24.02.2021

ДЕНЬГИ В КОСТРЕ НЕ ГОРЕЛИ

Даже сирийские шахи выдавали грамоты русским кустарям

В Лысковском краеведческом музее есть зал, посвященный знаменитой Макарьевской ярмарке. Изделия местных ремесленников, экспонаты, связанные с купеческим делом, — вот что здесь можно увидеть. Но среди интересных вещиц особо выделяются хитрые балагуровские замки и персидские шкатулки, которые прославили лысковских мастеров далеко за пределами страны.

Особое устройство

— В Сарове в музее ядерного оружия помещение, где находится макет первой советской водородной бомбы, закрыто на балагуровский замок, — рассказывает директор Лысковского краеведческого музея Елена Пирогова. — Однажды мы были там на экскурсии, и директор музея из города Павлово, который тоже был одним из центров металлообработки, заметил и показал мне этот замок. И действительно — на нем стояли буквы «С.Л.», что означает «село Лысково» — именно так наши мастера помечали свои работы. Случайно ли «Кузькина мать» — как после слов Хрущева называли бомбу — оказалась заперта на балагуровский замок или в закрытом городе так высоко оценили качество лысковских изделий, неизвестно. Но то, что о надежности этих замков слагали легенды — факт, взломать их практически невозможно. Вот замки на музейной витрине: подвесные, тяжелые, с толстой дужкой, снизу в некоторых вставлен ключ. На темных выпуклых металлических боках можно увидеть инициалы мастера либо дату, например, есть замок 1890 года. Форм и размеров они были разных: от маленьких для шкатулок до огромных, амбарных. Внутри — секрет, особое устройство, благодаря которому взломать такой замок почти невозможно. Ключи под стать: двух одинаковых среди них не найдешь. В музее хранится огромный старинный ключ из Макарьевского монастыря, вероятно, им закрывали амбар или кладовую, весит он, наверное, с полкило, а представьте, что на связке такой мог быть не один! Балагуровскими замки стали называть по фамилии мастера Якова Балагурова, который жил в Лыскове в первой половине XIX века. Но, вероятно, замки делали и до него, а этот мастер их популяризировал. Вообще, балагуровские изделия соотносят с так называемыми шведскими замками, которые пользовались популярностью в позапрошлом столетии. Но по устройству они отличались. Например, дужка у балагуровских замков не откидывается, как на современных, а полностью снимается с корпуса замка. Чтобы открыть его, надо сделать ключом не пол-оборота, а два и более. В большом торгово-промышленном селе, каким являлось Лысково в прошлом, кустарей, которые делали замки, было немало. Секреты производства хитрых приспособлений могли передаваться в семье от отца к сыну. — Отличались замки особой прочностью, — говорит Елена Глебовна. — Вероятно, делали их из сплава металлов. Железную руду добывали за Волгой. Металл продавали и на Макарьевской ярмарке, торг находился на набережной на правой стороне реки, где располагалось село. Лысково в то время было крупным центром металлообработки. По словам директора музея, в домах некоторых жителей Лыскова до сих пор сохранились балагуровские замки, сейчас чаще всего ими закрывают гаражи. Люди знают, что хранить ключ от него нужно с особой внимательностью — если потеряешь, придется поломать голову, как потом открыть дверь: даже болгаркой спились такой замок практически невозможно, а уж подобрать ключ — тем более. — Современные изделия, конечно, со старыми не сравнишь по качеству и прочности, раньше все делали на века, — говорит Елена Глебовна. — В Лысково с экскурсией приезжали немцы, зашли и к нам в музей. Когда они увидели замки, сказали, что с удовольствием купили бы такие и сейчас. Пришлось ответить, что если бы их делали, то, наверное, все их брали. Но промысел, к сожалению, утрачен.

