ОТ «ПАЛОМЫ» ДО «ФРЕИ»
У нас есть две новости — и обе хорошие
Первая: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. Лихачёва приступил к созданию энциклопедии деревянного судостроения России. Всего запланировано 3 тома. Особое место в исследовании займёт Нижегородская область. Здесь изготавливались суда самых разных конфигураций от маленьких ботников до огромных белян. Учёные постарались, чтобы бесценные деревянные памятники не канули в Лету. Вторая: В Астрахани закончилась водная одиссея датского учёного и путешественника Томаса Франка. Он задумал проплыть несколько малых рек и всю Волгу на ботнике — лодке-долблёнке и сделал это, подтвердив свою теорию о викингах, которые могли некогда путешествовать по русским землям на подобных лодках. Ботник выдержал водное путешествие в три тысячи километров. Томас Франк думает забрать лодку-долблёнку к себе на родину и основать там музей подобных средств передвижения по рекам России. А нам остаётся оказаться на Керженце и рассказать об этих уникальных лодчонках, которые, как говорят учёные, лет 400 назад прижились на Керженце-реке.
Начнем издалека, но не из такой дали, которая не помнится, а чуток поближе, когда всё своими глазами было видано. Но не сами расскажем, потому как нам это дело привычное, а прибегнем к иностранной помощи — со стороны, как говорится, виднее. В 60-х годах прошлого столетия на Керженце побывал английский журналист Т. Дж. Вильямс да ещё и совершил путешествие по реке на лодке-долблёнке — ботнике, которая его очень заинтересовала. Это в наше время удивительного здесь ничего нет — гостям всегда рады, а в те годы в нашу область иностранцев не пускали по причине её полной секретности. Мечтал англичанин попасть в заволжские леса, которые знал по описаниям Владимира Короленко и Павла Мельникова-Печерского. Настырный, видать, журналист был, что всё-таки «пробил» возможность такого похода. Позже свои заметки он опубликовал в журнале «Техника — молодёжи». Тот номер журнала мы сохранили до времени и теперь знаем, каким было тогда житьё-бытьё на Керженце. «Здесь хотя и построены колхозные гидроэлектростанции и современные лесопильные заводы, можно, пожалуй, сказать, что дремучие керженские леса остались такими же, какими они были в далекие времена. В этом краю я встретил людей, которые издавна коллективно работали в артелях по производству деревянных изделий. Когда я смотрел, как они, ловко владея острыми, как бритва, топорами, строят прекрасные, прочные дома, или, пользуясь топором и стамеской, словно инструментами для тонкой работы по дереву, создают изящной формы деревянные ложки и другие предметы домашнего обихода, я понял, что здесь живут и трудятся непревзойденные мастера по обработке дерева, и мне стал ясен смысл поговорки: «Пусти русского человека с топором в лес — он город построит».
* * *
Перво-наперво записал журналист в своём дневнике, откуда взялось такое название у лодки — ботник. Допытывался, вопросы задавал и узнал, что рыбаки ее так обозвали. Ботник — от слова «ботать». А это ещё одна загадка для иностранца: «Что такое есть ботать?» В разговорнике такого слова не сыщешь, да и объяснить его непросто, а как перевести? Пока на пальцах да на примере не показали, как рыбаки боталом загоняют рыбу в сети, иностранец всё был в неведении. Тут тайна ему и открылась. Лодка-то для рыбалки предназначена, а можно ли на ней в путешествие отправляться, не опасно ли? А почему опасно, ведь плавают же по Керженцу на ботниках. «Замысловатые «кружевные» узоры ручной художественной резьбы на наличниках и надрамниках окон и на карнизах крыш домов, лакированные деревянные ковши с ручками в виде головы фантастического зверя, украшенные переплетающимся древним узором, и особенно ботники, маленькие керженские лодки, выдолбленные из дерева, — все восхищало меня. Сначала ботники очаровали меня главным образом как произведения искусства. Я думал, что их формы рассчитаны на то, чтобы доставлять эстетическое наслаждение. Я купил очень старую керженскую лодку с большим количеством заплат и назвал ее «Палома», что значит «голубка». Управлять моей «Паломой» оказалось так легко, хотя она была тяжелая, потому что набухла от воды за время своей долголетней службы». Признался журналист, хоть и побаивался он отправляться на своей «Паломе» в дальнее путешествие, но опасность, если что и случится, была невелика — берега-то рядом, как-нибудь выберется из воды. Но об опасности и не думалось, скоро о ней и забылось. Журналист с любопытством следил за поведением лодки и познавал её характер и особенности. «После того как мы проплыли на своей лодке несколько десятков километров, я убедился, что каждая ее линия практически оправданна. Например, высокий подъем кормы препятствует зачерпыванию воды, когда лодку втаскивают на крутой берег. Лодочники ходят по лодке так же уверенно, как по полу в доме, хотя мы наблюдали очень большие и, как нам казалось, опасные крены. А когда рыбаки втаскивали в лодку свои сети, борта погружались до уровня воды сначала в средней, самой широкой части лодки. Вот почему борта многих ботников слегка подняты в этом месте».
