КАК ПРИХОДЯТ ДОМОЙ ТЕ, КТО УЖЕ НИКОГДА НЕ ВЕРНЁТСЯ

Эта карта в нашей газете появляется в третий раз. Как видите, на ней есть новая отметка — место гибели подводной лодки Щ-317. Мы продолжаем знакомить вас с подводными поисковыми работами, которые в эти годы проводили Русское географическое общество и разведывательно-водолазная команда экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». Найдите на карте остров Большой Тютерс. Видите, через него проходит чёрная линия, соединяющая берега Финского залива. Это минный заградительный рубеж, выставленный немцами для закрытия прохода советских подводных лодок в Балтику. Несмотря на опасность, наши подводники преодолевали его. В годы войны Балтийский флот потерял 46 подводных лодок, 24 из которых пропали без вести, и до недавнего времени никто не знал ни места, ни обстоятельств гибели. Летом 2017 года поисковая экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» обнаружила на дне у острова Большой Тютерс корпус субмарины, которая немного не дошла до берега и погибла на линии минного заграждения «Зееигель-3». Это и была Щ-317.

Целью подводной кампании советского Балтийского флота в 1942 году являлось нарушение морских перевозок противника. Транспорты на Балтике решали задачи снабжения группы немецких армий «Север», а также обеспечивали поставки финских и шведских ресурсов Германии. Все эти суда, а также боевые корабли Гитлера Москва приказала топить. В мае 1942 года противник выставил в Финском заливе непроходимые минные заграждения, рассчитывая, что, столкнувшись с ними, советский флот понесёт огромные потери и командование прекратит попытки прорыва в Балтийское море.

Потопили четыре транспорта

11 июня 1942 года «триста семнадцатая» вышла с базы Лавенсари. За три дня субмарина сделала то, что считалось до этих пор невозможным — форсировала все минные рубежи Финского залива и доложила по радиосвязи в штаб о выходе в открытую Балтику. Газета «Красная звезда» писала, в каких условиях приходилось действовать нашим «Щукам»: «Это была удивительно дерзкая и необычайно сложная операция. А в первой паре первого эшелона пошли Щ-304 и Щ-317. Они должны были пройти по Финскому заливу. Пройти, хотя враг уже перекрыл его плотным минным заграждением и установил дозоры в небе и на воде. Десять тысяч мин подстерегали подлодки, дерзнувшие форсировать пролив. А чтобы не пройти, достаточно было одной». Оказавшись на оперативном просторе, командир лодки Николай Мохов показал себя агрессивным и умелым командиром: в тот же самый день, 16 июня, Щ-317 открыла свой боевой счёт в этом походе, потопив транспорт «Арго» с грузом минеральных удобрений для Финляндии. Двумя днями позднее был торпедирован датский транспорт «Орион», сумевший, однако, добраться до порта Висбю на острове Готланд. Днём 22 июня Щ-317 первой же торпедой потопила у восточного побережья острова Эланд шведское судно «Ада Гортон», шедшее в Германию с грузом железной руды. Швеция, кстати, официально соблюдавшая нейтралитет, на самом деле активно помогала Рейху стратегическим сырьем. Через три дня была произведена торпедная атака на неустановленное судно, а 1 июля Щ-317 безрезультатно торпедировала шведский транспорт «Галеон» и была отогнана эсминцем «Эреншельд». 4 июля Щ-317 снова промахнулась, атаковав шведский корабль «Фортуна». 6 июля по «Щуке» из всех орудий бил немецкий «Норденшельд». В советской подлодке вылетели стекла в ограждении рубки, дали течь топливные цистерны. Но экипаж не дрогнул. Спустя четыре дня Щ-317 прицельным выстрелом потопила немецкий транспорт «Отто Кордс». Установлено: командир лодки Мохов провел ещё четыре торпедные атаки — неудачные… 10 июля поступило последнее радиодонесение от Мохова: «Запас торпед полностью израсходован, возвращаемся в Кронштадт». Но на базу лодка не вернулась.

