ДАЖЕ ВЗРОСЛЫМ В ДИКОВИНКУ

Изучаем старину не по учебнику

Не так давно на грант, полученный на занятия ткачеством, в Сосновском центре развития народных промыслов и туризма купили замечательный станок, который быстро освоила мастерица Наталья Кошелева. Появилась возможность изготавливать целые сюжетные панно, и сейчас экспозиция центра представляет собой галерею или даже маленький музей и включает богатую коллекцию искусно вытканных полотен.

Тряпичная живопись

Директор центра Евдокия Дей, как педагог изобразительного искусства с двадцатилетним стажем, считает: когда нет сюжета, выполненная работа может остановить на себе взгляд лишь игрой цвета или замысловатым сочетанием геометрических фигур, и то ненадолго, а вот если полотно информативно, способно о чём-то рассказать, это уже совершенно другой уровень воздействия на зрителя. Потрясающие по технике и авторскому видению работы создают Людмила Мартынова и Анна Городскова. Целый цикл работ был приурочен к 800-летию Нижнего Новгорода. На переднем плане художественных композиций хорошо знакомые и близкие сердцу каждого нижегородца образы — Зеленский съезд, ярмарка, Стрелка. Центральное панно возвращает нас во времена, когда ярмарочный павильон был ещё деревянным, а неизменными персонажами были скоморохи, коробейники и народные кукольные театры. Чтобы соблюсти историческую достоверность архитектуры и костюмов, мастерицам пришлось перелопатить массу справочной литературы, максимально погрузившись в воссоздаваемую эпоху. Отдельно можно отметить портретное чёрно-белое панно с изображением нашего земляка, всемирно известного писателя Максима Горького. Поражает фотографическая точность, что лишний раз говорит о сложности и кропотливости работы. Каждое такое панно, подобно человеку, появляется на свет в течение нескольких месяцев, иногда до года. Всё начинается с карандашного рисунка на бумаге, за что, как профессиональный художник, отвечает Евдокия Дей, окончившая в своё время художественно-графический факультет Костромского государственного педагогического университета им. Н.А. Некрасова. — Стараемся использовать такие сюжеты, которые носят просветительский и познавательный характер: экспозицию часто посещают дети и учащаяся молодёжь, с помощью наших тканевых картин мы рассказываем им о быте предков, чьи ремесленные традиции и сохраняем, — рассказывает Евдокия Сергеевна. — Одно из панно представляет собой что-то вроде православного календаря, где отображены основные церковные праздники, отмечаемые в течение всего года. Другое — знакомит с циклом сельскохозяйственных работ, которому был подчинён весь крестьянский уклад. Однажды показываю пришедшим на экскурсию ребятишкам на изображённого в поле пахаря с лошадью, спрашиваю: что вы здесь видите? А они мне отвечают: дяденька лошадку на поводке выгуливает. Впрочем, что там дети, когда некоторым пенсионерам, полностью оторванным от крестьянских традиций, тут тоже всё в диковинку.

