СИЛА ПОКАЗА
История фотографии, которую вы видите, не совсем обычна. Её могло и не быть, она, в определённых обстоятельствах, могла быть изъятой у фотографа. Сейчас немногие скажут, кто изображён на этом снимке. Разве что автозаводцы могут безошибочно опознать этого человека. Память о нём живёт в нашем городе, но сосредоточена она в основном на Автозаводе.
Этот человек был директором автогиганта в самом начале его работы: в 1932-1938 годах — Сергей Сергеевич Дьяконов. А вот сейчас, возможно, кто-то вспомнит, что есть в городе улица Дьяконова. Не в честь ли этого человека она названа? В честь! О Сергее Сергеевиче Дьяконове мы знаем крайне мало. 7 сентября 1938 года он был судим, объявлен «врагом народа» и расстрелян в этот же день. А это значит — обречён на вечное забытьё и вычеркнут из памяти всех, кто его знал. До 4 августа 1956 года страницы летописи автозавода, когда Сергей Сергеевич Дьяконов здесь директорствовал, были пробельными. В этот памятный день он был полностью реабилитирован, и обвинения его в шпионаже и даже в попытках терроризма и всяческом вредительстве были признаны насквозь ложными. Его имя тут же вернулось на автозавод. Был извлечён из забытья и сохранившийся у заводского фотографа Николая Николаевича Добровольского негатив этого снимка. В помещении большой заводской технической фотолаборатории у Николая Николаевича Добровольского был свой уголок с коробочками, забитыми негативами. Кадрики плёнки хранили зримую историю автозавода. — Значит, вас интересует Сергей Сергеевич Дьяконов? Но вы не поверите, у меня сохранился единственный негатив, на котором он запечатлён. Николай Николаевич открыл один из бесчисленных ящичков и достал фотографию, которую вы и видите. Он объяснил, что негатив хранится в заводском архиве, а у него есть только эта фотография. С неё и начался наш разговор о Сергее Сергеевиче Дьяконове. — Негатив этот у меня сохранился в единственном числе. Я его утаил. Когда на завод пришло известие, что Дьяконов — «враг народа», мне было приказано сдать все кадры с его изображением. Разве тут не испугаешься — а если придут с обыском?.. Что было делать? На заводе уже началась чистка. Тогда мы потеряли около 100 человек. Большинство из арестованных были руководителями различных служб завода, которых я снимал. И эти негативы приказали сдать. У меня ничего не оставалось… И тогда я решил негативы — самые ценные, на мой взгляд, — спрятать. Упаковал их тщательно, тайно отвёз в леса под Семёновом, проложил мхом, запомнил ориентиры и закопал. Потом я свой клад елееле нашёл. Негативам ничего не сделалось. Вот и уцелел кадрик с Дьяконовым.
* * *
В 70-х годах прошлого века на экраны страны вышел фильм «Директор». Судьба фильма была трагической: на съёмках погиб актёр Евгений Урбанский, и огромным трудом было переснять фильм с другим актёром — Николаем Губенко. Этот фильм имел большой успех. А рассказывал он о директоре первого советского автозавода. Образ руководителя был собирательный, фамилия — вымышленная. В Москве были уверены, что прообразом главного героя послужил директор Иван Лихачёв, а в Горьком однозначно считали, что это Сергей Дьяконов. И, надо сказать, в жизни эти два красных директора автопрома, как их тогда называли, были схожи. В их биографиях отмечено, что это не какие-то самоучки с церковно-приходским образованием, а полноценные инженеры, прошедшие полный курс технических наук. Начав учиться в Серпуховской гимназии и окончив её с отличием, Сергей Дьяконов поступил в элитное Михайловское артиллерийское училище. Успел повоевать в артиллерии, был ранен, контужен. Но по военной линии не пошёл. Предпочёл учёбу в Петроградском политехническом институте. Работал на заводах, был назначен ректором Всесоюзного котло-турбинного института. Переведён в Москву, и вот здесь по предложению наркома тяжёлого машиностроения Орджоникидзе выдвинут директором Нижегородского автозавода. Было ему 33 года — самая зрелость.
