КОСМИЧЕСКИЙ КОД МАТРЁШКИ
Не улыбайтесь прежде времени. Скажете ещё: вот что, мол, удумали перед Новым годом. А повод есть. В будущем году всем известная и любимая в поколениях матрёшка празднует юбилей — свое 100-летие. Знатоки сейчас возмутятся: ошибаетесь, мол, матрёшке лет поболее будет, подобная игрушка к нам из Японии пришла. Ну этот факт неоспорим, действительно, такую раскладную куколку к нам оттуда привезли, а вот наши мастера её в матрёшку превратили. А 100-летие мы будем праздновать семёновской матрёшке. Это именно она стала и продолжает пребывать в качестве символа России. Ну и причём, скажете, тут космический код? Экие вы нетерпеливые. Рассказ о матрёшке суеты не терпит.
Что к чему
Пожалуй, над распутыванием этой истории даже Шерлок Холмс поломал бы голову. История эта очень древняя и в то же время молодая. И главных действующих лиц зовут по-разному. И появились они… Кто-то говорит, что в Индии, кто-то утверждает, что в Китае, ну а кто-то указывает точно на Японию, ссылаясь на древнюю легенду о Джарме. Считается, что именно он, сын 28-го патриарха Дзен, привез буддизм из Индии в Китай и Японию. Джарма был убежден, что любой человек может стать Буддой, если достаточно медитировать. Чтобы доказать это, он девять лет без устали предавался молитвам и размышлениям. При этом он сидел неподвижно в своей пещере. Чтобы не уснуть, Джарма удалил себе веки. Руки и ноги отвалились сами за ненадобностью. За такие деяния японцы полюбили Джарму, и со временем он превратился в подобие нашего… Деда Мороза, приносящего удачу. Имя индийского миссионера для японцев было труднопроизносимым, поэтому они назвали его по-другому — Даруму. Так было удобнее. Но одним Даруму дело не ограничилось. Японские божки множились. Одни отвечали за успех в деле, другие — за хороший урожай, третьи защищали праведных. Были и покровители искусства, и символы полнокровного счастья. Однажды кто-то придумал помещать несколько фигурок в одну. А произошло это относительно недавно, в самом конце XIX века. Одним из первых «слоеных» божков стал Фукурокуджу. Он был самым популярным в большом семействе, так как отвечал за счастье, процветание, даже годы жизни и мудрость. Ему-то и предстояло совершить далекое путешествие в Россию и стать родоначальником самой знаменитой русской игрушки. Правда, японский божок вынужден был поменять свое имя на более простое — Фукуруму. Таким его у нас и знают. А дальше все было просто. Оказывается, метод клонирования был известен очень давно. Фукуруму подвергся ему в 1890 году. В одну из сред, когда в усадьбу А. Мамонтова, в подмосковное Абрамцево, наезжала художественная элита, хозяину показали забавного японского божка. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он повторять не стал, а сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платке. Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских Василию Звездочкину. Вот мы все матрешка да матрешка… Но ведь у куклы и названия-то не было. А когда токарь ее выточил, а художник раскрасил, то имя пришло само собой — Матрена. Еще, говорят, на абрамцевские вечера чай подавала прислуга с таким именем. Всемирный триумф матрешки состоялся на выставке в Париже в 1900 году.
Главная выездная
И только 22 года спустя деревянная разборная кукла появилась в Меринове, прикерженском селе, в четырех верстах от Семёнова. Привезли её с какого-то базара два мастера-игрушечника, имена которых запечатлелись в истории — Аверьян Ваганов и Арсений Майоров. Сейчас любой специалист по маркетингу не задумываясь сказал бы, что браться за матрешку не следовало. Кукла сергиво-посадских мастеров уже два десятилетия гуляла по миру, и популярнее ее игрушки не было. Но в тихом Меринове понятия не имели о маркетинге и о мировом триумфе загорской куклы тоже ничего не слышали. Вот вам и наука. Оказывается, чем меньше знаешь, тем смелее и спокойнее работается. Аверьян Вагин начал с подражания и стал выделывать куклысмешинки: мужичков плешивых с бородами да усами или мужичков дородных в шляпах. А вот у Арсения Майорова была матрешка другая. Старшая дочь его, Люба, навела на кукле рисунок гусиным пером и расписала анилиновыми красками. Славная получилась кукла, нарядная: в центре передника ярко-алый цветок-ромашка, на голове кокошник. Понравился рисунок младшей дочери, Зинаиде, и она свое в куклу внесла. Так и стали сестры друг перед другом красоваться — кто лучше распишет. Увидел как-то творчество сестер заезжий художник и похвалил — хороши куклы! И дельный совет дал — пишите сельских красавиц. А в подарок узор оставил: цветок, что сегодня на всех матрешках красуется. То ли роза это, то ли садовый шиповник, а может, мак. Вряд ли вы найдете ему подобие. С тех пор семеновская матрешка обрела свой образ и с сергиев-посадской куклой больше не соревновалась. Та матрешка — городская, более строга в одежде. Семеновская — яркая, будто из хоровода выхвачена, румянец на щеках — запыхалась. И пошла она такой в свет. И была с радостью принята. До недавнего времени все, кто за рубеж отправлялся туристом или по делу, везли главный сувенир — расписных матрешек. — О, матрёшка! Это была самая выездная и самая деловая кукла мира. Расфуфыренной, долговязой Барби тягаться с ней и смысла нет. Кому в голову придет подарить ее в качестве сувенира, скажем, на каком-нибудь мировом конгрессе? Кому нужна эта легкомысленная особа? Она не вписывается в ситуацию. А статная матрешка вхожа в любое общество. Ей по-доброму улыбались короли и королевы, принцы и принцессы, президенты, генералы и адмиралы, не знавшие жалости в боях, звезды кино, а уж о детишках и говорить не приходится. Ее продавали в лучших валютных магазинах «Березка». Эмигрантка прижилась на русской земле. Глазки с прищуром сменила на круглые синие очи, принарядилась в сарафан и так сроднилась с русской душой, что свое японское прошлое начисто забыла.
