В ГОСТИ К КЕРЖАКАМ

Путешествие в деревню может быть захватывающим

С тихой улицы на окраине Семёнова спускаемся к источнику. Родник называется Васильевский — по названию деревни, которая здесь находилась. Вода вырывается из-под земли, волнуя песок на дне. Над старинным освящённым источником, в котором черпало воду не одно поколение жителей Васильева, прихожане Никольского древлеправославного храма установили часовню. Родник — одна из точек на карте туристических маршрутов проекта «Кержаки», который действует в Семёновском округе. Он предлагает отправиться в путешествие в деревню, познакомиться с Керженским краем и людьми, живущими здесь.

Походы со смыслом

Туристический проект «Кержаки» создала Маргарита Алмазова. Она живёт в Семёнове, проработала научным сотрудником в историко-художественном музее 15 лет. Проект начинался как научный и исследовательский: Маргарита собирала материалы для диссертации, изучала историю лесного Заволжья, старообрядчество. Вела блог в социальной сети. Информацией, которой она делилась, стали интересоваться журналисты, фотографы, люди, которых привлекает история Нижегородской области. Начали приезжать семьи, небольшие компании. По мнению автора проекта, немалую роль сыграло то, что границы были закрыты, люди стали больше путешествовать по стране, обратили внимание на отдых в родных местах. Команда проекта получила диплом на осуществление профессиональной туристической деятельности, была установлена минимальная сумма за день работы, продуманы маршруты. Проект получился успешным, в летние дни гости приезжают почти каждый день. Походы им предлагают не простые — со смыслом. Нижегородское Заволжье сыграло заметную роль в исторической драме, известной как раскол русской церкви. В Керженском краю множество мест, связанных со старообрядчеством. Сохранились свидетельства, повествующие о почти 40 тысячах раскольников и сотне поселений — скитов, которые просуществовали на Керженце вплоть до 1940-х годов. Само слово «кержак» в России стало нарицательным и означает — старовер. — Керженец во всех согласиях и толках старообрядцев является культовым местом, — рассказывает Маргарита Алмазова. — Сюда уходили соловецкие монахи и принесли с собой веру и почитание, которое было к ним. Староверы оказали большое влияние на развитие края, они несли с собой иконы, рукописные книги, литьё и другие ценности, а главное, знания. Развивались новые промыслы, налаживались торговые связи с другими частями страны. Среди жителей Семёновского округа и сейчас немало старообрядцев. Они сохраняют память о предках, традиции, веру. — На маленькой территории отражена история большого события в истории российского государства — это не может не привлекать внимание, — продолжает автор проекта. — То, что происходило здесь в прошлом, вызвало большие изменения в судьбах людей, развитии промыслов. История старообрядчества — это люди, которые отстаивали своё мнение, были преданы корням. Романтическая аура вокруг этих событий всегда привлекала внимание. Недаром сюда стремились деятели культуры — Владимир Короленко, Павел Мельников-Печерский, Зинаида Гиппиус и многие другие. Считаю, что всё это и сейчас не может не волновать людей.

Отведать суп с губами

Туристы не просто осматривают окрестности, сидя в автобусе, а отправляются пешком порой на длительные дистанции. Всего у проекта более десяти разных маршрутов. Посещают сёла и деревни, но главной целью обычно является путешествие к скитам — знаковым местам для староверов. Например, на маршруте, который называется «Места силы», путешественники отправляются в деревню Осинки, где узнают об истоках старообрядчества, посещают территории, описанные в романе Мельникова-Печерского «В лесах», — знаменитые Комаровский и Улангерский скиты, могилы схимников. На другом маршруте, который носит название «В гости к барсучонку», гости идут в бывший Оленевский скит. Скит Городинка находится в Меринове, здесь туристы узнают историю матрёшки. В некоторые места можно попасть только на внедорожнике — таков старинный скит Смальяны, один из первых на Керженце. Путешественники ездят в верховья и низовья Керженца — в Богоявление, Хахалы, Поломное, Ларионово, Аристово и другие населенные пункты. — Бывают паломнические поездки, в этом году приезжали старообрядцы из Санкт-Петербурга, с Урала, — рассказывает Маргарита Алмазова. — Река Керженец для них является культовым местом. Они называют себя кержаками и радуются, что смогли побывать здесь. Помню, одна женщина, стоя на берегу, сказала: «Мама всегда мечтала приехать сюда, а у меня получилось». Этот проект дает возможность людям прикоснуться к своим истокам. «Кержаки» — это не только о прошлом, но и о настоящем. Тех, кто отправляется в турпоездки, интересует жизнь в деревне, её современное состояние, традиции и занятия, которые сохраняются. Автор проекта отмечает, что туристам приятно общаться с местными жителями. А те с радостью встречают их. — Один в деревне делает лапти или бочки, другой занимается пчеловодством, варит сыр, готовит масло, — говорит Маргарита. — Порой эту продукцию не так просто реализовать, поэтому местные жители поддержали туристический проект, стали ждать гостей. Идём по улицам деревни — кто-то приглашает зайти. Иногда предлагают показать старинный сундук с вещами, колодец или другой интересный объект в деревне. Туристы понимают, что всё это настоящее, происходит здесь и сейчас, а не сыграно по сценарию. Гости отмечают, что у представителей старшего поколения, живущих в деревнях, богатая самобытная речь, которую не услышишь в большом городе или райцентре. Например, в деревне Фанерное грибной суп до сих пор называют «супом с губами», слепня кое-где именуют «слепешком». Бабушка может пригласить в избу фразами: «Добро жаловать, просим милости». — Деревни живы, и мы хотим, чтобы они продолжали жить, чтобы были благоустроены колодцы, погосты, чтобы люди заботились о святынях, — говорит Маргарита Алмазова. — Замечаю, что и приезжим не всё равно, как выглядит деревня: дачники сажают цветы, не убирают старые наличники с окон домов.

