СМЕНИТЬ МОДУ НА СТИЛЬ
Первое звено появляется в системе сельхозобразования
Слава Хальзов, ученик второго класса, пишет сочинение о работе папы, механизатора: «Трудится на земле, растит картошку, свёклу, хлеб, чтобы люди были сыты». Тимофей Портянкин — третьеклассник, его мама зоотехник-селекционер «заботится о том, чтобы рождались здоровые телята. Из здоровых телят вырастают здоровые коровы и быки, чтобы мы пили полезное молоко и ели полезное мясо». Арина Шубина — одноклассница Тимофея, её «мама (агроном-семеновод) летом работает с самого утра и до самого вечера. Ездит по полям и проверяет, как растения себя чувствуют. Если плохо растут, решает, как помочь, какие дать удобрения». Ребята учатся в Алешковской школе Богородского округа. Когда-то её окончили их родители, а теперь они работают в местной агрофирме «Искра». Выберут ли и дети тот же путь, пока говорить рано, но шансы есть.
У последней черты
В прошлом году в Алешковскую школу поступило предложение по созданию агроклассов. Спустила его Нижегородская сельхозакадемия. Идея тут же нашла поддержку. Её одобрили не только педагоги, но и руководитель «Искры» Александр Скворцов. — А как иначе? — задаётся он вопросом. — В кадровом обеспечении подошли к последней черте, за которой пропасть. Только в нашем округе в шести сельхозпредприятиях открыто 25 вакансий. На самом деле их больше. Взять, к примеру наше хозяйство. Нужно вывозить органику на поля. Направить на эти работы некого, свободных рук нет. В результате органика копится у ферм, а земля остаётся без удобрения. Или другой пример. В этом году «Искра» ввела в оборот 3 тысячи гектаров полей, обрабатываемые площади значительно выросли и нагрузка на механизаторов тоже. Взять бы в штат хотя бы одного, а где найти желающих? Возможно, Александр Фёдорович несколько сгущает краски. «Искра» — одно из успешно развивающихся хозяйств области. И с кадрами тут относительный порядок. В хозяйстве шесть агрономов, четверым из них нет ещё и 30. В животноводстве работают семь специалистов в возрасте от 23 до 30 лет. — Недавно приняли в коллектив инженера, — рассказывает Александр Фёдорович. — Он в течение двух лет проходил у нас практику. Не могу сказать, что молодой специалист пришёл в хозяйство сам, нет, уговорили. Положили зарплату в 50 тысяч рублей, сейчас она больше, выделили квартиру, машину. На каком городском предприятии предлагают те же условия? Пожалуй, ни на каком. Отчего же тогда решать кадровый вопрос в сельхозотрасли архисложно? Причины разные. Одна из них — условия жизни на селе. Например, в Козлянах Уренского округа, где базируется ООО «Нива», 20 лет нет детского сада. Только в этом году из-за его отсутствия 13 человек либо ушли из хозяйства, либо отказались в него трудоустраиваться. Проект детсада готов. Попробовали войти в одну из программ по линии министерства образования, получили отказ. Вся надежда на минсельхозпрод области, куда передали документы. Да и не модно нынче работать на земле, молодёжь стремится быть в тренде. Но если это станет стилем жизни, мода будет ни при чём.
Помощь друга
— Мы должны влюбить детей в сельское хозяйство, — говорит Александр Скворцов. — Если справимся, ребёнок, получив образование, вернётся в деревню. Александр Фёдорович ставит задачу не только себе. В Алешкове прошла конференция, на которую собрались педагоги, директора школ и руководители сельхозпредприятий, начальники управлений сельского хозяйства 17 муниципалитетов области. Именно столько территорий решили присоединиться к проекту по открытию агроклассов. Где-то они уже есть, где-то вот-вот заработают — в программу включились 26 школ. Проект поддержали региональные министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов и министерство образования, науки, молодёжной политики. Учебную программу разработали сотрудники Нижегородской сельхозакадемии. Она охватывает ребят от третьего до одиннадцатого классов. Детям предлагают углублённо штудировать естественные науки, в том числе на факультативах и в кружках. Но на уроках любовь к сельскому хозяйству не воспитать. И вот тут должно помочь агропредприятие-партнёр, куда дети будут ходить на экскурсии, знакомиться с особенностями работы, с современными технологиями. — Если у школы не будет друга в лице сельхозпредприятия, ничего не получится, — считает директор «Искры». — Детей нужно воспитывать на конкретных примерах: вот Ксения Шубина — агроном-семеновод. Выпускница Алешковской школы, окончила агрономический факультет сельхозакадемии, аспирантуру, автор научных трудов, готовится к защите диссертации. Разве не достойный пример для подражания? — С агрофирмой сотрудничаем много лет, — рассказывает Наталья Суворова, директор Алешковской школы. — В прошлом году открыли «Точку роста» по естественнонаучному направлению, есть опытный участок, и когда поступило предложение открыть агрокласс, не раздумывали, тут же приступили к работе. Ещё в прошлом году образовательную программу, подготовленную в сельхозакадемии, алешковские педагоги адаптировали под себя. Создали агрогруппу, в неё вошли ребята с седьмого по девятый классы.
