АДРЕС РЕДАКЦИИ — ФРОНТ
Военным корреспондентам-горьковчанам посвящается
В прошлых выпусках рубрики «Возвращённые имена» в материалах под заголовком «Рубеж обороны» газета рассказывала о широкомасштабном и экстренном строительстве укреплений вокруг Горького на случай прорыва фашистских орд в обход Москвы, угроза которого стала очевидной уже к осени 1941-го. Трудовому подвигу жителей области в нынешнем году исполнилось 80 лет, что послужило хорошим поводом вновь обратиться к нему. Эта важнейшая часть военной истории нашего города нашла, кстати, пересечение и с темой другого цикла материалов, выходящих под рубрикой «Возвращённые имена», а конкретно проекта «Адрес редакции — фронт», повествующего о журналистах-горьковчанах, сражавшихся за Родину. Сегодня речь пойдёт о военкоре Валерии Алексеевиче Косолапове, начавшем боевой путь в качестве полит рука отдельного сапёрного батальона, участвовавшего в строительстве Горьковского рубежа обороны.
Требовались специалисты
Родился Валерий Алексеевич 10 июня 1910 года в Ардатове в учительской семье. Его отец погиб на фронте во время Первой мировой войны. Валерий продолжил традиции семьи, в которой до середины XIX века педагоги-словесники были в каждом поколении, и в 1932-м окончил Горьковский педагогический институт. К тому времени он успел окунуться в бурную комсомольскую жизнь организатора агитационных мероприятий, пионерского вожатого и распространителя газеты «Красный пахарь». В 1936 году, добившись успехов на педагогическом поприще, назначен заместителем заведующего сектором школ Горьковского областного отдела народного образования и выдвинут делегатом I Всесоюзного съезда учителей. На фронте Валерий Алексеевич оказался с первых дней вой ны. В октябре 1941 года его назначили секретарём партбюро 1756-го отдельного сапёрного батальона, входившего в 7-ую бригаду 3-й сапёрной армии. Бригада была сформирована в Горьком и относилась к Московской зоне обороны. 17 ноября 1941 года Наркомат обороны СССР сформировал 13-е управление оборонительных работ, возложив на него задачу по созданию Горьковского обвода и Окского рубежа. Одним из важнейших участков линии, находящимся на наиболее танкоопасном направлении, стал рубеж ЖайскФоминки, протяжённостью 15-18 километров. Этот ответственный этап строительных работ кроме самоотверженного, но непрофессионального труда женщин, стариков и подростков требовал участия специалистов инженерных войск, поэтому его поручили 7-й сапёрной бригаде, где служил Валерий Косолапов. Помимо строительства Горьковского рубежа сапёры бригады возводили подобные сети укреплений и в соседних регионах, а также непосредственно вокруг Москвы, где с августа по ноябрь 1941 года велось строительство Можайской линии обороны. Гражданским и военным строителям пришлось в кратчайшие сроки под постоянными артобстрелами и авианалётами создать оборонительные сооружения на площади около 30 тысяч квадратных метров в составе четырёх укрепрайонов. Противотанковых рвов выкопано общей протяжённостью 700 километров, проволочные заграждения растянуты на 500 километров, на пути врага возведено 3800 дзотов и дотов. Однако фронт приближался слишком стремительно, полностью выполнить план строительства защитники столицы не успели, особенно по части долговременных огневых точек, которых создали чуть больше половины от требуемого числа. Но хуже было другое, на данном участке практически не осталось войск, ведь регулярные части, включая дивизии народного ополчения, были брошены в образовавшиеся бреши в обороне на подступах к городу. Укрепрайоны располагали лишь пятой частью необходимых сил, которая состояла лишь из пулемётных батальонов и огнемётных рот. Ввиду этого Можайская линия обороны не смогла остановить фашистское наступление, однако задержала врага где-то на шесть, где-то на девять, а на Волоколамском направлении на двенадцать драгоценных суток, за которые командование успело подвести резервы, переформировать поредевшие в боях части и перехватить инициативу.
