Posted in Музей
18.08.2022

КАК КУЗНЕЦ СЕБЯ ПОДКОВАЛ

Чтобы увидеть это, нужно посмотреть в микроскоп

Помните, как у Николая Лескова в повести про Левшу? Российский император привёз на родину работу английских мастеров — блоху, умеющую танцевать. Его сын решил доказать, что русские умельцы могут и не такое. По его поручению в Туле был найден мастер Левша, который блоху подковал. Увидеть это можно было с помощью увеличительного стекла… Повесть Лескова обычно вспоминают, когда говорят о миниатюрах из металла, которые хранятся в Павловском историческом музее. Здешние мастера не уступают Левше. Их произведения соединяют в себе технологии и искусство, а размер некоторых измеряется не миллиметрами, а микронами. Чтобы рассмотреть их, понадобится микроскоп.

Роза в миниатюре

Только склонившись к увеличительной линзе, можно разглядеть крошечную фигурку — блоху-кузнеца, которая куёт себе подковку. Это один из самых известных экспонатов Павловского исторического музея. Блоху подарил на 65-летие музея в 2001 году её создатель Павел Куликов. У фигурки есть механизм, который раньше запускали, она двигалась — стучала молоточком по наковальне. В музее рассказывают, что, создавая это произведение, мастер вдохновлялся повестью «Левша». Миниатюрный кузнец — не единственное мини-произведение Павла Владимировича. Вот перочинный нож, расположенный на спичечной головке, он раскладывается. Дальше можно рассмотреть крошечный замочек, застегнутый на ушке обычной швейной иглы. А вот столик, на нём ваза, в ней маленькая роза. Ее лепестки, наверное, размером не больше одного деления линейки. Причём изготовлена она методом ковки. В музее рассказывают, что Павел Куликов трудится и сейчас, увлечён обработкой металла. В работе использует микроскоп. Когда не хватает одного, мастер берёт второй. Работы его так малы, что их можно сдуть, как пушинку. Про творчество мастера снят фильм. Труды умельца удивляют, и для Павлова они характерны. Миниатюрами из металла здесь увлекались ещё в старину, подтверждение тому можно найти в музее. Павлово — один из старинных центров металлообработки, а история района связана с производством. Старинное кирпичное здание, в котором расположен исторический музей, стоит на берегу Оки. Снаружи и изнутри оно привлекает богатым декором. Усадьба в псевдорусском стиле построена в 1885 году купцом первой гильдии Василием Гомулиным. С тех времен в доме сохранилась богатая лепнина на потолках, резные двери, большое зеркало на первом этаже. После революции в здании располагалось местное начальство, в 1960-е усадьбу передали под музей.

Промысел начали стрельцы?

Старший научный сотрудник Павел Филатов рассказывает, что в прошлом в этих местах люди мало занимались сельским хозяйством, земля была неплодородная. Зато занимались мыловарением, сталеслесарным ремеслом, торговлей. Жили небедно. Это подтверждают некоторые музейные экспонаты, например, изразцы конца XVIII века в голландском стиле из крестьянского дома — позволить себе такие могли только состоятельные люди. Чтобы понять традиции павловской металлообработки, нужно проследить её историю. Есть предположение, что начали сталеслесарный промысел в Павлове стрельцы, которые жили гарнизоном в здешнем остроге. Зарплата в регулярной армии была невелика, поэтому стрельцам разрешали заниматься ремеслом и торговлей. Возможно, они и начали в селе работать с металлом, а местные крестьяне переняли у них умение. Перед нами карта Павловского сталеслесарного района. Сюда входили части Муромского и Гороховецкого уездов Владимирской губернии, а также Горбатовский уезд Нижегородской губернии. В Ваче делали и до сих пор делают столовые ножи, в Павлове — замки, в Сосновском — напильники, в Ворсме — складные ножи, в Тумботине — ножницы.

