ПОСЛЕДНИЙ РЫЦАРЬ ИМПРЕССИОНИЗМА
Имя художника открывают заново
(Окончание. Начало в № 17).
Выставка работ нашего земляка — художника Константина Кузнецова, на рубеже XIX-XX веков завоевавшего признание в Европе, воспринявшего традиции импрессионизма и постимпрессионизма, впервые проходит на родине живописца, в Нижнем Новгороде. Его судьба необычна, а имя до недавнего времени было практически неизвестно в России.
Успешный дебют
Как уже мы говорили в предыдущей публикации, в 1902 году Константин Кузнецов успешно заявил о себе на масштабном французском Салоне национального общества изящных искусств. Его работа «Рыбаки из Конкарно», написанная в Бретани, была хорошо принята. Художник вдохновлен, это убедило его в том, что он правильно выбрал свой путь. По словам директора Фонда Константина Кузнецова искусствоведа Константина Ещеркина, в этот момент художника начинают занимать проблемы, которые интересовали в творчестве импрессионистов, — это передача света и воздушной атмосферы, своих мгновенных впечатлений. Париж того времени — центр мировой изобразительной культуры, где рождались новые течения в живописи, куда стекались деятели искусств. Здесь Кузнецов становится постоянным участником художественных салонов: национального общества изящных искусств, Осеннего салона и Салона независимых. За годы жизни в столице Франции он не пропускает практически ни одной крупной выставки. Его работы можно было увидеть в Брюсселе, Мюнхене, Лондоне, Питсбурге. О нём положительно отзывались критики и публика, картины выставлялись на родине и за рубежом в экспозициях наряду с произведениями Анри Матисса, Виктора Борисова-Мусатова, Василия Кандинского, Пьера Боннара, Мориса Дени. Кузнецов оказался в центре артистической жизни, но полностью она его не затянула. Известно, что жена художника Александра очень ценила талант мужа, она сама увлекалась живописью. В 1902 году в семье родилась старшая дочь Елена, тремя годами позже на свет появилась Ольга, в 1909 году — сын Александр, в 1913-м — младший Михаил.
В авангарде
После дебюта Константин Кузнецов продолжает работать. В те годы, когда в семье рождаются старшие дети, он перестаёт путешествовать на дальние расстояния и пишет картины в пригородах Парижа, в том числе в таком известном местечке, которое любили художники-импрессионисты, как Бужеваль. Небольшие этюды, которые он создал в этот период, представлены на выставке, которая сейчас проходит в Нижегородском художественном музее. Как отмечает искусствовед Константин Ещеркин, в это время Кузнецов пробует силы, ищет свой стиль и манеру письма. Работы, созданные в окрестностях Сены, близки классическому импрессионизму. Они наполнены светом, радостью, выполнены светлой палитрой, крупными мазками. Вероятно, это время было счастливым в жизни художника: он известен, материально независим, поэтому может творить свободно. С 1903 по 1909 год Константин Кузнецов приезжал в Россию, участвовал в выставках Московского товарищества художников, которое в те годы объединяло представителей русского авангарда. Кузнецову там была отведена особая роль: он демонстрировал отечественному зрителю опыт французской живописной школы. — Мы нашли переписку Константина Кузнецова с Виктором Борисовым-Мусатовым, с которым они вместе учились в академии Фернана Кормона и который был одним из главных организаторов выставок Московского товарищества художников, — рассказывает Константин Ещеркин. — Например, на выставке в 1905 году в Москве было показано двадцать семь работ Кузнецова — это очень много. Импрессионизм для того времени в России был совсем новым, модернистским течением. Для русской консервативной публики всё это было в диковинку. Видно, что коллеги на родине признавали авторитет художника.