* * *
Даже после победных рапортов о пуске автозавода не всё на нём ладилось. К очередному съезду партии собрали 25 грузовиков, и завод встал. Потребовалось принимать специальное постановление ЦК ВКП(б) о Нижегородском автозаводе, в котором вскрывались причины отставания и намечались меры по улучшению. С этим документом и прибыл Сергей Сергеевич Дьяконов на новое место работы. Один из ветеранов завода вспоминал: «Мне приходилось встречаться и работать со многими директорами крупных предприятий. Но никогда не изгладится из моей памяти образ замечательного коммуниста, хозяйственника, человека большой культуры и такта. Именно Дьяконов принёс на Горьковский автомобильный завод методы научного руководства производством. Они пришли на смену имевшей хождение тогда и ещё долгое время спустя системе «баска», или, проще говоря, голого административного нажима». Через полгода автозаводцы рапортовали о выпуске 230 автомобилей в сутки.
* * *
Дьяконову удалось привлечь на завод целое созвездие интересных людей, с которыми он легко срабатывался. Так на заводе появился главный конструктор Андрей Липгарт, которого уже называли «русским Порше». Его первым заданием, полученным от директора завода Дьяконова, стало… изготовление антресолей в конструкторском зале. А вторым — разработка проекта нового автомобиля ГАЗ-М1 — легендарной «Эмки», которая открыла новую эпоху в советском автомобилестроении. Ещё строчки воспоминаний о директоре: «Работая с Дьяконовым, мы не работали, а творили. Талант его заключался в том, что он мог заразить других людей своей идеей. Увлечь так, что человек становился его единомышленником, получив удовлетворение от выполненной задачи, поставленной директором. Все, кто с ним работал, отмечали его колоссальное доверие к людям. Он требовал от руководителей самостоятельности в работе и решениях». Начиная с копирования американских машин, автозаводские конструкторы постепенно нарабатывали собственные идеи и воплощали их в реальность. А директор тем временем думал, как полностью отказаться от импорта инструментов и научиться изготавливать их своими силами. Он настойчиво требовал от молодых рабочих, пришедших на завод, продолжать учёбу, осваивать производство и заменять американских рабочих, которые уже научились диктовать свои условия, требуя за выполненную работу явно завышенные расценки. И в этом был тоже азарт директора. Ему докладывали, что расход валюты стал меньше. Это был зримый результат.
* * *
Можно, конечно, бесконечно цитировать высказывания ветеранов-автозаводцев о Сергее Сергеевиче Дьяконове, но лучше было послушать рассказы о нём заводского фотолетописца Николая Николаевича Добровольского: — На третий день после оформления на завод меня вызвал Сергей Сергеевич Дьяконов. Усадил в кресло, перед этим спросив, всё ли у меня в порядке, готов ли к работе, и начал такой разговор: — Мы начали большое жилищное строительство, построили Бусыгинский квартал и хотим строить такие же кварталы. Но денег нам не дают, все сметы «зарезали». Нужна твоя помощь. Сними мне, как живут рабочие завода, сними бараки в Северном, Западном, Восточном посёлках, сними наш «Шанхай» (дома на свалке). Причём не стесняйся, снимай как есть. Нужно, чтобы снимки произвели впечатление, чтобы в них был весь ужас состояния жилья, а я поеду в правительство и всё это покажу. Была глубокая осень, непролазная грязь в посёлках. Я увидел действительный ужас. Снимал я самое страшное, выбирал самые убедительные кадры. Когда я принёс эту огромную серию фотографий, Сергей Сергеевич просиял: — Вот это то, что надо. Мы с тобой сделали огромное дело. Спустя некоторое время он снова вызвал меня к себе. Сколько радости было в его глазах, когда он показал мне бумаги: — Вот что значит сила показа. Сколько мы бились до этого, чтобы получить деньги на строительство жилья, а теперь всё подписано, будем строить! В награду за выполненную работу заводской фотограф получил из рук директора фотоаппарат, который был подарен американским автомагнатом Фордом.
