Posted in История
04.08.2021

ПОЛЁТ НАД БЕЗДНОЙ

В эти дни 85 лет назад в СССР произошло важное событие — был совершён полёт по маршруту Москва — остров Удд на Дальнем Востоке. Курс самолёта лежал вдоль кромки Северного Ледовитого океана, над совершенно безлюдной местностью. Этот полёт можно было бы отнести к разряду авантюрных, но к нему долго и тщательно готовились не только лётчики. Был создан штаб, который старался предусмотреть каждую мелочь, что могла случиться во время движения по экстремальному маршруту. После газетных сообщений о перелёте страна узнала имена пилотов — Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков. Им незамедлительно было присвоено звание Героя Советского Союза. Это известные факты, а есть ещё неизвестные. Многое, если не всё, о чём вы прочтёте в нашем расследовании обстоятельств тех дней, узнаете впервые.

В день старта 20 июля 1936 года случилась единственная накладка: самолет АНТ-25 стартовал не в 3 часа 30 минут, как планировалось, а на 2 часа 15 минут позже. Когда его катили на горку, то «на одном колесе обнаружили разворачивание болтов, вследствие чего было решено заменить колесо». Вот как командир экипажа Валерий Чкалов в одной из газетных публикаций описывал взлет: «Все готово. Мы в кабине, мотор гудит. Инженер Стоман, самоотверженно и блестяще подготовивший самолет к перелету, поднял руку: можно лететь! Я закрылся в самолете. Оборачиваюсь, знаками спрашиваю Байдукова и Белякова: — Все ли готово? — Все! Даю газ, машина начинает скользить со стартовой горки. Вот она несется по бетонной дорожке. Никто из провожающих не угадал точки взлета, и лишь один Туполев встал как раз в то место, где машина должна была оторваться от земли. Он точно высчитал этот пункт. Я увидел Туполева и помахал ему рукой. Сделав небольшой разворот, мы взяли курс на север. Первые часы самолет вел я. Управляю машиной и говорю Белякову: — Спи, береги силы! Но какой же может быть сон в начале такого перелета. Возбуждение при взлете не дает сомкнуть глаз моим друзьям».

* * *

Через 25 минут после старта Главное управление авиационной промышленности получило первую радиограмму с борта АНТ-25: «Слышим хорошо, все в порядке, моторная часть работает хорошо. Привет всем». Затем сообщения с борта самолета стали поступать через час. В 1939 году журнал «Советская Арктика» опубликовал странички из дневника полярника Л. Рузова. Они касались перелета экипажа Чкалова. Интересно узнать, как следили за пролетом самолета полярники: «В ночь на 20 июля дежурный радист принял радиограмму с пометкой «Экватор». Москва предупреждала о предполагаемом вылете самолета и давала четкие указания по обслуживанию самолетной радиостанции с позывными «Роман — Тимофей». Радиограмма эта нас сильно взволновала. Кто летит? Куда летит? Если даются указания рации мыса Челюскин, значит, этот самолет будет и в нашем районе. Кто же отважился пуститься в такой сложный перелет в июле, когда посадка ни на колесах, ни на лыжах, ни на поплавках здесь немыслима? Мы терялись в догадках. «Таинственный» самолет вылетел из Москвы в 5 час. 45 мин. В арктическом эфире неспокойно, радист жалуется на помехи и безуспешно копается в эфире, разыскивая позывные «Роман — Тимофей». Появление в радиорубке радиста т. Григорьева сразу изменило настроение. Григорьев обладает редким и ценным для радиста качеством: игнорируя помехи и шумы капризного эфира, он выхватывает все нужное. Через 15 минут т. Григорьев четко записывает радиограмму №14 с борта самолета. Волнуясь, перечитываю радиограмму, но ничего не понимаю, чередование букв, слов и чисел непонятно. Григорьев передает принятую радиограмму на остров Диксон. После тщательного анализа содержания радиограммы находим правильную расшифровку: «Ф- широта, Я — долгота». Сверяюсь по карте и убеждаюсь в правильном решении задачи. Теперь систематически «потекли» радиограммы с борта самолета через Челюскин на Диксон. Прием протекал четко, но кто и куда летел — пока неясно… В 22 часа, как предписано Москвой, запускаем движок в радиомаяке, откуда понеслись радиосигналы «таинственному» самолету. Радиограмма №18 приоткрыла завесу: Чкалов, Беляков и Байдуков, пересекая Землю Франца-Иосифа, шлют привет зимовщикам бухты Тихой».