Путь офицера
Осенью 1943 года майор Валерий Косолапов, к тому времени занимавший должность начальника отдела пропаганды и партийной жизни газеты Московского военного округа «Красный воин», был награждён медалью «За боевые заслуги». В наградном листе о нём сказано так: «Товарищ Косолапов в начале 1942 года работал в качестве старшего инструктора по пропаганде в политотделе 3-й сапёрной армии на Западном фронте, где армия участвовала в строительстве Можайского укреплённого рубежа. После расформирования армии был назначен на должность агитатора политуправления МВО. Активную агитационно-пропагандистскую работу проводил в учебных заведениях и запасных частях округа. Пользуется авторитетом среди бойцов и офицеров. Часто выступает с пропагандистскими статьями в окружной газете. По заданию ГлавПУРККА выезжал на Северо-Западный фронт для проведения агитационно-пропагандистской работы. С работой справляется хорошо. В августе 1943 года выдвинут на должность начальника отдела газеты «Красный воин». В июле 1944-го к этой награде прибавилась ещё и медаль «За оборону Москвы». Этим летом в газете «Вечерняя Москва» вышел материал Александра Кудрявцева о Валерии Косолапове, который назывался «Военный журналист с большим сердцем». Из него мы узнали, что в июне на столичной фотовыставке под открытым небом на Гоголевском бульваре, посвящённой грядущему столетию издания, помимо прочих раритетных архивных снимков на стенде был размещён портрет Валерия Алексеевича. Как выяснилось, фотоснимок, сделанный в 1943 году, был подарен музею редакции участниками Клуба учителей, существующим на базе газеты. Валерий Косолапов не имеет прямого отношения к «Вечерней Москве», его фронтовые заметки публиковались в других средствах массовой информации, однако имя его неразрывно связано с летописью героической битвы за столицу нашей Родины, авторами которой стала целая плеяда талантливых и самоотверженных журналистов из самых разных изданий, в том числе и «Вечерки». В статье Александра Кудрявцева читаем: -Дедушка никогда не говорил о начале войны. Для него это было очень тяжелое время, как и для всех людей его поколения. Он регулярно писал заметки с передовой. Затем стал главным редактором фронтовой газеты «Красный воин». Служил в армии до 1948 года, уволился в запас в звании полковника, — сказала внучка журналиста, директор музейного объединения «Большая школьная история Писцовой улицы» школы № 1164 Елена Гераскина.
Яр — значит обрыв
Свой военный путь Валерий Косолапов закончил на посту начальника отдела журналов и литературы Главного политического управления Вооружённых Сил СССР. Выйдя в отставку, Валерий Алексеевич работал консультантом отдела пропаганды ЦК КПСС, затем ответственным секретарём газеты «Культура и жизнь», заместителем главного редактора «Литературной газеты», а в 1960 году возглавил это знаменитое издание. Вот что в 2010-м в той же газете в статье «Товарищ редактор» вспоминал о Валерии Косолапове поэт Евгений Евтушенко, чья слава пришлась как раз на 1960-е: «Он никогда не был «начальником», «боссом». По характеру он — «вожак», «артельщик», скажем, бурлацкой ватаги, который, конечно, отдавал команды, но всегда подставлял плечо под общую лямку. И ответственность за «Бабий Яр» он взял на себя, хотя прекрасно понимал, что этого ему «не забудут». Он не пытался в тяжёлый момент переложить её на чьи-либо другие плечи (тех, кто был тогда на дежурстве и прикрыл Севу Ревича, первым положившего ему на стол это «злополучное» сочинение). Не все поступали так же». Здесь следует прояснить ситуацию, о которой упомянул всенародный поэт. Дело в том, что 19 сентября 1961 года «Литературная газета» опубликовала поэму Евгения Евтушенко «Бабий Яр», и это волевое решение стоило Валерию Косолапову редакторского кресла. Произведение тут же всколыхнуло культурную общественность, композитор Дмитрий Шостакович написал по её мотивам симфонию №13. Но что же такого крамольного было в поэме? Евгений Александрович сочинил её под впечатлением от посещения Бабьего Яра в Киеве, где вместо памятника жертвам фашистской расправы на месте массовой казни евреев, цыган и советских военнопленных увидел лишь мусорную свалку. Картина увиденного настолько сильно взяла поэта за живое, что, вернувшись в гостиничный номер, он на одном дыхании буквально за несколько часов написал произведение-крик. Начинается текст с бьющих наотмашь строк: «Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв, как грубое надгробье». Это был удар по чиновничьему равнодушию и глухоте. Реакция властей на поэму оказалась жёсткой не только изза критики в её сторону, но и изза поднятого в произведении неудобного «еврейского» вопроса. Однако то был период «оттепели», завязалась долгая и яростная дискуссия, и, в конце концов, страсти решили не накалять. Уволенного из «Литературной газеты» Косолапова назначили директором крупнейшего издательства «Художественная литература», а впоследствии и главным редактором журнала «Новый мир», где он сменил опального же Александра Твардовского. Валерий Алексеевич руководил ведущим литературным журналом страны с 1970 по 1974 годы. Ушёл из жизни 3 мая 1982-го и покоится в Москве на Кунцевском кладбище, где похоронены такие видные деятели культуры, как кинорежиссёр Леонид Гайдай, композитор Евгений Мартынов, актёры Владимир Басов и Александр Кайдановский. Помимо фронтовых медалей Валерий Косолапов награждался орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». В 2010 году в издательстве «Художественная литература» к столетнему юбилею её бывшего директора вышла книга воспоминаний «Валерий Косолапов: столетие на ладони». Завершить рассказ о педагоге, военкоре, издателе, редакторе и нашем земляке хотелось бы строками того же Евгения Евтушенко из его стихотворения «Красивые глаза»:
Валерий Алексеевич Косолапов
был непохож на тех,
кого не счесть –
редакторов, цинично кисловатых,
боящихся за кресло –
не за честь.
Тогда казалось мне, что был он стар,
когда, задумав сотрясти земшар,
наивнячок, подобный полудурку,
принёс я бесприютный «Бабий Яр»
в многострадальную
«Литературку».
Андрей ДМИТРИЕВ.
#газета #землянижегородская #возвращённыеимена #война #журналисты #корреспонденты #военкоры