петра его даже отправили в кунсткамеру, но по дороге «потеряли». Так бы история и осталась легендой, но вот виняевские глиняные свистульки в виде драконов-«монструзов» с тех пор очень распространены. Изделия свирулей имели и ещё одно предназначение — по народному поверью, их свист нечистую силу отпугивал.

Повезло воспитанникам

Понятно, что такая сильная родовая связь с ремеслом была Вадиму, как профессиональному историку по образованию, очень интересна. Старинные народные промыслы его уже давно привлекали. Ради любопытства изделия из кожи пробовал шить. Но именно глина стала судьбоносной. — Вот потому, когда судьба привела поработать в Выездновском центре ремёсел, выбрал занятия с глиной. Дело как-то сразу пошло. Но чувствовал, что знаний не хватает, поэтому сам пошёл в художественную студию учиться основам лепки — осваивал пропорции, изучал формы. Хотя многое пришлось познавать самоучкой. Ну вот как вылепить медведя? Это ж требуется почти реализм, надо попасть в пропорции, так что лучше мишку много раз сначала нарисовать. И изобразительному искусству пришлось обучаться. Когда у гончара есть историческое образование, это воплощается в его работах. А если это учитель-историк, то повезло его ученикам. Ну вот приглянулся им, к примеру, пузатый сосуд в виде зверя, учитель расскажет, что это не просто бочонок, а кухля — исконно русский сосуд для хранения или переноски напитков. Известны кухли с XVII века. Или взять красавец квасник. Его уникальная форма в виде бублика отнюдь не случайна. Древние мастера-гончары заметили, что так напиток скорее остужается даже в сильную жару, будучи обдуваемым со всех сторон, даже «изнутри». И как историк, и как гончар Ушаков, конечно же, частый гость разных исторических фестивалей. Там люди становятся ближе к природе. Вот и Вадим признается, что иной раз вдохновляют на творчество упускаемые нами в повседневности знаки и мелочи. Как он говорит, «ваять помогает шёпот земли на ветру». Не иначе именно им подсказаны образы славянских богов — Рода, Велеса, Лады и Макоши, очень популярные в среде исторических реконструкторов. Или вот специальные кацеи-кадильницы для пасхального огня у арзамасского умельца никогда не похожи одна на другую. Лепить такие сакральные вещицы, как уверяет мастер, очень медитативное занятие. От любителей истории гончар и сам порой познает новое для себя. Вот о существовании особого сосуда — проращивателя семян — он и не подозревал, покуда не получил заказ на него. Клиент подробно растолковал, какой должна быть нижняя водонепроницаемая чаша, а какими — верхние, пропитываемые влагой, чтобы зерна прорастали. Вещь получилась красивая и действенная, энергия ручного труда и впрямь помогает семечку прорастать. К выделке посуды у Вадима отношение по-особому трепетное, он считает это отдельным видом искусства, которому можно посвятить всю жизнь, постигая тонкости, но так и не познать всего многообразия. Кстати, разбившееся изделие мастера обычно не печалит. По его мнению, это лишний раз напоминает о хрупкости бытия и необходимости становиться внимательнее и аккуратнее. Знаменитая гайдаровская голубая чашка разбилась только в произведении. У Вадима в мастерской она оживёт снова и снова, каждый раз обретая новый вид.

Быть вечным учеником

Еще одну грань — философский склад характера арзамасского гончара вполне отражает одно из его любимых изречений: «Настоящий мастер — вечный ученик». Но он не только сам постоянно учится, но уже и преподает ученикам. — Выступал в роли наставника для детей и взрослых в районном центре ремесел, комьюнити-центре городского парка, — признаётся Ушаков. — Иногда поражаюсь, насколько разным людям это интересно. Заниматься приходят от пожилых до малышей. Есть у меня пятилетняя Настя, которая уже лепит лучше многих взрослых — дано ей быть гончаром. Мне нравится учить детей, хочется отвлечь их от компьютера, вытащить из соцсетей. Но не просто сказав: «Так, всё — убери телефон», а дав интересную альтернативу. Со взрослыми учениками иначе, они более заинтересованные, мотивированные. Многие понимают, что это ремесло, которое может быть доходным. Вадим и не скрывает, что «гончарка» сегодня — дело выгодное для хорошего мастера. В наши дни керамика перестала быть промыслом. На мануфактуре больше не «шлёпают» сотнями одинаковые горшки, чтобы продать дёшево на базаре. Керамика перешла в разряд «хендмейд», а это уже дорогие авторские изделия. Их берут как статусные вещи для тех, кому в магазине покупать подарок не интересно. — Ручная работа стала весьма цениться, да ещё и государство начало поддерживать нашего брата ремесленника — это объективно, — замечает Вадим. — Пусть в этой сфере и не самые великие деньги, но без куска хлеба умелец не останется. Хлопот, конечно, немало — нужно продвигать себя в интернете, уметь договариваться с магазинами. Сидеть у окошка и ждать, когда на тебя обратят внимание и принесут денежку за горшочек, нельзя. Придётся ещё и постоянно ездить на ярмарки, получать опыт и делиться своим. По выражению Вадима, самозанятые выходных неимеют.Он сам, какдва года назадушёл в свободное плаваниенасамозанятость, такстех пор ни одного дня не бездельничал. Постоянно то замес глины, то лепка, то наставничество, то подготовка к ярмаркам, работа с заказчиком, а всё остальное время — учёба. Кстати, родным надо быть готовыми к тому, что жить рядом с гончаром — не очень удобно. — Ремесло наше не чистое, даже учитывая, что каждый день убираю своёрабочееместоимоюполыобязательно, — смущённо глядит гончар. — Хорошо, что жена меня понимает и позволяет мне реализовываться. Сегодня ремесленничество — это не банальный труд на нелюбимой службе. Каждый твой день наполнен смыслом. Граф Калиостро в «Формуле любви» хорошо сказал: «Время нужно наполнять событиями». Вот с этим я полностью согласен и стараюсь жить именно так.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора и из архива Ушаковых.

г. Арзамас.