ПОСЛЕДНЯЯ ИЗ ПОГИБШИХ

В июле 2007 года из Владивостока отправляется в экспедицию исследовательское судно «Искра», принадлежащее Дальневосточному государственному техническому университету. Каждое лето команда ведёт поиск подводных лодок, затонувших в Японском море в военное время. Участники экспедиции намерены отыскать почти на стометровой глубине советскую субмарину Л-19. В августе 45-го она вышла из Приморской бухты в боевой поход на Японию, из которого не вернулась. До сих пор неизвестна точная причина гибели субмарины.

Штурман исследовательского судна «Искра» Сергей Кузнецов хранит все записи прошлых поисковых походов. Это уже третья попытка найти Л-19. Год назад экспедиции это сделать не удалось, но гидролокаторы зафиксировали другой, не менее любопытный объект. Зная, что исследование будет проходить в предполагаемом месте гибели американской субмарины «Wahoo» SS-238, экипаж «Искры» внимательно изучил исторические материалы, размещённые на сайте, который скрупулёзно ведёт внук командира подводной лодки Брайн МакКиннон. Короткая героическая судьба субмарины, погибшей при выполнении боевого задания 11 октября 1943 года в проливе Лаперуза, и её командира Дадли Мортона является примером служения интересам своего государства. Каждый моряк, независимо от национальной принадлежности, не может не оценить дерзость, с которой лодка проводила атаки на противника. Когда «Искра» проходила в предполагаемом районе гибели субмарины, водолазы Б.В. Постовалов и А.В. Дорошенко спустились на дно. В результате было установлено, что объект, лежащий на глубине 60 метров, практически на ровном киле, действительно является подводной лодкой ВМС США «Wahoo». За три дня удалось погрузиться к субмарине и снять практически полностью корпус лодки на видео. Определена главная причина гибели: попадание бомбы в кормовую часть рубки. На этом исследования закончились. Экипажу отдали воинские почести, приспустив Андреевский флаг. Прибыв на Сахалин, участники экспедиции сделали видеофильм «Найденная «Wahoo» и вручили его представителю родственников экипажа субмарины. После того как весть о находке распространилась в США и в интернете появились материалы о результатах экспедиции с подводными кадрами, темой заинтересовались крупные телекомпании. От американской вещательной корпорации АВС пришёл запрос о разрешении показа по каналам «American Television Network» репортажа и видеоматериала. На морских картах возникла отметка, и теперь идущие мимо корабли гудками отдают почести погибшей субмарине. Экспедиция установила, что Л-19 следует искать в 30 милях от «Wahoo». …8 августа 1945 года правительство СССР объявило о вступлении в войну с Японией. А уже 15 августа император Японии Хирохито объявил о согласии принять условия Потсдамской конференции и капитулировать. Тремя днями позже в радиоэфире прозвучало обращение Квантунской армии о прекращении сопротивления. В течение последующих дней шло оповещение японских частей о капитуляции. Между тем война продолжалась, и советским войскам приходилось штурмом брать острова Курильской гряды, да и с Сахалина уход японских войск задерживался. 19 августа подводной лодке Л-19 было приказано выйти из владивостокской бухты Улисс для следования в район порта Румой (Япония). Перед экипажем поставлено две задачи: во-первых, разведка северных подходов к порту Румой, вовторых, уничтожение кораблей противника и донесение об их появлении на позиции. Вдогонку была прислана радиограмма: «Перейти залив Анива, действовать на подходах к Отомари с задачей топить корабли противника. В проливе Лаперуза противник выставил мины, спешно эвакуирует Сахалин». В очередном донесении командир Л-19 сообщил, что «в точке Ш=44°08’ Д=141°30’ торпедировано три японских судна. По уточнённым данным разведки, два транспорта затонули, третий корабль с повреждениями добрался до берега. К несчастью, суда перевозили беженцев с острова Сахалин. Не удалось избежать многочисленных жертв. Теперь этот скорбный счет японцы предъявляют нашей стране. Но что в этой ситуации было делать морякам? Во-первых, все три атакованных корабля до того, как стали коммерческими, входили в состав военного флота, и силуэты, которые рассмотрели в рассветных сумерках подводники, не напоминали гражданские пароходы. Во-вторых, советские военные моряки выполняли ту задачу, которую поставило командование: «Топить корабли противника». Как только задача была изменена, подводная лодка прекратила активные боевые действия. И, в-третьих, когда лодка уже перестала использовать оружие, она сама тут же была атакована японской субмариной… После получения приказа о прекращении огня 23 августа командир Л-19 сообщил, что лодка подверглась атаке противника и уклонилась. «Начну форсирование пролива в 19.00», — последнее донесение. Лодку запрашивали, но она не дала ответа и на базу не возвратилась. Позднее стало известно, что в проливе Лаперуза было выставлено несколько линий минных заграждений, причём в местах наибольших глубин. Нашими же положениями и руководящими документами рекомендовалось форсировать минные поля на предельной глубине, так как сила взрыва мины идёт по линии меньшего сопротивления, вверх. Командир Л-19 капитан 3-го ранга Кононенко всегда педантично выполнял инструкции и, что наиболее вероятно, при форсировании пролива на предельной глубине подорвался на донной мине. Историки говорят, что это последняя подводная лодка, погибшая в годы Второй мировой войны. Недавно на экспедиционной карте исследовательского судна «Искра» появилась ещё одна отметка неизвестного подводного объекта. Очертания на экране гидролокатора показали, что он имеет 80 метров в длину, около 10 метров в ширину и четырехметровое возвышение над грунтом. Более детально объект рассмотреть не удалось, прибор вышел из строя. Поиски будут продолжены.

