СВЯТЫЕ НЕБЕСНОГО ГОРОДА
Реликвии расскажут о духовной жизни предков
— Кажется, она смотрит прямо на меня, — девочка, держа мать за руку, внимательно вглядывается в лик Богородицы. К щеке девы Марии прижимается младенец, взгляд её огромных глаз устремлён на зрителя. Икона Богоматери Феодоровская, написанная в 1763 году, — один из запоминающихся экспонатов выставки «Небесный Нижний. Святые и святыни Нижегородской земли» (0+), которая работает в манеже, в кремле. Происхождение этого иконописного образа связано с историей нашего края.
Проект масштабный
Специалисты отмечают, что Феодоровская икона Божией Матери близка по иконографии к Владимирской. Название она получила от отца Александра Невского великого князя Ярослава Всеволодовича, носившего в крещении имя Феодор. По преданию, икона была обретена его старшим братом, основателем Нижнего Новгорода Юрием (Георгием) Всеволодовичем в ветхой деревянной часовне близ Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Юрий Всеволодович погиб в битве с татарами на реке Сити, а Ярослав стал великим князем Владимирским. Он торжественно перенёс мощи брата из Ростова в Успенский собор Владимира, а его иконой благословил своего сына Александра. Так образ стал почитаемым. На выставке, которая приурочена к 800-летию Нижнего Новгорода, представлено более трёхсот памятников сакрального искусства XV — начала XX века. Это образы святых, реликвии, произведения живописи, ювелирного искусства, шитья, деревянной резьбы, происходящие из нижегородских храмов и монастырей, а также иконы из собраний и художественных центров старообрядцев. Экспонаты предоставили московские Центральный музей древнерусской культуры имени Андрея Рублёва, Третьяковская галерея, Исторический музей, Фонд Андрея Первозванного, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, музей Казанской иконы Республики Татарстан, Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник. По словам организаторов, впервые осуществлён столь масштабный выставочный проект, который знакомит с нижегородским художественным наследием и повествует о духовной жизни наших предков.
Княжеский образ
Особая тема выставки — нижегородские святые. Среди них важное место занимает основатель города благоверный князь Георгий Всеволодович. Его иконы редки, но на выставке они представлены. Например, можно увидеть иконописное изображение князя из Успенского собора во Владимире, выполненное около 1645 года, когда были обретены его мощи. Произведение находится в коллекции Третьяковской галереи. Также в экспозиции — иконы, шитье и другие предметы с гробницы князя во владимирском Успенском соборе, созданные в XVII веке. В год основания Нижнего Новгорода родился святой — благоверный князь Александр Невский, чьё имя и деяния особо почитаются. Князь скончался в Городце в 1263 году, возвращаясь домой из Золотой Орды. Интересна его икона, выполненная одним из самых известных иконописцев рубежа XIX-XX веков Михаилом Дикарёвым. Подробно показана иконография почитаемых Макария Желтоводского и Серафима Саровского, один из образов которого был написан в русском Ильинском скиту на Афоне. Есть редкие иконы Варнавы Ветлужского и другие.
Свои традиции
История города, согласно летописи, началась с закладки первого храма. Самые древние храмовые постройки Нижнего Новгорода — Архангельский и Спасо-Преображенский соборы в кремле, Благовещенский монастырь, церкви Дмитрия Солунского и Жён-Мироносиц. Они неоднократно перестраивались. В разделе выставки, посвящённой городским церквям, показаны иконы, которые дают представление о том, как могли выглядеть несохранившиеся храмовые образы. Здесь привлекают внимание царские врата из древнего собора Троице-Сергиева монастыря, которые привезены из Сергиево-Посадского музеязаповедника. Как полагают исследователи, они были созданы в мастерской Андрея Рублёва и Даниила в первой половине XV века. В Нижнем Новгороде существовала собственная традиция иконописи, но в XX веке многие произведения были утрачены, поэтому проследить её историю, по словам специалистов, непросто. Например, в начале XVIII столетия в городе работал знаменитый царский мастер Кирилл Уланов, принявший монашество с именем Корнилий. Известны московские иконописцы Дмитрий и Григорий Поповы. Икону Николая Чудотворца, написанную ими в 1723 году в нижегородском Благовещенском монастыре, называют уникальной, она стала визитной карточкой выставки. Её предоставила семья Шмотьевых из Екатеринбурга, святитель держит на руке нижегородский кремль в знак защиты и покровительства. На выставке можно увидеть работы мастеров Ступинской школы в Арзамасе. В конце XIX — начале XX века произошёл расцвет иконописных мастерских при женских монастырях региона. На нижегородской земле всегда были свои особо чтимые реликвии. Во множестве монастырей и храмов, включая отдалённые сельские, имелись святыни. К сожалению, из этих икон уцелели лишь единицы. Поэтому почитаемые иконы показаны на выставке как редкими оригиналами, так и списками с утраченных святынь. Большим почитанием в регионе пользовались образы Богоматери Владимирской из Оранского монастыря и Печерской — из Вознесенского Печерского монастыря. В Островоезерском монастыре в Ворсме находился образ Казанской Богоматери работы царского изографа Симона Ушакова, в Павлове — Шуйская-Смоленская икона Андрея Федотова.
