РЕКА ВЫДАЁТ ТАЙНЫ
Она открывает завесу над далёкими временами
Это сейчас река Сундовик тихоня из тихонь, неспешно несёт воды, разделяя неровной лентой на два берега территорию Большемурашкинского, Лысковского, Дальнеконстантиновского районов. Где-то голубое полотно пошире, в иных местах узкое-узкое, не река — ручей. И перепады глубин, будто на американских горках, то сантиметров 20 всего, аж щуке мелко, брюхом задевает, а то метра полтора.
Носорог в шубе
Облик Сундовика из прошлого нынешнему соответствует мало. Прежде то была судоходная река, кормилица, воды её служили обиталищем для многочисленных видов рыб, на берегах вольготно себя чувствовали представители доисторической фауны — крупные и не очень. Столь сытные места, естественно, привлекали людей. На берегах Сундовика ещё до нашей эры обосновалось немало первобытных племён. Мирное течение бытия нарушила природная катастрофа. По территории, сметая всё на своём пути, прошёл ледник. Он затормозил у села Картмазова Большемурашкинского района. Холод многое переиначил в жизни обитателей Сундовика. Часть животных пала под крепостью морозов. С берегов исчезли мамонты. А другим четвероногим, напротив, арктический холод пришёлся в радость. Шерстистые носороги, к примеру, в ледниковые периоды чувствовали себя превосходно. Сейчас сложно представить, что несколько тысячелетий назад Большемурашкинский район выглядел примерно как вымышленный остров из научно-фантастического фильма «Парк Юрского периода». Но все сомнения развеются, если заглянуть в историко-художественный музей. Древности собраны в одном зале. Вот, к примеру, топорище, с его помощью древние люди управлялись по хозяйству. Рядом бивень мамонта, отдельную витрину занимают зубы доисторических животных, каждый размером с кулак богатыря. Череп шерстистого носорога выставлен поодаль. По оценкам учёных, эти гиганты исчезли из здешних мест 10-15 тысяч лет назад. Животное поистине монументальное: весом под три тонны, высотой два метра, длиной — около четырёх. Обликом носорог доисторический напоминал современного, единственное существенное отличие — это шерсть: у древнего она имелась в изобилии, у нынешнего шкура гладкая. Вроде бы невелика разница, но она существенно влияет на образ жизни животного. Носорог, наряженный в шубу, в отличие от современного теплолюбивого, обитал на севере. Западно-Сибирская равнина для него — дом родной. Промежутки между ледниковыми периодами пережидал за Полярным кругом в районах вечной мерзлоты. Потом перебирался в тундростепи Евразии. Животному для пропитания требовалась трава в большом количестве. Мог носорог ухватиться и за прутик дерева, но делал это редко, поскольку из-за особенностей строения добывать обед такого рода было сложно. В общем-то это одна из причин, по которой животное исчезло с лица земли. С изменением климата, когда льды отступили под напором тепла, степи постепенно превращались в леса, объём съестного катастрофически сужался, из-за чего численность носорогов с каждым годом заметно редела. Это животноеодиночка обитает само по себе, не сбиваясь в стада. Но предпочтения пришлось менять. Выжившие собирались на сохранившихся клочках тундростепей и становились удобной мишенью для древних охотников. Это вторая причина, приведшая к тому, что шерстистых носорогов не стало. Их останки находили и раньше, но тогда люди не знали, что за зверь. В Средние века, к примеру, жители Сибири считали рога животного когтями древних птиц, а французы обнаруженный череп приписали мифическому дракону. Именно благодаря сохранившимся останкам у учёных появилась реальная возможность возродить популяцию шерстистых носорогов. Молекулы ДНК уже в распоряжении. Если в качестве суррогатной матери использовать гладкого сородича, на свет появится детёныш в шубе. И тогда парк Юрского периода перестанет быть плодом воображения.