Тамара КАЛИБЕРОВА.

г. Владивосток.

БИОГРАФИЯ ЛОДКИ

1935 год, декабрь.

На Ленинградском заводе № 189 (Балтийский завод) заложена новая подводная лодка под стапельным номером 276. В 1936 году секциями по железной дороге она перевезена на Дальний Восток, где на заводе № 202 (Дальзавод) во Владивостоке производилась её сборка.

1938 год, июль.

Корабль предполагалось назвать «Горьковец», но присвоение имени не состоялось.

1939 год, ноябрь.

Субмарина вошла в состав Тихоокеанского флота.

1943 год, осень.

Л-19 под командованием капитан-лейтенанта Евгения Алексеева заняла первое место на флоте по результатам боевой подготовки, поэтому, когда в феврале 1944 года потребовалось заменить экипаж североморской Л-20, моряки Л-19, как наиболее опытные, в полном составе отправились на Север.

1944 год, май.

Три месяца подводная лодка обслуживалась только стояночной вахтой, пока не был сформирован новый экипаж под командованием капитана 3-го ранга Анатолия Кононенко. Досрочно закончив ремонт, лодка участвовала в соревнованиях по торпедным стрельбам и заняла первое место, за что удостоилась переходящего приза — «Бюста маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова».

НАШИ ЗЕМЛЯКИ, УШЕДШИЕ В РОКОВОЙ ПОХОД НА Л-19

ЛЕНИН Анатолий Иванович, 1922 г.р., старшина 2-й статьи, штурманский электрик. Уроженец д. Дубки Перевозского района. Призывался Дальнеконстантиновским РВК. Погиб 24 августа 1945 года. Похоронен в море. ФАДЕЕВ Николай Афанасьевич, 1926 г.р., каснофлотец, рулевой-сигнальщик лодки Л-19. Уроженец с. Кременки Лысковского района. Призван на флот в 1944 году. Погиб 24 августа 1945 года. Похоронен в море. КОРОТИН Александр Васильевич, 1926 г.р., краснофлотец, комендор лодки Л-19. Уроженец с. Пилекшево Перевозского района. Призван на флот в 1944 году. Погиб 24 августа 1945 года. Похоронен в море. ФРОЛОВ Юрий Иванович, 1926 г.р., краснофлотец, шифровальщик. Уроженец с. Сокол Богородского района. Призван на флот в 1944 году. Погиб 24 августа 1945 года на подводной лодке Л-19. Похоронен в море. ФЕДЕРЕНКОВ Александр Алексеевич, 1926 г.р., краснофлотец, гидроакустик. Уроженец с. Н. Березняки Дальнеконстантиновского района. Призван на флот в 1944 году. Погиб 24 августа 1945 года. Похоронен в море. ЗАМЫСЛОВ Алексей Дмитриевич, 1926 г.р., краснофлотец. Уроженец д. Сдейкино Краснобаковского района. Погиб 24 августа 1945 года. Похоронен в море. * * * Награждения моряков орденами Отечественной войны I и II степени произведены посмертно приказом командующего ТОФ № 0556 от 26 сентября 1945 года.

#газета #землянижегородская #возвращенныеимена #подводники #флот #тоф