ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ МИРОВ
Искать её стоит не только на карте
День народного единства, с 2005 года отмечаемый каждое 4 ноября — праздник молодой, однако с глубокими корнями, уходящими не только в историю России, но и конкретно Нижнего Новгорода. Ровно 409 лет назад нижегородское ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского взяли штурмом главную цитадель Московского Кремля — Китай-город, положив тем самым конец Смуты на Руси и польско-литовской интервенции. Историческая дата теперь символизирует единение нации перед лицом внешних и внутренних угроз, ведь в ряды ополчения влились представители всего многообразия этносов нашей огромной страны.
Диалог культур
В том же 2005-м одна из старейших площадей Нижнего Новгорода, носившая в народе название Скоба, где когда-то земский староста Кузьма Минин и созывал земляков на героический поход, стала именоваться площадью Народного Единства. Да, теперь это символ праздника, но мы задумались, а есть ли в области ещё места, которые могли бы олицетворять собой саму суть объединяющего людей торжества. И, кажется, нашли — да это ж Васильсурск, а на мысль навёл рассказ директора Воротынского краеведческого музея Александра Дюжакова. — Васильсурск — место поистине уникальное, потому что здесь сливаются не только две реки, но сразу несколько культур и этнических групп Поволжья, — так предварял тогда Александр Михайлович свою небольшую экскурсию по Васильсурску, в процессе которой успел доказать, что лучшего гида сыскать трудно. — Больше скажу, это точка пересечения не просто народов, а целых миров — индоевропейской, уральской и алтайской языковых семей. Судите сами: изначально здесь жили финно-угорские племена — в первую очередь марийцы или черемисы, с ними соседствовала мордва, позже территория попала в сферу влияния тюрков — волжских булгар, предков современных чувашей и затем уже татар, ну а в первой половине XVI века сюда пришли русские. С 1523 года Васильсурск известен как город-крепость на Суре. Эти мысли Александр Дюжаков носит в своём пытливом уме давно, и делиться ими ему доводилось неоднократно, в том числе в рамках организуемых культурных проектов. А в 2012-м, кстати, в год 400-летия нижегородского народного ополчения, Александр Михайлович, поддержал инициативу единомышленников и принял участие в форуме «Воротынский район: диалог культур», где собрались делегации со всего Поволжья. Диалог, начатый тогда, со временем стал ещё более актуален, особенно сейчас, когда общество лихорадит от потрясений поистине мирового масштаба.
Там, где дуб шумит
Приглашением к этому культурному обмену могло бы стать развитие внутреннего туризма, о котором всё чаще говорится на самом высоком уровне. Васильсурску, которому в 2023 году исполняется ни много ни мало 500 лет, есть о чём поведать любознательному гостю, а уж красоту здешних пейзажей воспели в полотнах ещё художники-передвижники — Исаак Левитан и Иван Шишкин, любившие рисовать здесь и, вероятно, с их лёгкой руки место и получило поэтичное название Волжская Швейцария. Кстати, раз уж мы коснулись Шишкина, то вместе с Александром Дюжаковым самое время перейти к точке на карте Васильсурска, где Иван Иванович с натуры писал бескрайние дали пойменных лугов с вкраплениями сёл и деревень. — Мы пришли на так называемый Шишкин мыс — сейчас это прекрасная обзорная площадка с видом на Суру и её противоположный берег. Можно видеть Лысую гору, а ближе к Волге на горизонте старинное купеческое село Фокино. Воротынец отсюда неприметен, — показывает Александр Михайлович. — Люди по-прежнему любят эту живописную гору, поставили здесь лавочки, беседку, даже пограничный столб вкопали, будто в память о ратном прошлом, когда крепость выполняла роль заставы на границе тогда ещё молодого Московского царства. Если же обратиться к ещё более давней истории, то смотровая площадка венчает собой бывшую марийскую цитадель Цепель, остатки крепостных валов можно угадать в складках ландшафта, но, правда, только в двух местах. Археологи облюбовали этот скрытый от непосвящённых глаз памятник старины. Александр Дюжаков, работавший учителем истории, любил приводить сюда своих учеников, чтобы