ТЕРЮХАНЕ НОСИЛИ ШУШПАН
О народах и их традиционных нарядах можно узнать на масштабной этнографической выставке
Платок, сарафан, рубаха, лапти — эти элементы традиционного костюма знает каждый. Но, конечно, только ими одежда, которую носили предки, не ограничивалась. Немногие знают, что раньше в нижегородском регионе наряды были невероятно многообразны, в каждом районе он был свой, на одной территории одновременно могли сосуществовать даже костюмы разных эпох.
У костюма свои правила
Сейчас традиционные костюмы считаются объектами материального и духовно-культурного наследия. Им посвящена масштабная этнографическая выставка «Сарафан, шушпан, одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме» (0+), которая сейчас проходит в Манеже Нижегородского кремля. Наряды на выставке относятся к XVIII — первой половине XX века. Приурочена она к Году культурного наследия народов России. Организаторы — Нижегородский художественный музей и Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник. В выставке участвуют экспонаты ещё около десятка именитых музеев из Санкт-Петербурга, Москвы, Саранска и Нижегородской области. Интересна выставка тем, что она рассказывает не только о самих нарядах, но и о народах, населявших Поволжье. Оказавшись в Манеже, можно совершить путешествие по разным территориям нижегородского региона.
Рога как оберег
В старину одежда была средством коммуникации — это, прежде всего, то, чем человек в буквальном смысле соприкасался с окружающим миром. Праздничная одежда ещё была связана и с миром сакральным, духовным. Женские платья, на которые первыми обращаешь внимание на выставке, впечатляют своей красотой и богатством. Расшитые золотом телогреи и платки, тяжелые юбки, украшенные головные уборы, ожерелья — таков был русский праздничный костюм во второй половине XVIII — середине XIX столетия. В такой одежде не будешь заниматься повседневными делами, она предназначалась для особых случаев. Организаторы выставки обозначили её как «одежда для Бога». В то время в России замужество было, пожалуй, самым значимым событием в жизни женщины. Свадебный костюм надевали всего один раз — на венчание и пир. Невеста была разодета как боярыня, этот образ оставался в памяти на всю жизнь. Даже небогатая семья старалась обеспечить невесту богатым платьем. После свадьбы девушка меняла не только статус, но и часто место жительства, окружение, одежду. По обычаю, замужняя женщина должна была закрывать волосы. В эпоху, о которой идёт речь на выставке, самым распространённым русским женским головным убором был кокошник, который закрывал волосы, заплетенные в косы и уложенные на голове. До сих пор он является символом национального костюма. Кокошники в старину изготавливали профессиональные мастера, купить их можно было в лавках и на ярмарках. Крестьянки бережно хранили кокошники, передавали их дочерям. Девушка из небогатой семьи могла надеть его лишь однажды — на свадьбу, состоятельные женщины хранили в сундуках до 15 таких головных уборов. Нижегородский кокошник пришёл из Владимиро-Суздальской Руси, он был «двурогим», с большими откосами. Иногда, чтобы он не упирался в плечи, его носили «рогами» назад. Стоит сказать, что рога в старину считались обережным символом, поэтому их можно увидеть и в других головных уборах. Кроме кокошника, в комплекс традиционной женской одежды входит сарафан и душегрея. Такие костюмы, как правило, шили из дорогих тканей, а носили их девушки из богатых, знатных семей. После Петровских реформ главную роль в стране стали играть дворяне, одевавшиеся по европейской моде. А боярский костюм продолжил существовать среди городского и сельского купечества, зажиточных крестьян в торговых и ремесленных поселениях. Тут можно привести в пример знаменитый костюм из села Безводное Кстовского района. В большом селе до революции было несколько храмов. На Троицу девушки наряжались в старинную одежду и водили хороводы, которые назывались «круги». Праздничный костюм состоял из сарафана, расшитого золотыми нитями кафтанчика, белых рукавов, головного убора. В таком пышном наряде трудно пуститься в пляс, а вот плавные хороводы получались на загляденье. Эту традицию сейчас в селе возрождают, реконструируют старинные наряды.
