ТАЙНЫЙ ГЕРОЙ ТАЙНОЙ ВОЙНЫ

Если вы захотите что-то выясниить о нашем земляке летчике Герое Советского Союза Николае Сутягине и возьмёте в руки давно вышедшую книжку о героях-горьковчанах, то вас странно удивит: ничего конкретного из неё не узнать. Да, воевал, но где? Да, были боевые вылеты, но сколько? Да, сбил самолёт противника, но вроде бы один. И что, за такую результативность могли присвоит звание Героя? Война знала асов посерьёзнее. Более поздние справочники уточняют, что служил Николай Васильевич в составе 9-й воздушной армии 1-го Дальневосточного фронта и участвовал в Маньчжурской стратегической наступательной операции. Выполнил 13 боевых вылетов, в том числе три — на разведку аэродромов неприятеля, но встреч в воздухе с противником не имел. Так закончилась для него война. В полное недоумение может привести дата в указе о награждении — 10 октября 1951 года. Можно, конечно, предположить, что лётчик Сутягин получил эту награду за испытание новой авиационной техники. Но теперь мы сделаем уточнение — за войну, которая долгое время оставалась неизвестной.

После Победы

Для лётчика-истребителя старшего лейтенанта Николая Сутягина Великая Отечественная война закончилась чуть позже, чем в мае 1945 года. Он летал на боевые задания ещё в сентябре на Дальнем Востоке, пока шла зачистка советских островов от японских захватчиков. Но там война была недолгой, и перед молодыми лётчиками возник жизненный выбор: продолжать службу дальше или покидать авиацию. Причина такого выбора появилась не случайно. Поговаривали о близкой смене боевых машин с винтовых на реактивные, а там одного желания продолжать служить было мало. Медицина предписывала уложиться в строгие рамки инструкций, требовавших от лётчиков железного здоровья. Теперь одним росчерком пера «не годен» решалась судьба даже имевших боевые заслуги пилотов. Никакие уговоры не могли сломить медиков. Им было лучше знать, с чем могли столкнуться отобранные на прохождение дальнейшей службы лётчики в будущих боях на новых машинах. Старлей Николай Сутягин успешно прошёл медицинское сито и оказался… на своём прежнем географическом месте службы — аэродроме Черниговка на Дальнем Востоке. Но с постановкой новой задачи — овладение той техникой, о которой только слышали. К сожалению, Николай Васильевич был скуп на воспоминания, а вернее, всё, что он видел, было военной тайной, поэтому мы мало знаем о том времени, когда его полк переучивался летать на новых реактивных машинах. Как вспоминали лётчики той поры, у них даже сомнения не было, что им придётся воевать. Где и когда — неизвестно, но придётся. В авиационных частях шло спешное обучение полётам на реактивной технике. Было уже известно, что советские и американские истребители появились на свет почти в одно время. Разведка сообщала важные подробности: советским лётчикам, случись что, будут противостоять «Сейбры» — воздушные сабли. Стало известно также, что американские истребители тяготеют к горизонтальным оборонительным боям. Наши лётчики на МиГ-15 начали осваивать наступательные бои на вертикалях. Летали ночью, днём в сложных метеоусловиях, сажали самолёты по радиолокационным приборам… Пока авиаторы готовились к воздушной войне, она назревала на земле. И разразилась… 25 июня 1950 года началось боевое столкновение Северной и Южной Кореи. Это чрезвычайное событие было отмечено в газетах короткой информацией Телеграфного Агентства Советского Союза. Южную Корею поддержала Америка, Северную — Китай. Прийти на помощь Китаю согласился Советский Союз. Перед советскими лётчиками была поставлена задача «прикрыть границы СССР на дальних подступах». В те годы на железных дорогах, ведущих на Восток, можно было видеть грузовые поезда с плакатами: «Комбайны — братскому народу Китая». Под брезентом находились разобранные МиГи.