Прах тебя побери

Макарьевская ярмарка была крупнейшей в России. Находилась она на середине торгового пути по Волге, по которой издревле шел обмен между Западом и Востоком. Официально ярмарка у стен Свято-Троицкого МакарьевоЖелтоводского монастыря была учреждена указом царя Михаила Федоровича в 1641 году. Во второй половине XVII века торговля была частично перенесена к селу Лысково, на другой берег реки. К началу следующего столетия о ней знали не только в России, но и за рубежом, на ежегодный торг съезжались десятки тысяч человек из разных стран. Торговали хлебом и другими всевозможными товарами, в том числе и заморскими. Ярмарка стала играть роль менового двора Европы с Азией, это была своего рода биржа. В 1817 году после пожара торг перенесли в Нижний Новгород, однако, название Макарьевская ярмарка долгое время сохраняла и на новом месте. Естественно, в Лыскове развивались промыслы, ремесленники сбывали свой товар на ярмарке. Как рассказывает Елена Пирогова, в селе существовало семнадцать видов ремесел и множество их специализаций. Делали игольный товар — все, что нужно для шитья, медную посуду, обувь, игрушки и многое другое. — Существовал в Лыскове «праховый» промысел, — рассказывает директор музея. — Прахами, то есть людьми, которые делали деньги из ничего, называли умельцев, которые сводили между собой продавцов и покупателей для договоренностей о сделках, а проценты получали с обеих сторон, на вырученные деньги могли жить целый год, до следующей ярмарки. В селе даже было выражение: «Прах бы тебя побрал».

Мелодия как сигнал

Там, где крутятся капиталы, волей-неволей задумаешься о том, как деньги не потерять, сохранить в долгом путешествии домой с ярмарки. Не удивительно, что в селе зародился еще один необычный промысел — здесь производили уникальные денежные шкатулки, которые больше нигде не делали. Называли эти ларцы персидскими потому, что больше всего их любили покупать гости с Востока, хранили в них деньги и драгоценности. Шкатулки были легкие и прочные, поэтому их брали в дорогу, они использовались как современные сейфы. В музейном зале выставлены друг на друге пять таких металлических шкатулок — нижняя размером почти с чемодан, верхняя небольшая, изящная. Поверхность изделий украшали растительным и цветочным орнаментом, чаще всего красного и золотистого цветов, который вытравливали на металле. Сейчас, конечно, рисунки и цвета истерлись и потемнели. Внутри ларец мог быть отделан тканью, иметь потайное дно, отделения. Стенки шкатулок украшали уже известные нам буквы «С.Л.», а также содержали информацию об имени мастера и дате производства. — Внутри шкатулок был встроенный запорный механизм, а снаружи щеколды для навесных балагуровских замков: двойная защита, — показывает раритеты директор музея. — Внутренний замок — очень надежный, в нем использовалось до двадцати язычков. Открывался он с громким мелодичным звуком, поэтому такие замки еще называли музыкальными. Открыть шкатулку потихоньку было невозможно, об этом сразу становилось известно всем, кто находился поблизости — эдакая сигнализация того времени. Механизмы некоторых шкатулок, которым больше ста лет, до сих пор работают, поэтому в музее можно услышать музыкальный звон замков. Кстати, известно, что четыре лысковских ларца хранятся в Эрмитаже. — Особая персидская шкатулка, украшенная золотом и драгоценными камнями, однажды была сделана лысковским слесарем-жестянщиком Фёдором Пивоваровым для сирийского шаха, — продолжает Елена Пирогова. — Мастер получил от правителя благодарственную грамоту за выполненную им работу. Одним из самых известных производителей шкатулок был купец Григорий Тараканов. Он владел механическим заводом, на котором делали несгораемые шкафы, замки, трубы и другое. Во время гуляний на Оленьей горе, которые проводили в Лыскове каждый год в июле, промышленник устраивал шоу: он клал в шкатулку своего производства немалую сумму денег, потом бросал ее в костер. Когда огонь догорал, он доставал из костра ларчик, а из него деньги, с которыми ничего не случалось. Это была лучшая реклама товара. — Конечно, такие шкатулки стоили дорого, не все могли себе их позволить, — говорит Елена Глебовна. — Но во многих лысковских семьях они имелись и хранились долгие годы. В советские годы в них обычно держали важные документы, паспорта, сбережения. Случись в доме пожар, шкатулку было удобно взять и выбежать с ней на улицу. Недавно музей пополнился новым раритетом. Его неожиданно получили по почте. В посылке, которую отправил Юрий Чечуков из Москвы, находилась хорошо сохранившаяся персидская шкатулка 1912 года, выполненная мастером Иваном Кашиным. В письме даритель пояснил, что преподнес музею этот ценный экземпляр в память о матери Людмиле Чекуновой, участнице Великой Отечественной войны, уроженке города Лыскова. Так, семейная реликвия стала музейным достоянием.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Лысковский район.

#газета #землянижегородская #лысково #музей #реликвии