В лесах
Этнографическая выставка разделена по географическим направлениям — здесь можно познакомиться с одеждой севера, юга и востока Нижегородского региона. На севере жили русские и марийцы. После церковного раскола в заволжские леса уходили и обустраивались там старообрядцы. Они вели строгий образ жизни. Специалисты считают, что религиозность сформировала старообрядческую культуру и нашла отражение в традиционной одежде. Самый высокий статус имела одежда для богослужений — молельный костюм. Мужчины носили рубаху-косоворотку с поясом, штаны, заправленные в сапоги, и черный кафтан. Покрой кафтана и количество пуговиц были строго определенными. Для женщин был характерен наиболее ранний вариант косоклинного сарафана — распашной, отделанный спереди пуговицами и шнуром. Платок надевали по-особенному, по кромке, застегивали его под подбородком. Другой костюм был у жителей берегов реки Ветлуги. Объясняется это тем, что ее заселение происходило с северо-запада страны, поэтому и одежда похожа на наряды тех мест. Ветлугаи жили лесом и рекой, которая влияла на их уклад жизни. Известно, что в Ветлужском уезде были распространены прямые сарафаны из домотканой пестряди — это льняная или хлопчатобумажная ткань в мелкую клетку или полосу. На праздники часто носили сарафаны красного цвета, украшали их оборками. В конце XIX века на севере европейской России, в том числе, и на Ветлуге получил распространение «казачок» — женская длинная кофта, сшитая по фигуре, с небольшим стоячим воротничком. Носили её с юбкой или сарафаном, сшитым из того же материала.
Близкое соседство
А что же такое шушпан, обозначенный в названии выставки? Это длинная распашная одежда из белого холста, расшитая обычно красными нитками. Носили шушпан терюхане. Исследователи относят их к коренному финно-угорскому населению Нижегородского уезда. Жила терюшевская мордва на территории современного Дальнеконстантиновского, частично Кстовского и Богородского районов. Любопытно, что для терюхан шушпан был не только национальной одеждой, но и напоминанием о своём прошлом статусе: во времена Золотой Орды этот немногочисленный народ нес службу, охраняя лесные дороги. Основой орнамента на одежде была золотоордынская тамга — символ административной власти, со временем он превратился в родовой знак. Шушпан носили постоянно, даже надевали его поверх овечьей шубы, так выделяли себя среди других. В прошлом столетии эта группа мордвы полностью обрусела, ушла в прошлое и национальная одежда. Вообще, на этой территории — за рекой Кудьмой русские и мордва жили в тесном соседстве более 500 лет. Выходцы из Нижнего Новгорода, владимирской земли пришли сюда в XIV веке. Возникали смешанные браки и тесные связи, однако этнокультурные различия долгое время заключались именно в языке и праздничной одежде.
На юге — другое
Юг Нижегородского края населяли разные национальности. Как рассказывается на выставке, на рубеже прошлого и позапрошлого столетий здесь проживали русские, мордва эрзя и мокша, чуваши, татары и бурдаки — выходцы из Белоруссии и Малороссии. Интересна история костюма в Вознесенском районе. Изначально это мордовские земли, вошедшие в состав Московского государства. В XVII веке в числе первых поселенцев сюда приходят разинцы, беглые крестьяне. На выставке представлен праздничный наряд женщины первого года замужества из села Полхов Майдан — рубаха, сарафан «китайка», фартук, пояс, кокошник, подзатыльник, бусы и ленты. Специалисты отмечают, что костюм с сарафаном и кокошником в Вознесенском районе считался наиболее модным и статусным, так как его носили женщины в семьях, свободных от барщины. Крепостные крестьянки на этой территории могли ходить в понёве — это наиболее архаичная славянская одежда, существовавшая еще в древности. Можно сказать, что понёва была знаком крепостничества, её еще называли «барской обрядой». Поэтому, если женщина становилась свободной, она сразу же меняла её на сарафан. На экспозиции представлен и знаменитый костюм села Чернуха Арзамасского уезда, который сами его жители называли «дивной обрядой» с шелковьем — необычной формы головным убором и шикарной золотной вышивкой. Земли здесь были монастырские, это повлияло на формирование костюма. Женские монастыри Арзамаса славились золотошвейными работами даже за пределами России. Поэтому в селах было престижно заказывать вышивку всех деталей праздничного костюма. На одном из манекенов показаны оплечья — они же «мышки», а также «борода» — украшение из тонкой золотой проволоки, закрывавшее грудь. Побывав на этнографической выставке, можно понять, насколько сложна, красива и многообразна была одежда наших предков, она — отражение их культуры, обычаев, представлений о мире. Работать выставка будет до 2 октября.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Фото автора.
#газета #землянижегородская #выставка #костюм #одежда #манеж #традиции