Открытие павловских писем
Нижегородские староверы сыграли выдающуюся роль в сохранении древнерусского художественного наследия. Большой раздел выставки посвящен старообрядческим собраниям икон и их художественным центрам в регионе. Коллекции купцов, собирателей старины Григория Прянишникова и Петра Овчинникова в Городце, Дмитрия Сироткина в Нижнем Новгороде были одними из самых значительных. Они владели древними иконами, написанными в Новгороде, Ростове, Москве. Большое собрание икон хранилось в нижегородской Никольской старообрядческой церкви. В храмах и домашних моленных староверов также находились образы, написанные в разных городах. Эксперты говорят, что художественные центры старообрядцев изучены недостаточно, но можно говорить, что их расцвет пришелся на XVIII — начало XX века. Они поддерживали древнюю традицию иконописи и рукописные книги. Открытием стало то, что город Павлово в прошлом был известным центром старообрядческого иконописания. Сейчас мы воспринимаем его, в первую очередь, как центр металлообработки.⠀ Научное открытие «павловских писем» состоялось недавно. По словам специалистов, здешняя художественная манера узнаваема — это миниатюрное письмо. На иконах много персонажей, пространство плотно заполнено. В изображения включены орнаменты, они, как рамки, выделяют сюжетные сцены. На выставке показан целый ряд таких икон. Известно, что самые ранние сведения об иконописании в Павлове относятся к первой половине XVII века. Тогда в селе работали восемь иконописцев. Это очень много — даже в городах того времени таких специалистов было меньше. Население Павлова составляли купцы и ремесленники, среди которых было много старообрядцев. Они-то и заказывали образы местным мастерам. Потому в Павлове икон писали больше, чем, например, в Арзамасе или Балахне. Сейчас эти образы редки. Искусствоведы выявили более 50 павловских икон, но большинство из них находится в частных собраниях. Отдельные экземпляры можно найти в действующих храмах Павлова. На выставке, например, можно познакомиться с иконой Андрея Федотова «Единородный сыне». Она написана в конце XVIII века, изначально изображение входило в комплекс из четырёх икон, созданных для московского купца. Здесь же храмовая икона «Сретение», которая была написана в 1788 году павловским мастером для нижегородского храма. В собрание Нижегородского художественного музея этот образ поступил в 1925 году. Меньше известно об иконописных центрах нижегородского Заволжья. Однако ряд икон связан своим происхождением с Керженцем, эти произведения строги и аскетичны по своему облику. Ещё одно многогранное явление — старообрядческие рукописные книги, которые также представлены на выставке. Специалисты отмечают, что традиции их создания долго сохранялись в заволжских скитах, а во второй половине XIX века перешли в купеческую среду. В Городце были созданы самые впечатляющие книги. Среди мастеров рукописной литературы особое место принадлежит Ивану Блинову. Его последняя работа, включенная в экспозицию, — «Слово о полку Игореве. История Городца» — была создана в 1937 году. В общем, чтобы побольше узнать о духовной жизни нижегородцев, стоит посетить новую выставку. Она будет действовать в манеже Нижегородского кремля до начала ноября.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Фото автора.
#газета #землянижегородская #800-летие #благовест #музей #иконы #святыни