ПОДАРОК ВАСИЛЁВОЙ СЛОБОДЕ

Сфотографироваться с ним выстраивались очереди

На Дне города Чкаловска, который отмечали в минувшие выходные, Владимир Батраков представил землякам и гостям праздника свое новое масштабное произведение из лозы — большой макет Вознесенского храма, который в прошлом существовал в Василёвой Слободе. Из природного материала мастер создает впечатляющие работы.

Другая стезя агронома

Тринадцать башен, кремлёвские стены, Михаило-Архангельский собор, звонница — в своей работе к 800-летию Нижнего Новгорода Владимир Батраков из Чкаловска с большой точностью воспроизвел узнаваемые формы Нижегородского кремля. Выполнен архитектурный памятник из лозы. На его создание ушло около двух лет и десять килограммов природного материала. Владимир Батраков работает в Чкаловском центре ремёсел, ведет студию лозоплетения, под его руководством мальчишки и девчонки учатся работать с природным материалом, делают всевозможные поделки и вещи посерьёзнее, вроде столиков и корзин. Девочкам нравится плести из лозы кукол. Ребята, которые занимаются в студии несколько лет подряд, осваивают все секреты мастерства. Участвуют и побеждают во всевозможных творческих фестивалях и конкурсах. Появилась студия 22 года назад. В 2005 году получила звание народного образцового самодеятельного коллектива. Владимир Павлович работает в студии с момента ее открытия. В прошлом он агроном. Окончил Ивановскую сельскохозяйственную академию, работал в колхозе имени Чкалова. Рассказывает, что, когда тот перестал существовать, пришлось искать другое занятие — им стало народное творчество, а именно лозоплетение.

Голову пришлось поломать

Владимир Павлович показывает свою, пожалуй, самую масштабную работу из лозы — Нижегородский кремль. Башни и собор высотой чуть ли не вполовину человеческого роста. Идея такого произведения к юбилею областного центра появилась у мастера в 2019 году, тогда же он приступил к ее воплощению. Вначале планировал сделать одну башню — Дмитриевскую. На ее создание ушло два месяца. По словам Владимира Павловича, работа оказалась непростой: нужно было понять, как выполнить изгибы и переходы, ведь форма у башни необычная. Приходилось расплетать по два-три раза, но в итоге вещица получилась на загляденье. Тогда мастер понял, что работу стоит продолжить, замысел приобрел размах. Решено было сделать из лозы полную копию Нижегородского кремля. Дело это нетривиальное: башни разные по строению. Как выполнить из прутьев сложные очертания старинного храма, звонницы с колоколом, Спасской часовни, которая находится внутри кремля? Над этим пришлось поломать голову. Вид старинной крепости мастер изучал по фотографиям, сделанным с разных ракурсов. Когда работа была закончена, в окружности кремль получился около трёх метров.

Вот где кропотливый труд

Владимир Батраков подробно рассказывает о технологии своего ремесла. Много времени уходит на подготовку материала. По его словам, 80 процентов работы — это заготовка лозы. — Древесина ивы созревает осенью, — рассказывает Владимир Павлович. — Именно в это время года она имеет лучшие качества. Нужно ее найти, срезать столько, чтобы хватило на весь следующий год. Только представьте, мастер заготавливает для работы за сезон 15-20 тысяч прутьев. Каждый прут подвергается определенной обработке. Это очень кропотливый труд. После того как ветви ивы срезаны, их надо сразу же очистить от листьев, иначе древесина начнет преть. Дальше пучки варят, чтобы избавиться от шкуры. Для этого у мастера есть специальный большой бак, куда он закладывает ветви. Три часа в нём закипает вода, ещё минимум столько же она должна кипеть. Получается, что на варку одной партии уходит почти целый рабочий день. Зато потом у лозы появляется красивый золотисто-коричневый цвет, на солнце изделия из нее как будто переливаются. По словам Владимира Батракова, в старину существовал другой метод освобождения прутьев от коры — ветви клали на месяц в проточную речную воду. — После варки каждый прут надо очистить, — продолжает мастер. — А ведь их тысячи! Дальше калибровать по высоте и просушить. Связанную в пучки, готовую лозу можно хранить годами. Работу по заготовке материала, которую начинаю осенью, заканчиваю обычно к Новому году.

От кукол до самолётов

Перед тем как приступить к изготовлению задуманного, лозу опять ненадолго замачивают, чтобы она стала гибкой. Мастер показал, как он работает: ловко продевает прутья на дне будущей корзины. Изделия получаются красивые и прочные. Но что корзины! Проза! У Владимира Павловича есть большая коллекция моделей техники из лозы — самолёты, танки, автомобили, корабли. Несколько лет назад ее демонстрировали на выставке изделий художественных промыслов в Москве. В Центре ремёсел в Чкаловске хранится коллекция плетёных кукол, для них специально сшили костюмы. Стоит там огромная Эйфелева башня из лозы, сделанная Владимиром Батраковым. Воссоздал он из природного материала все самолёты, на которых летал земляк Валерий Чкалов. Работы мастера выставляются в музеях, известны они далеко за пределами родного города. Макет Нижегородского кремля завоевал первое место на областном конкурсе мастеров народных художественных промыслов, получил Гран-при на выставке «Золотая Хохлома» в Семёнове. Совсем недавно Владимир Батраков закончил еще одну свою масштабную работу — макет храма Вознесения Господня, который в прошлом существовал в Василёвой Слободе, — так раньше назывался Чкаловск. Его он представил на 870-летие города, который отмечали на днях. От желающих сфотографироваться с достопримечательностью на празднике не было отбоя.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Чкаловский округ.

#газета #землянижегородская #чкаловск #лозоплетение #традиции #промыслы #мастера