ПОДВОДНАЯ ЗАЛОЖНИЦА

Швеция препятствует расследованию гибели советской субмарины

На прошлой неделе мы рассказывали о том, что в Сормове на площади Славы появился памятник морякам-подводникам — рубка подводной лодки С-7, которая входила в боевой состав кораблей Балтийского флота. Дайверами на Балтике найдена ещё одна «сормовичка» С-8. Её историю мы сегодня и рассказываем.

Латунная буква «С»

В водах Балтики покоятся 38 из 65 субмарин, входивших в годы Великой Отечественной в состав советского Военноморского флота. Многие годы родственники членов экипажей оставались в неведении насчёт подробностей и точного места гибели отцов, дедов, прадедов. Координаты ещё двух потопленных субмарин стали известны в конце ХХ века. Сначала шведские ныряльщики у маяка Садедарм обнаружили советскую подводную лодку С-7. Позднее близ острова Эланд трое аквалангистов искали потопленный в 1916 году пароход «Никомедия» и наткнулись на неизвестную субмарину. Ведущий эксперт Швеции по затонувшим судам Бьёрн Окерлунд поспешил сделать вывод: это русская «Львица» времен Первой мировой. Но уже через несколько недель эксперт сообщил, что аквалангисты нашли на морском дне латунную букву «С», и потому речь надо вести о советской средней подводной лодке С-4. Российские историки флота с этой версией не согласились. Вопервых, буква «С» есть как в русском, так и в латинском алфавите. Во-вторых, документально подтверждено, что своё последнее боевое задание С-4 выполняла в районе Данцигской бухты и затонула в ночь на 7 января 1945 года, попав под таранный удар немецкого эсминца Т-33. Координаты гибели С-4 хорошо известны на Балтийском флоте — они на целых 200 миль южнее острова Эланд и много лет являются местом отдания почестей нашими кораблями. Но вскоре в шведской печати была опубликована фотография рубки той самой затонувшей субмарины с буквой «С» и цифрой «8». Это уже тянуло на сенсацию. Считалось, что подлодка С-8 под командованием старшего лейтенанта Ильи Брауна подорвалась на мине при форсировании западной части Финского залива. Дату её предположительной гибели обозначали периодом с 12 по 14 октября 1941 года. В своём донесении командир бригады подводных лодок капитан 2 ранга Трипольский сообщал Военному совету: «11 октября 1941 года ПЛ С-8, сопровождаемая эскортом БТЩ и катерами МО, вышла с о. Гогланд для следования на позицию. После меридиана маяка Кери лодка действовала самостоятельно, и с этого момента ни одного радиодонесения с нее не поступало. Срок пребывания подлодки на позиции из расчета автономности истек 8 ноября 1941 года. Но ПЛ С-8 из похода не возвращалась. Считаю, что подлодка погибла на переходе от 25-го меридиана до устья Финского залива и ходатайствую об исключении ПЛ С-8 из списков бригады подлодок КБФ». Последняя находка указывала, что С-8 потопили в шведских территориальных водах. Но кто? Ведь Швеция во Второй мировой войне сохраняла нейтралитет. Во время визита командующего Балтийским флотом в Стокгольм ему передали кассету с подводными съёмками, сделанными на месте гибели советской подводной лодки шведским аквалангистом Юханом Кендертом. Видеозапись направили в ЦНИИ Минобороны России, где она и была исследована с участием специалистов из КБ «Рубин». Учёные и военные моряки смогли установить, что подводная лодка надвое расколота мощным взрывом. Для установления точных причин и обстоятельств гибели подлодки необходимо более детальное обследование. Оно было запланировано на время проведения совместных российско-шведских учений в Балтийском море. Предполагалось, что в них примут участие по восемь российских и шведских кораблей. На завершающем этапе российское спасательное судно СС-750 в месте гибели подлодки у острова Эланд спустит подводные аппараты — и тайна субмарины откроется. Однако за два месяца до начала учений шведская сторона в одностороннем порядке перенесла маневры на неопределенный срок. Шведские власти не только не разрешили россиянам заниматься исследованием морского дна в районе гибели лодки в своих территориальных водах, но запретили это делать и своим аквалангистам. В мае 2000 года я встречался с Маркосом Рюнесоном и Матсом Карссоном, обнаружившими остатки советской подлодки возле острова Эланд. На вопрос, почему они не смогли ничего поднять со дна или снять маркировку на видео, дабы подтвердить, что это действительно С-8, ныряльщики не очень убедительно ответили: лодка затянута илом, поднять что-то вручную трудно. Тем временем в шведской печати появились сообщения со ссылкой на участников событий времен войны: заблудившуюся советскую подлодку потопили… сами шведы. По ошибке. Комментировать это сообщение тогдашний министр обороны Швеции Бьёрн фон Сюдов отказался, дипломаты тоже уклонились от ответа. Вопрос о том, почему шведы до сих пор препятствуют детальному расследованию обстоятельств гибели наших подводных лодок на Балтике, остается открытым.

