08.01.2022

ОТ ТЕХНОКРАТИЗМА ВЕРНЁМСЯ К ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

«Погода в доме» — одна из любимых рубрик наших читателей. Это справедливо: атмосфера в семье, ее тепло, взаимные привязанности, уют — это то, что держит человека. Погода эта зависит, конечно, от многого — здоровья, уважения, востребованности в профессии и еще десятков разных факторов. Один из них — успешность детей. Неважно, больших или маленьких. С детьми сложно. Особенно сейчас. Как понять их, как стать им друзьями, умными собеседниками, научиться делить их радости и горести? Ответить на эти вопросы нам помогут нижегородские педагоги. Если тема вам интересна, следите на будущий год за газетными выпусками, задавайте вопросы. Наши советчики не откажутся вам в ответе. Об ориентирах в меняющемся мире, современных детях, роли школы и родителей в воспитании — в беседе с почетным работником общего образования России, победителем конкурса лучших учителей приоритетного нацпроекта «Образование», преподавателем русского языка и литературы, методистом лицея № 38 Нижнего Новгорода Ольгой Лапшовой.

Права без обязанностей

— Ольга Вячеславовна, можно ли говорить, что дети сейчас приходят в школу другие, чем десять-двадцать лет назад, поколение изменилось?

— Работаю в лицее почти тридцать лет. И, наверное, как и многие учителя, кто давно в школе, замечаю, что меняется общество, происходит переоценка ценностей, соответственно меняется и подрастающее поколение. Несмотря на то, что в нашем лицее сильны традиции, в приоритете дисциплина, дети сейчас приходят другие. Не говорю, что плохие, но другие. Все-таки, крен в информационно-коммуникационные технологии, который есть, дает о себе знать. Молодежь отличается прагматичностью. Хорошо это или плохо, с какой стороны смотреть. Часто школьники задают вопросы: «Зачем мне нужно учить тот или иной предмет, выполнять задание»? «Что мне за это будет?» Причем это касается не только дополнительных вещей, но и основных. Всё подвергается сомнению. Все говорят о своих правах, но о слове «обязанность» как будто забывают, словно оно стало постыдным. Цифровизация, наверное, неплохая вещь. Но есть такое высказывание, которое принадлежит поэту Андрею Вознесенскому: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Мы, педагоги, много говорим о разрушении нравственности. Если калечится душа и уничтожаются духовные ценности, общество не спасет технологический прорыв. Это давно известно и описано в хорошей литературе.

Столкновение ценностей

— Воспитательной работе в школе приходится уделять много внимания?

— Почему родители часто выступают против дистанционного обучения? Дети оказались вне взора учителя. При этом на учителей возложены такие обязанности, что они могут не справляться. Помимо собственно преподавания, учитель должен постоянно повышать свое образование, проходить курсы, заполнять отчеты и так далее. Учителя завалены работой. Но все равно, школа всегда занималась и сейчас занимается воспитанием. Педагоги, особенно те, кто в школе не один десяток лет, знают, как воспитывать, умеют это делать. Есть классные часы, экскурсии, беседы по технике безопасности, праздники и многое другое. Приведу в пример свой предмет: уроки литературы — сплошное воспитание. Несмотря на это, нас мало слышат ученики. Не хватает времени просто на разговор с детьми. Мы то тесты делаем, то анкеты заполняем, то на курсы бежим — педагоги очень заняты, а ведь живое общение не измеряется никакими показателями. У родителей тоже не всегда есть время, чтобы пообщаться с детьми. Сами ученики, особенно в старших классах, загружены дополнительными занятиями, репетиторами. В итоге, мы получаем, что времени на человеческое общение остается очень мало, а ведь многие дети в этом нуждаются, в первую очередь.

— Часто говорят, что детей сейчас воспитывает интернет, социальные сети.

— В школе выстроена система воспитания. Но потом из школы дети приходят домой, достают смартфоны, включают компьютеры. А там они видят всё, что угодно. Получается, что мы воспитываем на традиционных духовных ценностях, но с другой стороны идет поток совсем иной, часто разлагающей информации. Он может оказаться сильнее. Дети находят прелесть в интернете, социальных сетях. Для подростков запретный плод всегда сладок. В этом возрасте часто делают что-то против общепринятых вещей, хотят выделиться. Беда в том, что дети не защищены от разрушительной информации. Они еще не всегда способны критически мыслить и не обладают опытом, чтобы отделить хорошее от плохого, достойное от недостойного. А государственная политика, которая бы эту информацию ограничивала, недостаточна. Поэтому, к сожалению, мы видим, что для молодежи героями становятся те, кто раньше в приличном обществе вообще не мог быть принят. А настоящие герои — люди, которые совершили подвиги, — быстро забываются, остаются в тени. Школа с этим не может справиться даже при той массе мероприятий, которые проводим. В обществе не создан образ положительного героя.