Механизатор нужнее цветовода
И вот тут возникает проблема. На селе по большей части остались основные школы. Это значит, что ребята, рассчитывающие поступить в вуз, десятый и одиннадцатый классы будут заканчивать в другой, более крупной. И не факт, что в ней найдётся агрокласс. А за два года ребёнок, попав в новую среду, может и разлюбить землю. — Считаю, что при сельскохозяйственной академии нужно открыть лицей для подготовки старшеклассников к поступлению в вуз, — говорит Александр Скворцов. — Тогда мы ребят не потеряем. Не все школьники стремятся получить высшее образование. К примеру, Яков Хальзов учился хорошо, и в вуз мог бы поступить, но решил, что будет механизатором. — Таким ребятам нужно помочь определиться с колледжем, — продолжает разговор Александр Фёдорович. — К примеру, в Богородском политехническом техникуме набирают группу механизаторов. Правда, раз в два-три года. Можно направить ребят в Работки, но вряд ли, вернувшись оттуда, сядут на трактор, из техникума выйдут квалифицированными специалистами. При этом сельхозпредприятия нуждаются именно в механизаторах, операторах машинного доения коров. — В Дальнем Константинове раньше было профтехучилище, — разделяет точку зрения коллеги Анатолий Комаров, исполнительный директор АО «Березниковское». — Там готовили механизаторов широкого профиля. Теперь училище стало филиалом Перевозского строительного колледжа. Работать на тракторе больше не учат. Набрали группу цветоводов, и уже сейчас понятно, что с трудоустройством возникнут проблемы, в районе на специалистов такого рода спроса нет. А вот механизаторы в дефиците. Вопрос руководители хозяйств поднимают не просто так. Они за непрерывность образования. Важно, чтобы ребёнок из агрокласса поступил в профильное учебное заведение, окончив которое, пришёл бы в сельхозпредприятие на работу. И тогда круг замкнётся.
Как мама
В Алешковской школе 1 сентября официально открылась агрогруппа, её составляют десять ребят. У двух родители работают в сельском хозяйстве, остальных присоединиться к коллективу подвигли экскурсии в «Искру» и лекции, которые читал руководитель агрофирмы. — Прежде в школе работал экологический кружок, он и стал основой агрогруппы, — рассказывает Софья Куклина, учитель биологии. — Когда поставили оборудование по «Точке роста», начали с ребятами проводить различные исследования, опыты. В основном в области растениеводства. В прошлом году ребята провели целую научную работу по определению процента всхожести семян пшеницы. Труд направили на муниципальный конкурс, его признали победителем. Артём Жданов, семиклассник, продолжает исследования в этом направлении. Перед ним несколько поддонов, где разместились семена. Некоторые выпустили довольно длинные зелёные стрелы, на других — ростки покороче. Артём пинцетом отбирает семечки, выпустившие петельку всходов, и ведёт подсчёты. — Хочу стать агрономом, — делится он планами. — Нравится заниматься с растениями. Это не единственный опыт, который проводят в агрогруппе. Например, из семечка вырастили яблоню, её уже высадили на участок. Проращивали семена овса. Всходы получили стопроцентные, но при пересадке выжили единицы. Ребята сделали вывод: процедуру культура переносит крайне болезненно. — Посмотрите, как выглядит крыло бабочки через микроскоп, — приглашает семиклассница Варя Мурыгина. Заглянув в окуляр, наблюдаем много-много чешуек. Теперь понятно, почему бабочки относятся к отряду чешуекрылых насекомых. — Препараты готовим сами, — рассказывает Варя и перебирает в коробке зажатые между двумя стёклами крылышки, листочки. Их и рассматривают в микроскоп. Надя Кириллова и Наташа Григорова опыт проводят вдвоём, сразу видно — подруги. Девочки и в школе вместе, и после её окончания расставаться не хотят. После девятого класса планируют поступать в Нижегородскую сельхозакадемию. Сначала получат среднее профессиональное образование, потом высшее. — Хочу поступать на инженерный факультет, — говорит Наташа. — Конкуренции со стороны мальчиков не опасаюсь. Надя с будущей специальностью ещё не определилась. Возможно, станет зоотехником и будет работать в животноводстве «Искры», как мама, она у Нади телятница.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото автора.
Богородский округ.
#газета #землянижегородская #богородск #алешково #сельхозобразование #агрокласс