Белые пятна истории

Правда, в 2000 году между командующими Балтийским и Шведским флотами была достигнута договоренность о совместных мероприятиях по отданию воинских почестей подлодке С-8. Что и было сделано 25 мая 2000 года с борта флагмана Балтийского флота эсминца «Настойчивый». Наряду с командующими Балтфлотом и шведским ВМФ, ветеранами флота, в церемонии приняли участие и родственники погибших: Людмила Дергачева, дочь командира БЧ-5 Александра Яковлевича Дергачева, и Геннадий Рябинин, сын старшего политрука С-8 Александра Петровича Рябинина. «Мы сегодня отдаём воинские почести экипажу С-8, одной из 38 подводных лодок Балтийского флота, погибших в годы Великой Отечественной войны, — сказал тогда командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Егоров. — Нам пока неизвестны причины гибели этой лодки. Экипаж — 48 человек. Это важная миссия. Нам предстоит большая работа по поиску мест гибели подводных лодок в годы Великой Отечественной войны. Работа станет более эффективной, если в ней будут участвовать другие страны Балтийского региона. Вечная слава и память героям-подводникам, отдавшим свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины!» От имени родственников выступила Людмила Дергачева: «До сегодняшнего дня мы не знали, где именно погиб наш отец, сожалели, что не могли исполнить долг христианина — похоронить отца. Сегодня с моего сердца упал камень. Я вместе с вами участвую в похоронах, в отдании почестей моему отцу и всему экипажу подводной лодки С-8». А Геннадий Рябинин тогда сказал мне: «Мы просто обязаны продолжать поиски — и в архивах, и в экспедициях. Это не почеловечески — оставить всё как есть. За каждым белым пятном в истории — судьбы. Не только тех, кто погиб в пучине, но и наши. Субмарины гибнут и в мирные времена, все расследования должны доводиться до последней точки». С памятной даты отдания почестей погибшей С-8 и её экипажу прошло уже свыше двух десятилетий. Удалось ли узнать новые подробности гибели лодки? Никакой новой информации нет. Не смог ответить на этот вопрос и председатель СанктПетербургского клуба моряков-подводников ВМФ капитан 1 ранга Игорь Курдин. Он переадресовал меня к заместителю директора школы № 504 Кировского района города на Неве Марине Васильевне Лукиной. В этой школе создан уникальный музей экипажа подводной лодки Щ-408 и её командира Павла Кузьмина. Марина Васильевна переадресовала меня к руководителю международной подводно-поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Константину Богданову. В годы Великой Отечественной на Балтийском флоте без вести пропали 24 подводные лодки, обстоятельства и место гибели их оставались неизвестными. До 2002 года иностранным дайверам удалось случайно обнаружить на дне и идентифицировать лишь три пропавшие советские субмарины. В России же целенаправленный поиск погибших боевых кораблей был вообще невозможен. Все документы, относящиеся к их гибели, хранились под грифом «секретно». Получить к ним доступ стало возможно лишь в 2007-м. В последние годы ситуация радикально изменилась благодаря Русскому географическому обществу, которое возглавляет глава военного ведомства Сергей Шойгу, и Константину Богданову. Что касается С-8, то у Богданова информации по ней не оказалось: «Мы ею не занимались, поскольку она уже обнаружена достаточно давно. Концентрируем усилия на тех лодках, что ещё числятся пропавшими без вести. За последние годы участники поискового проекта нашли или приняли участие в идентификации 17 пропавших без вести подводных лодок Балтийского флота. В российской зоне на дне лежит восемь подлодок, в эстонских территориальных водах — девять».

Подводный мемориал

После обнаружения каждой погибшей подлодки проводится комплекс работ по увековечиванию памяти погибших на ней моряков. Богданов и его соратники нашли способ, как, не нарушая никаких правил и без ущерба для сохранности, можно «поднять со дна» обнаруженную подводную лодку. «Мы проводим её сплошные фото- и видеосъемки. На это требуется по три-четыре погружения специальных команд дайверов, — рассказывает Константин. — А потом на отснятом материале наши специалисты создают виртуальный музей затонувшего корабля, его 3D-мемориал, который выкладывается в интернет. Так что все желающие, в том числе, что очень важно, родственники, потомки погибших моряков, могут на экране монитора увидеть со всех сторон лежащую на дне субмарину, в деталях рассмотреть ее надстройки, полученные повреждения…» Участники экспедиции обязательно крепят на борту погибшего корабля мемориальную доску, на которой перечислены все погибшие моряки. Пока не обнаружены погибшая в ноябре 1941-го подлодка М-98 и подлодка Щ-301. Интересный корабль — субмарина «Калев», затонувшая во время выполнения специального задания осенью 1941 года. Эта подлодка попала в состав Балтийского флота после присоединения Эстонии к СССР. Причём строили её в свое время эстонцы на народные деньги в Англии. Богданов и его товарищи предпринимали попытки «запеленговать» «Калев» на дне во время одной из экспедиций, но вместо нее обнаружили совсем другой корабль — эскадренный миноносец «Калинин», затонувший во время трагического таллинского перехода Балтфлота в 1941 году. Поиски наших субмарин будут продолжены.

Валерий ГРОМАК,

военный журналист «НВО»,

капитан 1 ранга запаса.