Почерк Суть Янь Гина

МиГам должны были противостоять американские бомбардировщики B-29 «Суперкрепость», истребители Локхид F-80 «Шутинг стар», Рипаблик F-84 «Тандерджет», а позже — Норт Американ F-86 «Сейбр», ставший впоследствии основным и наиболее опасным противником. Американцы очень хотели предъявить миру факты, что военнослужащие СССР в нарушение резолюции ООН принимают участие в войне. Их войска и спецслужбы из кожи вон лезли, чтобы захватить хотя бы одного нашего военнослужащего в плен. Но удивительный факт — за три года войны ни один советский солдат и офицер в плен захвачен не был! Историки до сих пор рассматривают корейский конфликт как военное противостояние СССР и Китая против США. Первый боевой вылет Николай Сутягин совершил 14 июня 1951 года. Осмотревшись в корейском небе, он через пять дней открывает боевой счёт. Вот один из рассекреченных отчётов помощника командира полка по тактике воздушного боя капитана Сутягина, или вымышленного корейского аса Суть Янь Гина: «Наше построение состояло из ударного звена, которое вёл командир полка майор Пулов, затем шло звено прикрытия под командованием капитана Артемченко, которое находилось справа выше, и пара старшего лейтенанта Перепёлкина сзади выше на 1000 метров. Я шёл в звене прикрытия с ведомым старшим лейтенантом Шулёвым. В момент левого разворота в районе Сенсена я отстал от пары капитана Артемченко на дистанцию 400-500 метров. Развернувшись на 50-60° влево, я заметил, что внизу слева, из-под ведущего звена, заходит нам в «хвост» пара F-86. Я подал команду ведомому: «Атакую, прикрой» и левым боевым разворотом, в момент которого выпустил воздушные тормоза и убрал газ, с последующим полупереворотом пошёл за парой F-86. На второй «косой петле» мы с ведомым были уже в «хвосте» у «Сейбров», и в верхнем положении я дал две короткие очереди по ведомому «Сейбру». Очереди прошли: одна с недолётом, другая с перелётом. Я тогда решил подойти ближе к противнику. «Сейбры», почувствовав опасность, перешли в пикирование, в надежде уйти от нас на скорости. Мы с ведомым последовали за ними. После выхода из пикирования пара F-86 сделала отворот вправо, а затем — влево с набором высоты. За счёт этого отворота уменьшилась дистанция между нами и «Сейбрами» до 200-300 метров. Заметив это, противник сделал переворот. Выпустив тормоза, мы пошли за F-86 под углом 70-75° в сторону моря, куда стремились уйти наши преследуемые. Сблизившись до дистанции 150-200 метров, я открыл огонь по ведомому «Сейбру» и сбил его». Какое надо иметь воображение, чтобы только представить этот скоротечный бой. Для лётчиков же это была целая наука, которую необходимо было постигать. Предстояло преодолевать и языковой барьер. На МиГах были нанесены китайские опознавательные знаки, а значит, и воевать на них должны были китайцы. Так что, никакой русской речи в воздухе! Всем лётчикам были выданы блокноты для заучивания основных команд на китайском языке. Воспроизведение этих команд в воздухе давалось с трудом: над каждой фразой приходилось думать, как её покороче произнести. Тогда было разрешено лётчикам брать блокноты с собой. Мучения лётчиков в освоении китайского языка закончились, когда промедления в объяснениях чуть не явились причинами катастроф. Китайский язык был тут же забыт и в воздухе уже звучала русская речь. Но теперь трудности речевого барьера испытывали американцы. Не всё было понятно им из перехваченных разговоров русских лётчиков, употреблявших некоторые слова, значение которых не могли перевести даже переводчики. В одном из исследований по истории Корейской войны приводятся слова командира 51-го авиакрыла полковника Джона Митчелла: «Мы делили пилотов МиГ-15 на две категории: «хончо», т.е. профессионалов высокого класса, и учеников». В воспоминаниях американских лётчиков отмечалась тактика ведения воздушных боев МиГов на вертикалях, которые упорно осваивал Николай Сутягин с товарищами по полку. МиГи уходили на высоту до 13 тысяч метров, где исчезал заметный белый след инверсии, тянувшийся за самолётами, и становились малозаметными. Оттуда они и атаковали «Сейбры», ждавшие их на горизонталях. Потери американцев росли. Подсчитано, что соотношение сил в корейской войне составило 3,4:1 в пользу советских лётчиков. Корейская война вошла в историю как одна из самых тяжелых и кровопролитных локальных войн ХХ столетия. В боевых действиях в Корее принимали участие многонациональные силы ООН — войска государств, поддержавших резолюцию Совета Безопасности от 27 июня 1950 г. об оказании военной помощи Южной Корее в начавшейся войне с КНДР. Среди них: Австралия, Бельгия, Великобритания, Греция, Канада, Колумбия, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Таиланд, Турция, Филиппины, Франция, Эфиопия и Южно-Африканский Союз. Военно-медицинские подразделения предоставили Индия, Италия, Норвегия, Швеция. Не случайно западная пресса назвала всё то, что происходило в Корее в те годы, «великой ограниченной войной».