С паспортом несуществующего государства
Один зал на выставке в НГХМ посвящён плодотворному времени, когда художник работал на острове Бель-Иль, который находится в Атлантическом океане в нескольких километрах от южного берега Бретани. Живописные скалы на его побережье привлекали художников, в 1883 году здесь работал Клод Моне. Пейзажи, которые художник писал в 1910-1920-х годах в Бретани и Нормандии, имеют такую черту: они изображают вид на мир сверху, словно художник обозревает его в полете. Чтобы иметь возможность писать высокую линию горизонта, живописец использовал форму картин, приближенную к квадрату. По словам искусствоведа, вероятно, это способ видения присущ человеку, выросшему и сформировавшему свой взгляд на берегах Волги: с нижегородских откосов заволжские дали мы видим именно так — словно парим над окрестностями. В эти годы цвета в работах художника становятся более драматичными, появляется серый и чёрный. На жизни и творчестве русского художника, обосновавшегося во Франции, не могли не отразиться события, которые происходили в мире. Известно, что в 1916 году художник пожертвовал в нижегородскую городскую Думу большое состояние на содержание российской армии. На помощь союзным войскам во Франции были отданы фамильные драгоценности жены Александры. С началом революции в России были утрачены оставшиеся материальные ресурсы. Это видно по картинам художника: профессиональные холсты стоили дорого, средств, чтобы покупать их, не было, поэтому он использует для живописи мешковину, скатерти, простыни, другие ткани, которые удается добыть. Путешествия становятся редкими, последний раз в Бретань Константин Кузнецов выбрался в 1926 году. Стоит отметить, что на протяжении всей жизни художник сохранял российское гражданство. Как сообщают организаторы выставки, после революции, уже будучи в зрелом возрасте, он не пожелал получать так называемый нансеновский паспорт, как это сделали другие эмигранты, а сохранил паспорт Российской империи — страны, которой уже не существовало. Он не забывал православную веру. Забавная деталь: иногда, подписывая свои работы на обороте, художник писал французские слова русскими буквами. В общем, оставался русским в душе. Мастер был немолод, но продолжал работать, манера его письма не переставала меняться. Героем его последних полотен становится Париж, его мосты, соборы, набережные. Как и прежде, Константин Кузнецов находит собственное видение города. Как отмечают эксперты, на картинах город кажется вечным, вне времени, поэтичным, без лишних деталей и жанровых элементов.
Сохранили потомки
Константин Кузнецов ушёл из жизни в 1936 году. Он мало продавал свои работы. Полотна сохранили его потомки, которые бережно передавали их из поколения в поколение. Как отмечают организаторы выставки, старшая дочь Константина Кузнецова Елена стала филологом, переводчиком, общественным деятелем. Она старалась привить дочерям и внучкам интерес к культуре предков: потомки художника знают русский язык, в семье существует традиция давать детям русские имена. Вторая дочь Ольга занималась танцами. В 1963 году она подарила Министерству культуры СССР ряд графических и живописных работ отца, они хранятся в отечественных собраниях. Сын Александр рано погиб. Михаил был во время войны авиационным механиком в военно-воздушных силах Франции, получил за заслуги на фронте гражданство. Старшая внучка художника Моник Вивье-Брантом занялась наследием деда и защитила диссертацию о его творчестве в 1972 году. Она собрала сведения обо всех произведениях Кузнецова, создала картотеку его работ и написала книгу о художнике. Сейчас ряд работ Константина Кузнецова хранится в собраниях музеев Орсе и Карнавале в Париже, музеев изящных искусств Понт-Авена и Кемпера, художественного музея Гааги, Государственной Третьяковской галереи, государственного Русского музея, частных коллекциях. Как отмечают специалисты, большая часть наследия Константина Кузнецова оказалась в уникальной исторической ситуации: собрание художника сохранилось в целостном виде, как будто бы оно только что вышло из его мастерской. Сейчас нижегородцы имеют возможность познакомиться с ним.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Фото автора.
#газета #землянижегородская #живопись #импрессионизм #искусство #культура