Город под стеклом
— Все эти находки нам подарил Сундовик, — рассказывает Елена Фырнина, директор музея. — Зубы древних животных обнаружены на пастбищах, раскинувшихся на берегах реки. Бивни мамонта примерно там же выкопали подростки и принесли в музей. Череп носорога нашёл Владимир Бабенко, житель Большого Мурашкина. Получается, водоём постепенно выдаёт тайны прошлого, наверняка оставляя за душой немало любопытных загадок. Как жили в здешних местах в глубокой древности, Сундовик пока молчит. Но о более позднем времени информация имеется. Первыми реку заприметили мордовские племена. Историки склоняются к мнению, что именно этот народ дал ей имя. По одной версии, в основе названия слово «сандей», что значит, камышовая, по другой — «суны» — нитка, жила. Благодаря мордве и Мурашкино появилось. Первое упоминание о селе обнаружено в летописях за 1377 год. Но историки считают, что к тому времени оно уже лет сто, а то и больше, как существовало. Есть легенда о том, как населённый пункт зародился. Жизнь ему дал предводитель одного из племён по имени Мурашко. А поскольку в семье он был старшим, Мурашкино назвали Большим. Имеется и Малое, в трёх километрах, основанное младшим братом. Впервые в летописи село попало из-за трагических событий. В 1377 году между мордвой, татарами и русскими разразилась битва не на жизнь, а на смерть. В том сражении русичи уступили. Взяв паузу и собрав новое войско, городецкий князь Борис Константинович вновь пошёл войной. На этот раз счастье в битве улыбнулось русичам. Они вытеснили мордву и татар с территории, а сами её заняли. Большое Мурашкино рослоросло и выросло в город, в 1648 году переданный в дар боярину Борису Морозову. Он тут же взялся за преобразование подарка, превратив населённый пункт в крепость. В систему оборонительных сооружений включили и Сундовик, река стала с одной стороны естественным препятствием, она же наполняла водой вырытые рвы. По периметру города возвели земляные валы, построили деревянные укрепления с пятью порогами и башнями. Рядом установили 13 железных пищалей и припасли ядра — на случай нападения. Рассмотреть Большое Мурашкино той поры во всех деталях можно и сейчас — конечно, не в натуральную величину. За изготовление макета в своё время взялся Григорий Лунин, учитель, участник Великой Отечественной войны, почётный гражданин района. Его эскиз города, помещённый под стеклом, выполнен с исторической достоверностью. На своём месте пять деревянных церквей, винный и пивоваренный заводы, мастерские, избы местных жителей… — А вот тут, на центральной площади, виселица, — обращает наше внимание Елена Викторовна. — Как это ни жестоко звучит, но в прежние времена посмотреть на казнь собирался весь город, такое в ту пору было развлечение. После подавления восстания, поднятого Степаном Разиным и его сподвижниками, такого рода зрелищ имелось в избытке. Одной виселицы в Большом Мурашкине оказалось мало, их понаставили вдоль всего земляного вала. Повешенных долго не снимали — для острастки. Крестьянский бунт проредил население. Согласно официальным данным, 136 человек убито, 62 — умерло (вероятно, запытали до смерти), 111 — бежали, 16 — казнены (скорее всего, цифра значительно занижена, иначе зачем было строить столько виселиц), 28 мужчин забрали в стрельцы, пятерых сослали в Сибирь, двоих бросили за решётку. О тех событиях сохранились свидетельства: ядра, часть пушки, кистени. Всё это принадлежало восставшим, а теперь музею.
Страдальцы за веру
Большое Мурашкино когдато величали золотой чашей. Расположено оно в низине, и если смотреть с пригорка, солнце, отражаясь от церковных куполов, аж слепит. Храмов до революции в селе насчитывалось 10, из них два единоверческих. Внимательный читатель наверняка заметил: прежде Большое Мурашкино называли городом, теперь вдруг селом. Это не ошибка. После того как жители его присоединились к разинцам, населённый пункт больше чем на столетие был предан забвению, и вновь появляется в документах с уже пониженным статусом. Да статуса села Большое Мурашкино понизили не только из-за крестьянского бунта. Пожалуй, больше из-за протопопа Аввакума. Он не поддержал церковную реформу, положив начало расколу в православии. Многие поддержали воззрения Аввакума и остались верными старым обычаям. А протопопа за его принципиальность сослали в Сибирь, держали в заточении на воде и хлебе, потом сожгли. Досталось и его последователям. Расплата за веру настигла боярыню Федосью Морозову, главную героиню картины Василия Сурикова. В возрасте 28 лет её, вдову, воспитывавшую маленького сына, сослали в Сибирь. Она не предала убеждений и лишилась всех материальных благ, в том числе Большого Мурашкина, во владение которым вступила после смерти супруга в 1667 году. В 2020-м мир отмечал 400-летие со дня рождения Аввакума. Он появился на свет в Григорове Большемурашкинского района. Райцентр принимал в торжествах живое участие. В музее обновилась экспозиция, посвящённая старообрядчеству. В её подготовке помогал священнослужитель Александр Усов. Благодаря ему на выставке появился ценный экспонат — венчальный старообрядческий наряд. В нём выходила замуж супруга Александра. Костюм ручной работы, сшитый согласно принятым несколько веков назад канонам. По залам Большемурашкинского музея можно гулять ни один день, мы же провели там всего несколько часов и значительно пополнили коллекцию реликвий, её газета посвятила 800-летию Нижнего Новгорода. Достойное место в собрании редкостей заняли доисторические находки, макет Большого Мурашкина, свадебный наряд. Быть может, Сундовик заговорит и ещё на несколько миллиметров приподнимет полог над прошлым. Тогда коллекция реликвий обогатится новой диковиной.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото автора.
Большемурашкинский район.
#газета #землянижегородская #большоемурашкино #сундовик #река #музей