те могли соприкоснуться с изучаемым предметом в самом прямом смысле слова. — Хорошо помню, как впервые сагитировал сюда ребят: копнул в одном месте землю, а оттуда глиняные черепки так и посыпались, не иначе, говорю, наткнулись мы на древнюю свалку бытовых отходов, — рассказывает Александр Михайлович. — А потом в шутку думаю: зря я это им сказал, ведь из моих уроков ребята наверняка успели извлечь, что помойка — просто клад для археолога. Так и вышло, в итоге копать начали все, используя в качестве инструментов любую подвернувшуюся железку, даже столовые ложки. Фрагментов керамики извлекли столько, что еле унесли. Эти черепки позже на уроках использовал. Придут ко мне пятиклашки на первое занятие, раздам им по кусочку прямо в руки с предысторией: мол, керамике-то полторы тысячи лет, если не больше. С того момента для восторженного школяра история становилась любимейшим предметом. На Шишкином мысе в изобилии растут дубы, и это неспроста, вероятно, они — потомки тех могучих деревьев, которые когда-то посетивший Васильсурск Пётр Первый повелел взять под государственную охрану, как стратегический запас материала для строительства кораблей. Кстати, буквально в 400 метрах находится дубрава, носящая название Петровская роща. По преданию, её будто бы сажал сам царьреформатор. Много того векового леса погибло в результате оползней, веками досаждавших Васильсурску, да и сам населённый пункт разрастался, отвоёвывая у природы метр за метром.
Обитель и святилище
Чтобы панорама Васильсурска была полной, Александр Дюжаков повёл нас на другую его сторону — уже на берег Волги, где к посёлку вплотную примыкает село Хмелёвка, носившее некогда статус слободы. Второй слободой была Солдатская, там квартировал местный гарнизон. Между ними в 1708 году появился Троицкий мужской монастырь, начало которому дала церковь Казанской Божьей Матери. Сейчас это единственный уцелевший храм из пяти, входивших в монастырский комплекс, в нём регулярно проходят службы. — После того, как Чебоксарское водохранилище затопило обширные территории нашей области и соседней Марий Эл, Волга подошла вплотную к стенам храма, пришлось укреплять берег, чтобы вода не размыла фундамент под этим памятником архитектуры, — продолжил экскурсию Александр Дюжаков. — Если б уровень воды сделали выше ещё метров на пять, то волны плескались бы, наверное, у самой крыши, и тогда бы церковь повторила судьбу Никольского собора в Калязине, чья колокольня возвышается теперь посреди Угличского водохранилища. У нашего храма тоже есть трёхъярусная колокольня, появившаяся во второй половине XIX века. С южной стороны церкви пристроен придел в честь преподобного Михаила Малеина — небесного покровителя дома Романовых. Статус монастыря был утрачен в период секуляризационной реформы Екатерины II, упразднившей такие вот небольшие обители. С приходом советской власти в конце 1920-х в рамках борьбы с религией богослужение здесь было прекращено, и долгие годы остатки храмовых построек пребывали в запустении. В 1998 году церковь Казанской Божьей Матери вновь открылась, и начался долгий путь возрождения, не прекращающийся и поныне. Путь к храму представляет собой длинную и крутую деревянную лестницу, ведущую по склону горы вниз к Волге, так что страждущих ожидает отнюдь не пешая прогулка, а довольно утомительный спуск и тяжёлый подъём. С выхода на лестницу открывается тоже прекрасный пейзаж с видом на разлившуюся Волгу, величественные очертания церкви и колокольни подчёркивают его глубину и духовную силу. Что примечательно, в сорока метрах от храма растёт Марийская священная сосна Хмелёвская, вплоть до XVI века тут находилось святилище первых обитателей здешних мест, где они совершали свои ритуалы и обряды. Сосна. как покровительница рода, до сих пор является важной частью культурной самоидентификацией марийцев, проживающих как в Васильсурске, так и за его пределами. Вот вам и ещё одна точка пересечения миров. Нужно обязательно приехать сюда, чтобы почувствовать эту гармонию самому.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Фото автора.
Воротынский округ.
#газета #землянижегородская #воротынец #васильсурск #краеведение #экскурсия #туризм