ФРЕСКА — ПРОСТРАНСТВО ДЕМИУРГА

Она даёт художнику благодатную и благодарную почву

С 2017 года в Нижнем Новгороде по инициативе нижегородской общественной организации «Дороги Добра», руководимой предпринимателем и писателем Дмитрием Бирманом, проводится международный литературный фестиваль имени Максима Горького. За этот относительно короткий срок мероприятие значительно расширило свою аудиторию, разнообразило формы общения между читателями и авторами, успело обрести собственные традиции. Фестиваль стал проводиться под эгидой губернатора и при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В нынешнем году ожидалось, что он станет ещё более ярким культурным событием для региона, но случившаяся пандемия коронавируса и связанные с ней ограничительные меры спутали организаторам карты. Впрочем, весенне-летний карантин показал, что интернет, преодолевая стены и расстояния, вполне способен стать местом общения — было бы что и кому сказать. Учтя полученный всеми нами опыт, оргкомитет решил не отменять фестиваль в этом году, а провести его в режиме онлайн.

Сначала была музыка

С 26 по 28 ноября с помощью цифровой платформы Горьковский фестиваль провёл настоящий литературный марафон, в котором приняли участие известные в России и за рубежом авторы, подключившиеся к проекту из разных точек мира. Например, писатель Виктор Ерофеев вышел на связь прямо из парижского госпиталя, где оказался по состоянию здоровья. Безусловно, фестиваль вновь консолидировал и нижегородское писательское сообщество, в насыщенную программу включили выступления наших лучших литераторов. Среди них поэт, прозаик, искусствовед, профессиональный музыкант Елена Крюкова. Елена Николаевна родилась в Самаре, окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, освоив не только фортепиано, но и орган. После получения диплома работала в Нижегородской консерватории и в Иркутском оперном театре. Писала стихи, которые публиковались в «толстых» журналах, находя отклик у читателей, а также у состоявшихся поэтов, таких, например, как Евгений Евтушенко. В 1989 году окончила отделение поэзии Литературного института имени Горького. В конце 1990-х Елена Крюкова попробовала себя в роли прозаика, её первый роман «Изгнание из рая» вышел в Москве в 2002 году. За годы плодотворного творчества библиография Елены Николаевны стала очень обширной, её работы отмечены многими литературными премиями. 27 ноября Елена Крюкова присоединилась к фестивалю имени Горького: читала стихи и отвечала на вопросы зрителей. В самом начале своего выступления поделилась последними достижениями: — За этот год и конец предыдущего у меня вышел роман «Иерусалим», в котором также помещены стихи, их я с удовольствием читаю сейчас на концертах. Были написаны и напечатаны поэтические книги «Титаник», «Площадь» — очень женская вещь, не столько поэмная, сколько драматургическая, и «Грейс», созданная в честь великой американской оперной певицы Грейс Бамбри. Вышла в свет поэма «Одинокий голос», посвящённая Сухумскому собору Благовещения Пресвятой Богородицы в Абхазии. До нового года должна появиться ещё одна книга стихов — «Иркутский рынок», думаю о её премьере, а следом готовится к печати сборник «Первобытные». Весной мой роман «Хоспис» получил премию литературного журнала «Север», в марте ездила получать её в Карелию, в Петрозаводск, где были чудесные выступления и незабываемые встречи.