Сложнее, чем кажется
Выскользнув из координат времени, эта кукла сразу же потеряла и четкость в пространстве. Кроме незатейливой красоты, эта кукла обладает чем-то необъяснимым, притягивающим к себе больше, чем яркие анилиновые краски. А может быть, это тоже космический код, данный нам в реальности. Сегодня матрешку поминают на уроках географии, когда говорят о многослойности строения земного шара. Литераторы, чтобы объяснить сложный роман, прибегают к такому же сравнению. «…Видимая часть Вселенной, возможно, входит в другую супергалактику, грубо говоря, мир устроен по принципу матрешки: та сфера, которая нам представляется границей, является оболочкой, за которой находится иная сфера (другой слой!)». Это строки из доклада на совещании по фундаментальным проблемам физики высоких энергий. И для медиков матрешка подарок. Они могут популярно объяснить, как появляются люди. Археологи сравнивают с матрешками пирамиды. Эзотерики считают, что человек имеет несколько энергетических тел. Речь идет о семи: физическом, эфирном, астральном, ментальном, духовном, космическом и нирванном. А это что, не матрешка? Дети в детском саду уже хорошо знают, как устроена семья, — как их любимая разборная кукла. Классическая русская матрешка — это семь фигурок. Вы думаете, это случайно? А вы замечали, что художницы придают каждой матрешке свой цвет? Дотошные исследователи установили, что самую маленькую они делают красной, следующую — оранжевой, затем желтой, зеленой, голубой, синей, фиолетовой. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Вы держите в руках радугу. Никто из художниц не ответит, почему они делают именно так, а не иначе. Никаких рекомендаций, как красить, им никто не давал. Тогда откуда все это? Точно так же распределяются цвета в пространстве. Красный цвет притягивает человека к Земле и позволяет ему вдоволь набраться жизненной силы. Оранжевый — несет силу плодородия. Желтый — дает здоровье и устойчивость. Зеленый — поддерживает наши душевные силы. Голубой — способствует общению с людьми. Синий — открывает нам знание законов Вселенной и дар предвидения. Фиолетовый — это гармония энергий всех видов в нашем теле. Вам не кажется, что в матрешке сокрыта тайна, по значимости не уступающая тайнам, которые хранят пирамиды? И если они знают секреты пространства и времени, то наша замечательная кукла пытается подсказать нам об энергетическом устройстве мира. Трудно представить, как обходились без этого образа преподаватели гимназий в прошлые века. Хотя познаваемый мир тогда был проще, и понятия о нем не были так сложны и запутанны. Матрешка появилась как раз вовремя, чтобы этот мир можно было с чем-то сравнивать. И еще тайна: почему, появившись в Японии, подобные игрушки не стали там столь популярны? Может быть, там они «мертвы», и нет в них той энергетики, что заключена в нашей матрешке? А если еще связать ее с той землей, откуда она ушла в мир уже не игрушкой, а символом… И мериновские теплые летние проселки, и омуты Керженца, и страсти, которыми полнилась эта земля, — все в ней. Если вдруг кто-то, хотя бы в шутку, обмолвится, что идею матрешки вообще подбросили к нам из космоса, то опровергнуть его будет трудно. А что, посмотрели оттуда, как мы мучаемся в познаниях мира, и подбросили его модель. Нате, мол, изучайте, коль разобраться не можете. Даже воображение разыгралось, рисует инопланетян, которые вышли из своей приземлившейся тарелки — и к людям. Те шарахнулись от созданий невиданных — мало ли что. А они с миром и какойто предмет протягивают. Смельчак один подошел, взял этот предмет, стал его раскрывать. Только откроет, а внутри еще такое же подобие. Не поймет он, что же инопланетяне этим сказать хотели. Может, ключ какой привезли? Тогда открыватьто им что? И не поймет он, что это код космический. А кто ж вот так сразу-то поймет, что в руках у него Вселенная. Вот для начала этот код в матрешку и превратили. Так доступнее. И возвращаясь к пирамидам… Есть ведь гипотеза космического происхождения пирамид. Когда-то инопланетяне возвели их… А для чего, увы, мы до сих пор не знаем. Одно понятно: хотели они нам про космические дали нечто поведать. Может быть, когда-то людям эти знания и доступны были, но сейчас они утеряны. Больше таких гигантских сооружений пришельцы решили не сооружать. Хватит, мол, с Земли простой матрешки. А так ли уж она проста, как кажется?
Вячеслав ФЁДОРОВ.
#газета #землянижегородская #матрёшка