* * *
В 60-е годы прошлого века ещё можно было увидеть на многих малых реках долблёные рыбацкие лодки в изобилии. Английский журналист оказался на редкость путешествующим человеком, и ему было не впервой сплавляться на незнакомых лодках по рекам России, а значит, сравнивать он их мог. И вот результат: «По красоте и целесообразности форм ни одна из них не может сравниться с керженскими ботниками». Это была не беспредметная похвала. В прошлом журналист поработал на заводе конструктором, и как ему было не описать процесс изготовления долблёнок. «Ботники делают из осины. Где находят деревья с таким толстым стволом? Дело в том, что если требуется ширина ботника 1 м, то это вовсе не означает, что ствол дерева должен иметь в диаметре не меньше 1 м. Срубленный ствол представляет собой заготовку ботника как бы в сложенном виде. В заготовке выдалбливается только полоса шириной приблизительно 200 мм. В боках просверливаются контрольные отверстия для проверки правильности и постоянства толщины (примерно 17–18 мм). Закончив работу топором, мастер выбирает тихий день и зажигает костер, поддерживая очень медленный огонь. Заготовка ботника устанавливается на козлы над огнем, причем внутренняя ее часть, предварительно намоченная, поддерживается влажной. Постепенно бока ботника раздвигаются, подобно лепесткам цветка или стручкам гороха. После того как ботник будет готов, его необходимо просмолить, иначе дерево, впитывая воду, набухнет и станет тяжелым. Может быть, я заблуждаюсь, потому что любовь слепа, но я убежден в том, что маленькие изящные керженские ботники — идеальные лодки для малых рек и озер. Они быстроходны, имеют хорошую маневренность, и их грузоподъемность удивительна. Когда нагруженный сеном ботник плывет по реке, то издали создается странное впечатление, будто стог сена движется самостоятельно, и только на близком расстоянии можно различить крошечную «скорлупку» под ним и заметить быстрые взмахи весла». Вот и вся премудрость, которую пытался постичь английский репортёр. А поведал о ней 80-летний мастер Иван Кузьмич Поляшов. Уже тогда он с грустью сказал гостю, что извелись мастера и скоро вовсе их не останется. «С болью в сердце я подумал: «Неужели ботники, эти идеальные охотничьи и рыбацкие лодки с совершенными формами, должны исчезнуть? Допустить это было бы просто преступлением. Кстати, в районном краеведческом музее в городе Семенове, где представлены изумительные образцы художественных изделий, которые могли бы быть гордостью любого музея во всех странах мира, нет ни одного ботника. Какая же участь ожидает керженские ботники? Вот вопрос, который не давал мне покоя, когда я ехал вниз по Керженцу. Этот вопрос до сей поры остается открытым».
* * *
Открытым этот вопрос оставался довольно долго. На Керженце всё реже и реже можно было видеть ботники. А те, что появлялись, видно было, что старые, отживающие свой век. И никто не мог сказать, ладят ли новые и есть ли мастера. И большим сюрпризом стало появление на нижегородском телевидении фильма режиссера Юрия Немцова «Сделай себе ботник». Название воспринималось как-то иронично: а где ж его сделать, мастерато перевелись. Оказалось нет. Для фильма нашёлся мастер — Михаил Сергеевич Напылов из деревни Аристово, что недалеко от Семёнова стоит. Для него это дело потомственное: дед ладил ботники, отец умение перенял. Оба они в артели трудились, где ботники для сплавконторы делали. Мальчишкой ещё Михаил Сергеевич всю технологию перенял и запомнил, а инструмент старый сохранил. В деревнях обычно с ним не расстаются. Самим не пригодится, так кто другой заберёт, кто мастерством владеет. Но тут инструмент самому Михаилу Сергеевичу пришёлся, словно ждал его. Всё в Семёнове работал, вышел на пенсию, руки дела попросили и переехал он к себе в родовую деревню. Вышло так, что без дела сидеть не пришлось. К ботникам интерес проснулся: из дальних сибирских мест заказали, из Тюмени, Москвы, Суздаля, Петрозаводска, с «Мосфильма» аж девять ботников прикупили, сказали, что фильм будут про викингов снимать. Кстати сказать, одну деталь мы совсем с вами упустили. Помните английский журналист сделал замечание, что в семёновском музее ботника в экспозиции не обнаружил. Теперь он есть и автор его известен — Сергей Яковлевич Напылов. Тут и без пояснения понятно, что это отец Михаила Сергеевича. А тем временем нижегородский телевизионный фильм о ботниках каким-то образом дошёл до Дании и посмотрел его там Томас Франк, член Королевского географического общества, а ещё учёный и путешественник. Не медля, он связался с режиссёром фильма и высказал свою идею путешествия на ботнике по малым рекам и Волге. Хотелось ему проверить одну историческую теорию: передвигались ли викинги по российским рекам? В ближайшую же зиму появился он в Аристово и обо всём договорился с Михаилом Сергеевичем Напыловым. Он уже знал, что осину для ботника заготавливают зимой, когда из неё ушел сок и стало дерево звонким, если в него ударишь, значит гниль в нём не завелась. Подходящую осину нашли в чащобнике. Путешественник заказал ботник длиной в 5 метров 40 сантиметров, чтобы взять на борт всё самое необходимое. Лодке было определено имя — «Фрея», в скандинавской мифологии богиня плодородия, любви и красоты. Трудным ли был поход? Достаточно трудным: когда «Фрея» шла по малым северным рекам, то и на мели натыкалась и на перекаты. Древние волоки от реки к реке заросли, прорытые каналы порушились, и случилось это не только в далёкие времена. На сегодняшних картах эти пути ещё не стёрты. Так что восстановить историю с викингами трудновато будет. Но Томас Франк надеется и считает, что это его путешествие не последнее. Может, и «Фрея» ему ещё послужит, а нет, так займет место в датском музее на удивление потомкам викингов.
Вячеслав ФЁДОРОВ.
Фото из экспозиции Керженского музея-заповедника и bloknot-astrakhan.ru
#газета #землянижегородская #керженец #ботник #лодка #путешественник