Что увидели дайверы

Втечение нескольких десятилетий обстоятельства гибели Щ-317 и её экипажа оставались неизвестными. Всё стало ясно только несколько лет назад, когда участники экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» обнаружили на дне Финского залива между островами Гогланд и Большой Тютерс останки затонувшей лодки. В преддверии Дня Победы наборту «Щуки» закрепили доску в память о 41 погибшем краснофлотце. Прошла панихида. Как рассказали поисковики из разведывательно-водолазной команды, остов самой лодки обнаружен на глубине 78 метров. Вероятно, Щ-317 смогла уйти от всех атак, но лишь для того, чтобы подорваться на одной из последних линий немецких минных заграждений на пути к дому — буквально в прямой видимости от родной базы острова Лавенсари. Дайверы обомлели: субмарина словно уснула на дне, уткнувшись носом в ил. Первый осмотр не обнаружил видимых повреждений. Но при тщательном исследовании команда ныряльщиков увидела — стекла рубки выбиты, все антенные стойки и поручни погнуты. Значит, лодка подверглась мощнейшему гидродинамическому удару сверху. На основании собранных данных эксперты пришли к выводу: Щ-317 двигалась с небольшой скоростью на глубине 25 метров. Преодолев практически все противолодочные рубежи, на последней линии заграждения «Зееигель» лодка задела бортом минреп — трос якорной морской мины ЕМС, к которому была прикреплена антенна. Исследователи определили: взрыв, произошедший над лодкой, практически не повредил корпус Щ-317, но через образовавшиеся в конструкциях щели хлынула вода. Лодка начала плавно опускаться вниз, вероятно, стала неуправляемой. Практически все члены экипажа получили ранения и контузии. Подводники погибли.

Командир счастливой «Щуки»

За почти восемь десятилетий исследователям стали известны не только факты боевой биографии Щ-317, но и важные этапы в жизни её командира. Выяснилось,например,чтоего, студента мортехникума, в 1932 году по партийной мобилизации направили из Владивостока в Ленинград в Военно-морское училище имени Фрунзе. Мохов добросовестно учился и там. В характеристиках неизменно значилось: «Дисциплинирован, но недостаточно требователен к подчинённым». Пока Мохов был старшиной подразделения курсантов, пока командовал подлодкой типа «М» с экипажем 15 человек, требовательности хватало. Когда же под его началом оказался дивизион из восьми «Малюток» — хватать перестало. В анонимках, адресованных начальству, сообщалось, что капитанлейтенант Мохов позволяет себе «панибратство с подчинёнными». В неслужебное время командир дивизиона «расслабляется в обществе младших чинов настолько, что даже однажды танцевал Абрек-Заура, надев на голову чалму из простыни и взяв в зубы нож», писали в доносах. Терпению начальства пришёл конец. 16 января 1942 года «абрека» Мохова «за аморалку» сняли с должности и назначили с понижением — командиром лодки Щ-317. «Ещё один такой поступок, — предупредили его в НКВД, — и вас разжалуют в рядовые». Но Николай не растерялся. Он всегда верил в свою звезду и поэтому не обижался на начальство. Мохов организовал срочный ремонт подлодки. И тщательно готовил экипаж к решению боевых задач особой сложности. Во время своей первой и последней вылазки успешными у «триста семнадцатой» оказались 4 из 10 торпедных атак. Писатель Николай Черкашин в своей книге «Черная эскадра» приводит выдержку из последнего письма Николая Мохова жене: «Если погибну — пусть мое дело продолжат сыновья. Хочу, чтобы и они стали моряками, служили на подводных лодках». Сыновья Игорь и Борис выполнили отцовский наказ: стали моряками, командирами подлодок. Так, Игорю Мохову довелось в середине 1970-х возглавить небывалый в советском флоте 17-месячный подводный поход субмарины Б-4. Он умер от неожиданного сердечного приступа в 1985 году в День Победы перед строем экипажей эскадры дизельных подводных лодок, которой командовал, — при полном параде с кортиком.

Геннадий ЧАРОДЕЕВ.

(Продолжение следует).

ПОХОРОНЕНЫ В МОРЕ

Эта фотография сделана весной 1942 года на борту лодки Щ-317. Идут занятия комендоров. В центре: командир отделения комендоров старшина 2 статьи Горбачев Павел Алексеевич и командир БЧ-2-3 инженер-капитан 3 ранга Новиков Георгий Георгиевич. Слева и справа: старшие краснофлотцы моторист Глушко Александр Константинович и торпедист Разин Михаил Алексеевич. Михаил Разин — единственный в экипаже подводной лодки горьковчанин. На флот он был призван в 1940 году Сормовским РВК. Погиб 12 июля 1942 года. Посмертно награждён орденом Красной Звезды.

Фото Н. ЯНОВА.

#газета #землянижегородская #возвращённыеимена #флот #война #подводники #балтика