03.08.2022

В ДОРОГЕ ОТ ЗАВАЛИНКИ ДО СТОЛИЧНОГО КРЕМЛЯ

Лучшая попутчица – гармошка

Когда первый раз услышал игру на гармони, он был заворожен и решил научиться играть. В шесть лет отдавал соседскому мальчишке самое ценное — конфету, которую мать выдавала раз в неделю в банный день, и пока тот её сосал, перебирал чужие клавиши. А потом отец понял, что сыну гармонь нужна, и купил за три пуда зерна. Вот счастье было у Коли!

Инструмент государственного значения

Сегодня у Николая Федоровича Шкарина три гармони, поющие в разных тональностях. Да играет он на баяне и аккордеоне, фортепиано и свирели, жалейке и саксофоне. Но такой радости, какая охватила летом 1955 года после покупки первой гармони, они дать не могут. Чем в то время была гармошка для деревенского подростка? Всем. Вздохи, поклонницы, мальчишечья зависть и всеобщая любовь. Девчонки не только из родного села Печи, но и со всей округи стали ласково называть молодого гармониста Коленькой. Подбирать мелодии приходилось самому. Потом кто-то показал, как на басах играть. А с 12 лет стал мальчишку завклубом приглашать. Ему хотелось отдохнуть с мужиками за домино, а парень-самоучка за него на танцах играл. Это был первый заработок Шкарина — бесплатный пропуск в кино. Хорошо помнит гармонист, с какой радостью под его игру танцевали. Тогда плясали «четвёрками» и «двойками» с переходами. Ну а старшие в селе любили частушки слушать, барыню, плясовые мелодии. Колина гармонь имела в Печах и ближней округе государственное значение — внесла вклад в демографическую политику страны. Она всю округу переженила, свадьбы без неё не игрались.

Не шуточки — покоя ни минуточки

Всерьёз учиться музыке так за всю жизнь и не пришлось. Ну а на спортивном отделении местного педучилища о музыкальной грамоте, конечно, речи не шло. Зато спорт дал хорошую закалку. Поработал Николай физруком в родной школе в Печах. Побывал завклубом в селе Николай Дар. Сплотил в селе артистов. Стали даже по округе ездить с концертами, чего прежде не водилось. Но потом с женой решили махнуть за романтикой и новой жизнью аж в Красноярский край. На Крайнем Севере, на берегу Енисея в Лесосибирске гармониста сразу сманили со спортивной работы на музыкальную. Стал заниматься с малышами в детском саду. За опытом игры на народном инструменте стали обращаться музруки городка. Директор Лесосибирского ДК попросила вести кружок гармонистов. — Опасался соглашаться, тут ведь музыкальное образование требуется, — вспоминает Николай Федорович. — Но сумели уговорить. Сказали, что очень ждут три десятка ребятишек. А когда пришёл, увидел на полочке 15 новеньких гармоней, заранее купленных для кружка. Тут уж сердце дрогнуло — детишки ж хотят стать гармонистами, мне это близко и понятно. Выписал по почте 15 самоучителей и стали заниматься. Народец ответственный — занимались с охотой, и дела у нас хорошо пошли. С этого и начался коллектив с задорным названием «Веселуха». Ребятня исполняла задорные, плясовые наигрыши. В Красноярске на частушечном конкурсе «Охи-вздохи, шуточки, покоя ни минуточки» юные гармонисты хорошо себя показали, их пригласили в Вологду. Там вокруг большущей матрёшки ростом под потолок дети в костюмах с гармониками водили хороводы, красиво играли и пели. С той поры «Веселуху» стали всюду приглашать и называть профессионалами.

Объединяет музыка

Победы на всероссийских конкурсах от Владивостока до западных границ страны привели к знакомству с братьями Заволокиными. Геннадий тогда даже предложил вместе записать «Сибирскую Подгорную». Узнали об ансамбле зрители в Венгрии и Болгарии. К 1995 году «Веселуха» получила звание образцового ансамбля. Повезло Николаю Федоровичу тесно сотрудничать с Настей Заволокиной. Немало за плечами совместной работы, выступлений, телезаписей. В родной стороне земляки узнавали Николая на экране. Стали звать на родину. А его уже и самого тянуло к местным корням. Решили с женой перебираться поближе к родным местам. Поселились сперва в Первомайске. Возраст уже пенсионный, можно б и отдохнуть, играя на гармошке только в удовольствие. Но не вышло. Славато впереди бежала. Уговорили Шкарина вновь создать народный ансамбль. Он его и организовал снова из подростков. Да и название готовое есть: авторское, заслуженное — «Веселуха». Свой успех быстро заслужил и этот состав ансамбля. Даже у Надежды Бабкиной на её проекте «Песни России» выступили. Звезда пригласила коллектив на гала-концерт в Нижегородском кремле. А потом весёлые гармонисты в Москву поехали, в Кремлевский дворец выступать. Бабкина про них во всеуслышание сказала, что «нашла замечательных самородков из Первомайска». Дети были в восторге. — Жаль, что нет больше таких проектов, — печалится Николай Федорович. — Профильных фестивалей для гармонистов мало. А бывать артистам на них надо, дух фестиваля очень воодушевляет, появляется желание играть, общаться. Поэтому я и организую тут в деревне Крюковке местный фестиваль. Собираю гармонистов, своих постоянных учеников. Хорошие встречи получаются. Есть у нас хорошие гармонисты в округе. И всё же позвала мастера душа на малую родину в Лукояновский район. Тут тоже земляки без дела сидеть не дали. Потребовался мастер знаменитому ансамблю «Погодушка», казачьему коллективу «Любо». На этнофестивалях тоже Шкарин нарасхват. — И русак, и гарный козак, а если надо — мордвин, — смеётся Николай Федорович. — На эрзянском, кстати, свободно общаюсь, так что для меня все эти роли вполне органичны. А музыка вообще всех объединяет. На разных международных фестивалях своих учеников встречаю. Были у меня две ученицы-немки Рита и Лена, сегодня одна — в России, другая — в Германии. Музыку не бросают, ведь гармошку любят в обеих странах. Мечтает Николай Шкарин, чтобы исконно русский народный музыкальный инструмент жил, не теряясь. Важно вернуть гармони былую популярность. Сделать это легко. По мнению Николая Федоровича, нужно просто, чтобы гармошку люди слышали — она сама никого не оставит равнодушным, найдет отклик в любом российском сердце.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Лукояновский район.