* * *
Так родился ещё один метод работы, предложенный директором завода, — «сила показа». Он не раз срабатывал, и заводской фотограф был здесь главным действующим лицом. — Зима подходила к концу. На площадках завода скопились сотни автомобилей, занесённых снегом, ожидающих отправки к потребителям. Железная дорога не подавала платформы, по Оке и Волге до навигации отправлять продукцию было нельзя. И вновь я в кабинете Сергея Сергеевича Дьяконова: — Ты видишь, что происходит на заводе, столько автомобилей столпилось на площадках?.. У меня с собой были уже готовые фотографии. Я попросил разрешения опубликовать их в прессе как фотообвинение. Увидев фотографии, Сергей Сергеевич сказал: — Вот эту пошли в «Крокодил», а эти оставь мне, я покажу их в правительстве. Результат тут же сказался. Эшелон за эшелоном подаются к погрузочным платформам завода… И я вновь слышу возглас директора: — Вот что значит сила показа!
* * *
Газеты тех лет часто писали о рекордных автопробегах. Автозаводы мира показывали, на что способны машины, которые они выпускали. Предстояло и нам испытывать свои машины. Замахнулись сразу на крупный автопробег. Предстояло пройти больше 13 тысяч километров, в том числе и по пустыне Кара-Кум. В пробег рвался и Дьяконов. Но дела не пустили — всё-таки больше двух месяцев пути. Когда машины вернулись обратно, журналисты подметили, что в их колёсах был тот же воздух, что они закачали на старте автопробега. Победа была внушительная! Пришла телеграмма от Сталина, Молотова, Ворошилова и Кагановича: «Горячо приветствуем мастеров исторического автопробега. Своей упорной и героической работой участники автопробега доказали высокое качество советских водителей, стандартных советских автомашин и покрышек, проложили новые пути советскому автомобилю».
* * *
Как-то Сергея Сергеевича Дьяконова спросили: «Что вы считаете основным в своём характере? Не особо задумываясь, он ответил: «Крепкие нервы». Когда вопрос коснулся его мечты, то он тоже недолго думал: «Выпустить миллион машин на нашем автозаводе». К концу 1934 года директор завода был награждён орденом Ленина. К концу 30-х годов ГАЗ стал ведущим автозаводом страны и выпустил 450 тысяч машин. На этом закончилась биография Сергея Сергеевича Дьяконова на Горьковском автозаводе. Шесть лет позади… За это время заводом было освоено 17 моделей и модификаций автомобилей… В апреле 1938 года его сняли с занимаемой должности, обвинив в «развале завода» и «антисоветской деятельности». К обвинениям подключилась одна из центральных газет и пошла дальше, разоблачая гнилое и негодное руководство автозавода. Санкции на арест были выписаны в июле… С тех пор ничего не было слышно о бывшем директоре. Организаторы судилища рассчитывали, что за это время страсти по директору утихнут. Тройка «правосудия» утвердила обвинительный приговор: «…за организацию в автомобильной промышленности диверсионнотеррористической правотроцкистской организации…» с припиской «…расстрелять немедленно». На автозаводе до сих пор есть живые напоминания о Сергее Сергеевиче Дьяконове. Если вы окажетесь на Автозаводе в районе Соцгорода, то обратите внимание на растущие здесь солидного возраста липы. Говорят, что они были высажены по настоянию директора Дьяконова. Бывало, что он и сам ездил в лес и привозил маленькие деревца, которые укоренялись и росли. А это и есть один из уроков «силы показа», который предстояло унаследовать автозаводцам.
Вячеслав ФЁДОРОВ.
#газета #землянижегородская #автозавод #история #дьяконов #директор