Синтез искусств

Творческий метод Елены Крюковой — это некий синтез искусств, где словами передаются не только смыслы, но и, кажется, звук и цвет. Это неудивительно, ведь помимо того, что писательница по основной профессии музыкант, она выросла в семье художника. Её отец Николай Крюков — фронтовик, моряк-североморец с героического парохода «Дежнёв», был выпускником института имени Репина, мастером жанровых картин, портретов и пейзажей. Супруг Елены Николаевны — автор обложек её книг, известный живописец, создатель художественной студии Владимир Фуфачёв. Вероятно, именно благодаря их влиянию в текстах крюковской поэзии и прозы столько густых красок и тонко прорисованных композиций. Впрочем, понятие «художник» в широкой трактовке — творец вообще, так что оно, несомненно, подходит и Елене Крюковой. — Я настолько полна пространствами, эпохами и людьми, что мне иной раз кажется, будто сама превратилась во фреску с целым хором голосов и образов, — продолжает она. — Создавая очередное поэтическое или прозаическое произведение, стремлюсь передать подобное ощущение, ведь фреска — это моё пространство, её масштабность и привлекла меня однажды к сочинению романов. Жанр романа является благодатной и благодарной почвой для того, чтобы её населить, как огромную роспись в храме. Для меня художник — демиург, то есть человек, постоянно занятый созиданием, он всё время творит свои миры. Вот этим я и пытаюсь по мере сил заниматься на земле. В ходе прямого эфира в импровизированную студию по интернету поступали вопросы. Нижегородка поинтересовалась: «Елена, вы пишете и стихи, и прозу, но что из них вам ближе и, может быть, проще?». — Слово «проще» лично ко мне ни с какой стороны не применимо, это далёкие от меня материи и мироощущения, поскольку художнику сегодня, скажем, пишется архисложно, а завтра у него может открыться вольное дыхание, но легко — всё равно не значит просто, — отвечает Елена Крюкова. — Если мы говорим о стиле письма, то тогда «просто» означает прозрачность текста, использование в нём всем понятных, общедоступных слов. Иногда под словом «просто» имеют в виду степень трудоёмкости самого процесса, но я избегаю таких определений, потому что они как бы намекают на некую легковесность и произведения, и писательского труда в целом. За долгие годы существования в интернете так называемой сетевой литературы, многие читатели под понравившимися текстами писателей привыкли оставлять комментарии типа: ах, как легко читается! Но вот мой дед, профессор-пушкинист Михаил Павлович Ерёмин любил говорить так: «Чтение — это труд, а вы все (обводя нас пальцем) — наслажденцы». Хочу добавить, что сочинение стихов и прозы мне одинаково дорого, они во мне взаимодополняют друг друга.

Смотреть в одном направлении

Один из интернет-зрителей задал вопрос личного характера: «Как удаётся сосуществовать вашему семейному союзу, в котором оба являются творческими людьми?» — Вы знаете, внутренне я ощущаю себя Володиной ученицей, а мне всегда очень везло на учителей, — высказалась Елена Николаевна. — Что касается семейных отношений, в них нужно не сосуществовать, а понастоящему любить, проникаться мирами. Как сказал однажды Антуан де Сент-Экзюпери, любить — значит, смотреть не друг на друга, а в одном направлении. Впрочем, у нас с мужем случаются и споры. Как-то у Володи и ещё четырёх художников из Сибири была выставка в парижском Гран-Пале, потом ему предоставили возможность поработать в мастерских Академии изящных искусств Франции, и я с наслаждением наблюдала за этим процессом. Однажды утром прихожу в студию, а понравившаяся прошлым вечером картина практически заново переписана в совершенно другом ключе. Я буквально в слезах, будто Кассандра, закричала: «Володя, Володя, что ты наделал!». Правда, потом мы обсудили и пришли к выводу, что такова судьба этого полотна. Вот примерно такие разногласия у нас и случаются, но не более… В течение трёх последних осенних дней Нижний Новгород вновь был центром сосредоточения русскоязычной литературы, пофестивалить удалённо выпал прекрасный шанс абсолютно всем, независимо от страны проживания. И всё же организаторы, писатели и читатели надеются, что разбушевавшийся вирус вскоре удастся усмирить, и в будущем году Международный литературный фестиваль имени Горького пройдёт в прежнем формате, чтобы нижегородцы могли воочию увидеть и услышать лучших писателей не только России, но и зарубежья.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

#газета #землянижегородская #фестиваль #горький #литература