 * * *

То, что в это время происходило на борту самолета, описывал в одной из газетных статей Валерий Чкалов: «Сменяю Байдукова перед островом Виктория. Я, кажется, так и не смог уснуть. Приказываю: — Нужно спать, Байдуков! Веду самолет по-прежнему на север. Через некоторое время штурман Беляков дает мне изменение курса — надо поворачивать на Землю Франца-Иосифа. Мы летим уже семнадцать часов. Неожиданно облака раскрываются, и под самолетом я вижу землю. Кричу товарищам: — Наблюдайте! Земля Франца-Иосифа. Делаем снимки. Величественная красота Земли Франца-Иосифа поразила нас. Почти физически ощущаешь безмолвие, величие Арктики. Долго смотрели на землю, пока она не скрылась в тумане». На станции зимовщиков, которая приняла летящий самолет, как эстафету, подъём был объявлен на 4 часа утра. Погода стояла на редкость ясная. Все зимовщики, свободные от вахты, высыпали на улицу в надежде увидеть тот «таинственный» самолет, который с величайшим упорством шел по нелегкому маршруту. Но зимовщикам так и не суждено было увидеть краснокрылую машину. «В 6 час. утра с юга стала надвигаться мрачная дождевая туча. Всю станцию заволокло густым молочным туманом. Полярный «подарочек» нас сильно раздосадовал. Позывные «Роман — Тимофей» отчетливо звучат в репродукторах. Самолет пролетел над нами никем не замеченный. Мне казалось, что я уловил шум мотора, но, может быть, это была галлюцинация слуха, так как мы все напряженно прислушивались к каждому шороху. В 10 час. самолет находился восточнее Нордвика, а в 12 час. 53 мин. героическая тройка пересекла реку Лену». В 13 часов 10 минут Байдуков, несущий штурманскую вахту, передал радиограмму: «Все в порядке. Пересекли Лену в 12 час. 53 мин. Идем на Петропавловск. Высота 4400 метров. Сегодняшний день отнял большую часть энергии экипажа в борьбе с Арктикой. Сильные лобовые ветры, облачность 3 — 4 — ярусная с обледенением заставила нас сегодня потратить много времени и горючего для выхода с Виктории на Землю Франца-Иосифа и м. Челюскин. Все это прошло, идем с закрывающимся солнцем на Петропавловск. Все устали, потому поочередно отдыхаем. Мы убедились сегодня в коварности Арктики, узнали, какие трудности она несет и какие вместе с тем сказочные прелести таит она в себе. Неуклонно выполняем Сталинское задание, трудности нас не пугают. Всем привет, Байдуков». Это была самая «многословная» телеграмма, поступившая с борта АНТ-25 за все время перелета: 600 знаков, 80 слов. В ответ экипаж получил радиограмму за подписью Сталина, Молотова, Орджоникидзе и Димитрова: «Вся страна следит за вашим полетом. Ваша победа будет победой Советской страны. Желаем вам успеха. Крепко жмем ваши руки».

* * *

Любой мальчишка в те годы мог четко сказать, что главный враг дальних перелетов — обледенение. Об этом можно было прочитать в журналах, газетах, популярных технических брошюрах. Поэтому в каждой радиограмме, поступившей с борта АНТ-25 искали это тревожное ключевое слово. Оно попадалось не так уж часто. Но это не от того, что самолет не испытывал опасное явление. Видимо, экипаж не хотел беспокоить землю и избегал этого слова. Лишь в конце полета ушла тревожная радиограмма: «Высота 2500 метров. Сильная тряска. Самолет испытывает удары. Обледенение. Сбавили газ». Почти все газеты, выходившие в те дни, писали о том, как авиаторы всего мира борются с обледенением. Задолго до перелета, на одном из совещаний высказал свою озабоченность по этому поводу заместитель наркома оборонной промышленности М.М. Каганович: «Перелет ставит перед нашими конструкторами, перед нашей авиационной техникой ряд новых и серьезных проблем. Обледенение самолетов — враг нашей полярной авиации. Как бороться с этим врагом? Изобрести, создать противоядие против этого страшного бича арктических перелетов». Борьбу с обледенением начинали с простейшего: покрывали части самолёта жиром, воском, салом, маслом… Всем, к чему не прилипала вода. Безуспешно. Жир терял свойства при низких температурах. То же происходило с салом, маслом и воском. В «Известиях» выступил директор общества «Дерулюфт» инженер М. Арнольдов: «Борьба с обледенением была предметом научных исследований во многих институтах различных стран, обсуждалась на заседаниях конгрессов и на специальных совещаниях. За последние годы Международная организация воздушного сообщения уделяла много внимания этому вопросу. Доклады, заслушанные на этом заседании, показали, что мнения о причинах возникновения обледенения, его видах и последствиях еще сильно расходятся, так как вопрос еще недостаточно изучен. Средства, применяемые в борьбе с обледенением, можно разделить на три основных вида: тепловые, механические и химические. К тепловым средствам относится подогрев передних кромок крыльев, стабилизатора, элеронов и т.д. посредством электричества, подогретого воздуха или отработанных газов. Наиболее распространенным сейчас способом борьбы с обледенением является механический способ по методу Гудриха. Этот способ заключается в том, что по всей длине передней кромки крыльев прокладывается резиновый чехол, имеющий внутри резиновый шланг. При обледенении пилот, посредством небольшой воздушной помпы, попеременно накачивает и выкачивает воздух из этого шланга, благодаря чему лед скалывается. Судя по имеющимся у нас отзывам, применение метода Гудриха дает удовлетворительные результаты. Из химических способов борьбы с обледенением известны различные жидкости и смеси (клей, сироп, поваренная соль, мыло и проч.), которыми смазываются поверхности самолета. Положительных результатов в этом направлении не достигнуто».

Вячеслав ФЁДОРОВ.

(Окончание следует).

#газета #землянижегородская #история #полёт #чкалов