Сохранить памятники

Важное направление проекта — забота о памятниках старообрядчества. Как мы уже говорили, на Керженце была сотня скитов, около 40 мест сохранились. — В прошлом году сделали и установили более 40 табличек, чтобы напомнить людям, что здесь находятся памятники — объекты культурного наследия, — рассказывает Маргарита. — Они были поставлены на учёт более 20 лет назад. Но иногда даже лесники, которые работают на территории, не знают об этих уникальных памятниках, расположенных в лесах. Мы считаем, что объекты не должны засоряться и, тем более, подвергаться уничтожению. По словам Маргариты Алмазовой, в прошлом году удалось добиться, чтобы охранные радиусы вокруг памятных мест были выделены на карте объектов культурного наследия региона. Благодаря обращениям энтузиастов такие отметки об охраняемых объектах появились и на картах лесников. К сожалению, ранее некоторые памятники пострадали от деятельности лесозаготовителей. Так, скитское кладбище с могилой матушки Анфисы — так называемые Анфисины могилы — жителям пришлось восстанавливать. Во время походов случайно был найден колодец в Сорокиных могилах — это территория в лесах, где проходили соборы во времена протопопа Аввакума. Местонахождение источника было забыто. Путешественники обнаружили ручей. Когда немного расчистили заросли, показался сруб колодца, в котором, несмотря на долгое запустение, была чистая вода. Источник был освящен, местные жители его восстановили. В ближайших планах почистить участок на берегу Керженца в деревне Мериново. Для этого будут проводиться бесплатные экскурсии, во время которых участники смогут помочь привести в порядок территорию. — Много инициативных людей, — рассказывает автор проекта. — Однажды казаки, молодые ребята, приехали на экскурсию, а потом помогли поднять кресты и восстановить кладбище. Вместе с жителями и гостями мы хотим сохранить памятные места. Если не заниматься этим сейчас, через несколько лет можем их не найти.

Идут съёмки

В этом году проект «Кержаки» получил поддержку Фонда президентских грантов. На средства гранта сейчас снимают три документальных ролика о жизни в старинных деревнях Семёновского округа. — Съёмки ведём в небольших старообрядческих общинах, — объясняет Маргарита Алмазова. — Снимаем весь календарный год — зимой, например, на праздники Рождество и Крещение. Скоро будут съёмки в Яблочный спас. В роликах показываем ход обрядов, жизнь людей в отдалённых деревнях. На мой взгляд, эти люди особенные. Они не жалуются, что у них нет магазинов и медобслуживания, однако рады, что живут здесь, и не хотят уезжать. Держат подворье, любят и стараются обустроить свою территорию. Их стойкость и мужество, жизнелюбие заражают оптимизмом. Думаю, съёмки будут интересны и полезны многим. Покажем ролики зимой. Запланирован ещё ряд мероприятий. Весной участники проекта принимали съёмочную группу научно-кулинарной программы одного из центральных каналов. Сюжет снимали в селе Богоявление. Ведущего интересовали старинные рецепты местной кухни. Блюда готовили в русской печи. Недавно проект «Кержаки» был по достоинству оценён на съезде Российского союза туриндустрии в Москве, где был представлен в рамках уникальных проектов «Нижний 800», получил высокую оценку. Эксперты посчитали, что поход в деревню может быть отдельным туристическим направлением. Маргарита Алмазова мечтает, чтобы у проекта появилось собственное музейное пространство.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Семёновский округ

#газета #землянижегородская #семёнов #кержаки #туризм #маршрут #этнография