От гаечных ключей до хитрых замков

В музее можно познакомиться с крупными предприятиями, которые были в Павлове, и их изделиями. — Завод слесарно-монтажного инструмента начался с фабрики братьев Теребиных, — рассказывает Павел Филатов. — Завод существовал с конца XIX века. В 1908 году в нём работало около тысячи человек, использовалось машинное производство. Выпускали разную продукцию — от гаечных ключей до столовых приборов, опасных бритв и щипчиков для сахара. Эти изделия были везде востребованы. Завод в окрестностях был, конечно, не единственный. Производство и продажа изделий обычно являлась семейным делом. Например, предприятие Кондратовых делало ножницы и столовые приборы, а Перовых — напильники. Кстати, прапрадед Павла Филатова Михаил Кокин в Тумботине имел заведение стальных изделий, занимался производством ножниц. На экспозиции можно увидеть богато украшенные столовые ножи из английской стали производства Фёдора Варыпаева. Он был волостным старшиной , главой местного самоуправления, членом Британской промышленной академии. Его предприятие было поставщиком металлических изделий для российского императорского двора и двора датского короля. Изделия из Павлова-наОке ценились далеко за пределами России. Ассортимент того, что производили, был очень широкий. Ещё до Крымской войны, в 1850-е годы в Павлове стали выпускать медицинские инструменты и наборы для военных медиков. — Начало Кировскому заводу положил Александр Штанге — русский дворянин немецкого происхождения, — продолжает Павел Владимирович. — Он открыл кустарную артель на паях, куда можно было вложиться, работать и получать часть прибыли. Завод существует до сих пор, сейчас здесь делают столовые наборы. В Первую мировую кустарная артель имени Штанге поставляла на фронт металлические изделия, в том числе ножницы для резки колючей проволоки. Выпускали в Павлове коромысловы весы, здесь их производили 70 процентов от общего объёма в империи. В стране было четыре метрологических лаборатории, где эти весы проверяли на точность и клеймили — в Москве, Санкт-Петебурге, Варшаве и Павлове. Кроме столовых пар, ножей, весов делали знаменитые павловские замки. Они были самые разные. Например, есть на выставке замок с секретом: у него много ложных замочных скажин — если не знаешь, где настоящая, его невозможно открыть. Огромные и крошечные, кодовые, художественные — такими были павловские замки. Мастера старались совместить технологии и творчество, украшали изделия.

Днём работали, ночью торговали

Мастера ставили на изделия своё клеймо, подтверждали его, получали свидетельства, что имеют право заниматься производством и продажей. На предприятия нанимали рабочих, формы найма были разные. На одном из макетов показан процесс шлифовки и полировки. По словам Павла Филатова, на тумботинском сленге этот процесс назывался «морилка»: люди работали в подвалах, без средств защиты, лёгкие забивались металлической пылью. Многие заболевали, продолжительность жизни рабочих была невелика. В Тумботинской церкви есть запись от 1880 года, что за тот год от лёгочных заболеваний в селе умерли десять мужчин… Картина художника Куликова, подаренная музею, рассказывает, как взаимодействовали скупщики и кустари. Торговля шла в Павлове на Нижегородской улице. Интересно, что продажа кустарных изделий происходила обычно ночью — днём не успевали, надо было работать. В своих «Павловских очерках» писатель Владимир Короленко упоминает байку, что скупщиков научил ремеслу дьявол. Имеется в виду, что они часто обманывали кустарей, зажимали цену.

Сто в одном

На одной из витрин обращает на себя внимание необычный раскладной нож в форме поросёнка. В него входят около ста лезвий и приспособлений. Вероятно, в мире таких ножей больше нет. Сделал его мастер Алексей Ананьев. В Павловском районе из складных ножей делали целые макеты. Многие работы относятся к 1930-м годам. Вот герб Советского Союза, где каждый колосок — складной нож. Всего для его изготовления было использовано 119 ножей. Есть композиции в виде Спасской башни Московского кремля, ордена Победы, самолета, паровоза, автомобилей. Металлообработка в районе процветала в советские годы. Павловские мастера стремились прославить свой город. Вещи, которые они делали, можно назвать местными реликвиями.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Павловский округ.

#газета #землянижегородская #павлово #музей #левша