ТРАНСПОРТ ОТ СЕТИ
Какой станет система перевозок через 10 лет
Протяжённость России с запада на восток — 10 тысяч километров, с севера на юг — 4 тысячи. Требуется найти решение задачи: как добраться от края до края? На первый взгляд, сложностей не возникнет. В стране проложено столько железных дорог, что они могут дважды опоясать земной шар. Автомобильные магистрали разбежались на миллион километров. Водные маршруты проложены по всем великим рекам, воздушное пространство освоено вдоль и поперёк. Однако трудности возникают как с доставкой пассажиров из пункта «А» в пункт «Б», так и с подвозом грузов. Да и путешествовать по России с ветерком не всегда получается. Как убрать сложности с пути, обсуждали участники президиума Госсовета под председательством президента Владимира Путина.
Главная тема разговора — развитие транспортной системы до 2030-го. Её ключевые моменты выстраивают больше года. В процессе принимают участие представители федерального правительства, Госсовета. Камнем преткновения является финансовый вопрос. В этом году на транспортную инфраструктуру направлен 1 триллион 300 миллиардов рублей. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, в ближайшие три года вложения будут на таком же уровне. Однако развитие системы сдерживает не только финансовый вопрос. К примеру, при строительстве магистрали число согласований и заключений, которые требуется получить, порой доходит до 600. Теперь посчитаем время. На оформление документов уйдёт плюс-минус 1800 дней. Это без малого пять лет. Цифры озвучил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Он посетовал, что не единожды обращался к главам регионов в надежде решить вопрос по сокращению препон. Пока не получилось. Будут пробовать ещё раз. Или такой момент: в стране создано 67 морских портов. Только шесть из них загружены на полную мощность. 61 простаивает из-за отсутствия должной организации работы. Порой доставка товаров до гавани занимает меньше времени, чем преодоление таможенных барьеров. Но на этом приключения грузов в России не заканчиваются. Путь от пристани до пункта назначения нелёгок. Далеко не до каждого порта проложены нормальные дороги. При этом глава государства обратил внимание, что, строя новое, нельзя забывать об имеющемся. — Необходимо не только прокладывать магистрали, возводить порты и вокзалы, но и поддерживать в порядке действующие пристани, трассы, — подчеркнул президент. Зашла речь и о развитии малой авиации. Из Якутии поступила заявка об увеличении парка воздушных судов для местных авиалиний. В тех местах по небу передвигаться удобнее, чем по земле, где на несколько тысяч километров раскинулась тайга. Однако всё идёт к тому, что и регионам с развитой дорожной сетью потребуются самолёты и вертолёты. Всё дело в пробках, слишком много времени теряют, простаивая в них, жители мегаполисов. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров доложил о текущих потребностях. В настоящее время необходимо заменить 70 процентов судов малой авиации. Это 320 машин. Заглянул глава ведомства и в будущее. На замену советскому «кукурузнику» готов вылететь российский самолёт. Он уже проходит сертификацию. Летом машину оценили посетители международного авиакосмического салона. Владимир Путин в их числе. От глобального перешли к локальному — к развитию системы общественного транспорта. Речь о городских перевозках, о внутрирегиональных. — Президент остановился на разработке пилотных проектов по модернизации системы общественного транспорта, — отметил губернатор Глеб Никитин, принимавший участие в заседании президиума Госсовета. — Наша область одной из первых включилась в эту работу. Ряд направлений, например, строительство метро, получили поддержку главы государства. В стратегии транспортного развития имеется ещё один важный пункт: экологически чистые машины. Глеб Никитин подчеркнул, что при реализации проектов необходимо учитывать влияние на окружающую среду. А от автомобилей, работающих от электросети или на водородном топливе, вреда никакого. Однако из-за перехода на электротранспорт наполняемость дорожных фондов пойдёт вниз. В настоящее время в цене литра бензина, дизельного топлива заложен акциз. Его направляют на ремонт и строительство магистралей. В результате за 10 лет протяжённость дорог с твёрдым покрытием в стране увеличилась на 400 тысяч километров. 85 процентов федеральных трасс соответствует современным стандартам. Прежде показатель равнялся 39 процентам. Глава государства поставил задачу добиться таких же позитивных перемен в отношении дорог регионального и муниципального значения. Особое внимание президент обратил на цифровизацию транспортной системы. Очереди, контрольные сверки должны уйти в прошлое. В аэропортах уже идентифицируют пассажиров по биометрическим данным. Внедряют технологию и в столичном метро. Но прогресс по стране движется неравномерно. Где-то личность определяют по прикосновению пальца к монитору, а где-то в течение нескольких дней не могут отыскать потерявшийся багаж. — Каждый житель страны должен без проблем добираться до требуемого пункта назначения, — подчеркнул глава государства. — Необходимо выстроить систему надёжного безопасного транспортного сообщения. Такое требование прописано в Конституции России. Это значит, что система должна работать как часы, строго по расписанию без сбоев и задержек. Владимир Путин, подводя итоги заседания, поручил кабинету министров рассмотреть и утвердить транспортную стратегию в ближайшее время. В первом квартале 2022 года должен быть свёрстан план её реализации. К его разработке необходимо подключиться главам регионов, руководителям отраслевых союзов и организаций. Документ 2030-м не ограничится. В нём очертят горизонты до 2035-го. При этом президент подчеркнул, что в стратегии мало прописать долгосрочные ориентиры. Она должна стать прикладным планом работы, по которому смогут сверяться губернаторы, руководители логистических, транспортных, дорожных компаний.
Юлия БОРИСОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
#газета #землянижегородская #транспорт #стратегия