Мама не ответила

— Как вытянуть детей из этого потока?

— Нельзя все воспитание возлагать на школу. Основное должно идти из семьи. Конечно, многие родители сейчас стараются развивать детей, но часто не интеллектуально — а уделяют больше внимания творчеству, спорту. Это хорошо, но должно быть и другое. Поэтому надо меняться и самим родителям. Приведу грустный пример. Ко мне пришел одиннадцатиклассник из другой городской школы, чтобы подготовиться к итоговому сочинению — сейчас оно такое, что проверяет общий уровень культуры. Спрашиваю, когда была революция — он не знает, что дальше было — он не знает, кто с кем воевал — тоже не знает. Спрашиваю, кто такой Гагарин. Он отвечает: летчик в Великую Отечественную. Он никогда ничего не читал. Это не шутка. Позвонила маме, спрашиваю, знает ли она, что сын ничего не знает, не читал. Она мне ответила, что ей в школе об этом ничего не говорили. Получается, что за десять лет, что ребенок учился в школе, родители с ним ничего не обсуждали. К сожалению, оказывается, что некоторые дети не владеют даже базовыми знаниями, которые дают такие предметы, как история и литература. И тут не школа виновата. Базовые ценности закладываются в семье. Задача родителей — учить детей таким вещам. Необходимо обсуждать с детьми исторические события, даты и так далее, давать фундамент знаний. Нужно читать вместе с детьми, смотреть хорошее кино. Конечно, все разные. Есть ребята, которые читают взахлеб и прислушиваются к учителям, тому, что они рекомендуют. Что важнее — потреблять или отдавать?

— Ольга Вячеславовна, среди ваших обязанностей, как методиста, помогать профессиональному самоопределению школьников. Что можно посоветовать родителям в этом направлении?

— Наш лицей сотрудничает с вузами, много занимаемся профориентацией. Старшеклассники должны понимать, не только куда они пойдут учиться, но и кем смогут потом работать, какие специалисты востребованы. Какие есть проблемы? Многие, видя перед глазами примеры, о которых мы говорили, хотят стать блогерами, на сцене выступать. Учиться на таких факультетах, где требуется математика, физика, информатика, достаточно сложно. Поэтому среди молодежи есть тенденция — они хотят быть фрилансерами: не работать с утра до вечера, а вставать попозже, отдыхать, путешествовать. На мой взгляд, в школе профориентацией должен заниматься специальный человек, у которого есть соответствующее образование. Но тут все упирается в возможность платить такому специалисту. Поэтому в школах этим часто занимаются психологи. Что он может сделать: только посмотреть с помощью тестов, других ресурсов, в каком направлении ребенку двигаться. А вообщето, должна быть выстроена целая система профориентации в школах. На ступени старшего обучения учебный план создается так, чтобы образовательная траектория ребенка включала мотивацию заниматься в будущем профессиональной деятельностью. Родителям советую, если есть возможность, отвести ребенка на профессиональное тестирование — оно бывает бесплатное и платное. Кстати, сейчас активизировались центры довузовской подготовки в вузах — им нужны мотивированные студенты, чтобы не отсеивались после первого курса потому, что не туда пришли.

— Мир меняется, одни профессии уходят в прошлое, другие будут появляться. Сейчас много говорят о том, что детей нужно учить, в первую очередь, умению подстраиваться под меняющиеся условия, гибкости, быстро принимать решения.

— Раньше мы говорили о том, что наша цель — всесторонне развитый выпускник. Сейчас это заменили на успешный и социализированный. Во главу угла ставится понятие «компетенции», а не знания, умения, навыки. Но, чтобы ни происходило, в основе личности должна быть человечность, вечные ценности. Может быть, я страдаю излишним романтизмом, как старички Кирсановы у Тургенева, но считаю, что, несмотря на то, что живем в обществе потребления и технократизма, вернемся к человечности, живой душе. Мир меняется, и детей надо учить этим изменениям, но без базовых духовных ценностей не обойтись.

Беседу вела Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

#газета #землянижегородская #образование #воспитание #школа #интервью