Куклы с подтекстом

Коньком мастериц центра остаётся лоскутное шитьё и лоскутная мозаика, технику которых они начали развивать и популяризировать с первых дней появления учреждения десять лет назад. Изделия сшиваются из кусочков ткани, известна данная технология, в первую очередь, благодаря традиционным для России стёганым одеялам. Впрочем, таким путём, применяя метод аппликации, можно создавать и настоящие художественные произведения. Этот стиль сейчас широко используется в дизайнерском деле, например, для оформления интерьера и называется модным английским словом пэчворк:«рatch» — заплатка, «work» — работа. Для настоящих дизайнерских вещей нужна дорогая ткань отличного качества и износоустойчивая, в просторечье, «американка», но у муниципального учреждения нет средств для закупки материалов премиум-класса, поэтому в ход идёт вышедшая из употребления одежда, собранная по шифоньерам работниц центра и благодарных посетителей. Бывает, приходится распарывать и какие-то старые работы. Что ж, искусство, как известно, требует жертв. Однако часть собранных на распорку вещей пустить вход не удалось, и они положили начало созданию своего музейного уголка. — Мы освоили шитьё костюмов, которые нужны нам для выступлений, — рассказывает Евдокия Дей. — Прежде чем браться за это, изучили историю, нашли старинные выкройки. Есть у нас и подлинные костюмы, практически музейные экспонаты, одному, например, уже больше ста лет, а он до сих пор надевается по праздникам. Эта вещь даже внешне не выглядит как старинный раритет, вот какого раньше качества использовались ткани. Девушка, выступающая в костюме на православном празднике Успения, отмечаемом в августе вместе с Днём посёлка, говорит, что ощущение, будто внутри установлен кондиционер. Очень добротную, удобную и функциональную одежду носили наши предки. В старину мастерству шить наряды для всей семьи матери обучали дочерей с раннего возраста. Первые представления о том, что нужно надевать в то или иное время года, а также в определённый период жизни, девочкам давали куклы, созданные мамиными же руками. Особенно наглядно это демонстрировала кукла-перевёртыш, или, как её ещё иногда называли, девка-баба. Заключённый в матерчатой игрушке принцип роднит её с матрёшкой, она тоже таит в себе секрет. У куклы две личины, когда видна одна, другая скрыта слоем одёжек. Быстрое переворачивание — и вот вместо, например, пестро наряженной молодухи изпод широкого подола на свет выныривает уже замужняя женщина в строгом одеянии. Этакий забавный фокус, однако, с глубоким подтекстом, напоминающим, что жизнь, увы, мимолётна, поэтому не стоит её растрачивать впустую. В Сосновском центре развития народных ремёсел и туризма собралась внушительная коллекция различных кукол, их здесь около двухсот. Кукольный мир — это настоящий кладезь традиций, передававшихся по наследству от поколения к поколению. Одной из древнейших, а потому технически незамысловатой является куклаоберег или попросту талисман на удачу, выполненный в виде человеческой фигурки. Кукла должна быть такой маленькой, чтобы её можно было спрятать в кулаке. Сделав это, следует загадать своё самое сокровенное желание, а уж там дело только за чудом останется. Евдокия Сергеевна считает, что поговорка «поймать удачу за хвост» родилась из традиции мастерить такие вот куклы-обереги. Научиться конструировать их своими руками по силам каждому, особенно под руководством сотрудников центра, которые время от времени проводят мастерклассы по изготовлению этих и других игрушек.

Мозаика бывает разной

— Посещают нас довольно часто, за день иной раз несколько экскурсий проводим, например, на масленичной неделе заполонили дети, мы не только организовывали с ними игры и обучающие мероприятия, но и угощали вкусными блинами и чаем из трав, которые собираем всё лето, — говорит Евдокия Дей. — Готовимся к встрече Пасхи, тоже будет насыщенная программа. Коллектив у нас маленький — всего пять мастериц да пара человек вспомогательного персонала, но стараемся вовлечь в волшебство народного искусства все возрастные и социальные группы населения. Не замыкаемся в рамках родного района, активно участвуем в межрегиональных и даже международных творческих конкурсах. Не так давно коллектив с успехом выступил на очередном фестивале «Московская мозаика», где привезённые сосновскими мастерицами шедевры сразу стали объектом внимания искушённой публики. В конце прошлого года кудесницы участвовали в международном фестивале-конкурсе русской культуры «Корнями в России», организованном правительством республики Марий Эл, правда, из-за ограничений, связанных с пандемией, участие было дистанционным через сеть интернет. За панно «Сельский уют» и «Семейный обед» коллектив стал лауреатом конкурса II и III степени. Была масса и других выступлений, о чём свидетельствует целая коллекция наград, среди которых особое место занимает премия губернатора «Душа России» в номинации «Лучшее клубное учреждение Нижегородской области». Сосновский центр — организатор собственного фестиваля «Лоскутная мозаика», впервые проведённого в 2013 году в селе Созоново, издавна славящемся этим искусством. Встреча проходит в июне, в День Святой Троицы – традиционный православный праздник и собирает много зрителей: в программе не только выступление лучших мастеров шитья, но и троичные гуляния с народными песнями, танцами, играми и, конечно же, угощением.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

Сосновский район.

#газета #землянижегородская #сосновское #народныепромыслы #искусство #ремёсла