Горячее небо холодного противостояния

Только в 1993 году была официально рассекречена информация об участии советских лётчиков в корейском военном конфликте. До того времени многие из пилотов уже не дожили. В 1986 году ушёл из жизни и Герой Советского Союза Николай Сутягин. На его родине, в селе Смагино Бутурлинского района, о нём, конечно, знали. Но долгое время считалось, что он герой Великой Отечественной войны. Сомнений в этом особых не было. Биография была тщательно выверена, так что его фотография была в галерее героев минувшей войны, только вот не было точной даты присвоения ему высокого звания да и информации, за какие подвиги. После войны, может быть, к нему и обращались с просьбой написать о себе подробнее, но генерал-майор Николай Васильевич Сутягин так и не разгласил военной тайны. Это сейчас в Смагино у школы, где он учился, стоит самолёт — небольшой «ястребок» МиГ-15 и теперь каждый знает, что Герой Советского Союза Николай Сутягин воевал на этом самолёте и, защищая корейский народ, сбил 22 американских истребителя, при этом ни разу не был сбит сам, его боевая машина не получила ни одной пробоины. Один из сослуживцев писал о Сутягине: «Наряду с талантом лётчика, умением тонко чувствовать машину, он обладал исключительной способностью терпеть запредельные перегрузки, когда «тёк» металл самолёта, подвергался аварийным необратимым деформациям его планер. Такие специфические способности организма раскрылись во многом благодаря регулярным и настойчивым занятиям спортом, которому лётчик посвящал свой досуг. Отличный спортсмен, выполнявший разрядные нормы по нескольким видам спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, занятия с гирями), он был победителем ряда армейских соревнований».

Ас из асов

Подошло время открыть и ещё одну тайну. В корейской войне за шесть сбитых американских «Сейбров» советских летчиков представляли к званию Героя Советского Союза. Как видите, у Сутягина эта норма превышена почти в четыре раза. Со временем стало известно, что были готовы документы на вторую звезду Героя, но их не утвердили. Причина парадоксальная: дважды Герою Советского Союза полагалось сооружать бюст на родине, а это значит, раскрыть тайну участия наших лётчиков в корейской войне. Осталось тайной и награждение Сутягина третьим орденом Красной Звезды в мирное время. Орден затерялся среди боевых наград генерала, а за наградой скрывалась ещё одна военная командировка. На этот раз во Вьетнам. В 1970 году он был направлен туда в качестве военного советника. Известно, что за год командировки он совершил около 50 боевых вылетов на МиГах. Американские самолёты он больше не сбивал, но отрабатывал с нашими и вьетнамскими летчиками приёмы воздушного боя. По имеющимся официальным китайским данным, для их народных добровольцев число потерь определяется в 390 тысяч человек. Советский Союз понёс потери, составившие 315 человек. До сих пор Николай Васильевич Сутягин со своими 22 победами является лучшим асом-реактивщиком XX века.

Вячеслав ФЁДОРОВ.

Фото из музея с. Смагино Бутурлинского района.

#газета #землянижегородская #бутурлино #смагино #лётчик #знаменитость