«ЧЁРНЫЙ ПИРАТ» ПОДНИМАЕТ ПАРУСА
Его потомки и сегодня на реках страны
Ростислав Алексеев известен во всем мире как создатель судов на подводных крыльях и экранопланов. О творениях гениального конструктора сказано и написано немало. Но о его детстве и юности, жизненном пути многим ничего не известно, а ведь Ростислав Евгеньевич был личностью неординарной. Рассказать об этом могут уникальные экспонаты, которые хранятся в историко-патриотическом центре Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева.
Сын «врага народа»
Перед нами рисунок. На небольшом листе бумаги карандашом изображён мальчишка, сидящий на полу возле полки, уставленной припасами. Видно, что малыш расстроен, по его щекам бегут слезы, и в то же время он ест варенье из огромной банки, которую обхватил руками. Это нарисовал Ростислав Алексеев, на бумаге запечатлено одно из его первых воспоминаний: однажды родители наказали сына за какую-то провинность и посадили в чулан, где стояли банки с вареньем, тогда он взял одну и съел лакомство. Больше родители в чулан его не сажали… Мало кто знает, что Ростислав Алексеев был отличным рисовальщиком, художником. В историко-патриотическом центре НГТУ хранится несколько десятков подлинных рисунков, сделанных рукой выдающегося конструктора. Такого количества его рисунков нет больше ни в одном музее. Это не только наброски моделей судов и чертежи, как можно подумать. Алексеев изображал на бумаге моменты из своей жизни, воспоминания, события, людей. Ростислав Алексеев родился в 1916 году в городе Новозыбкове Черниговской губернии. Отец Евгений Кузьмич был агрономом, впоследствии — учёным, членомкорреспондентом Белорусской сельскохозяйственной академии. Вместе с женой Серафимой Павловной он воспитывал четверых детей, Ростислав был третьим ребёнком в семье. В 1929 году Евгения Алексеева арестовали как «врага народа» по ложному навету. Он внедрял в севооборот люпин для повышения плодородия почвы, который тогда был мало изучен. Агронома обвинили в том, что сеет сорняки. Когда отца сослали, мать, которая оказалась с детьми практически на улице, приняла сложное, но в итоге оказавшееся правильным решение: отправила детей в разные города к родственникам, а сама взялась доказывать невинов ность мужа и добиваться его освобождения. Ростислав, который в то время учился в школе, попал в Нижний Тагил к дяде. Семья воссоединилась только в 1933 году, когда Евгения Алексеева освободили, пересмотрев его дело. Ему разрешили выбрать для поселения любой город, кроме Москвы. Так семья оказалась в Горьком, который уже в то время был крупным промышленным центром.
Яхта с чердака
Приехав в Горький, семнадцатилетний Ростислав поступил на вечернее отделение механикомашиностроительного рабфака. Днём подрабатывал чертёжником и художником-оформителем. Например, известно, что в студенческие годы он расписал стену в одном из городских клубов. После рабфака поступил учиться в Горьковский индустриальный институт имени Жданова, как в то время назывался технический вуз. Факультет, на котором он учился, в 1936 году был преобразован в кораблестроительный. Городу, где развивалось, в том числе, судостроение, требовалось большое число инженеров. На одной из музейных витрин, рядом с рисунками и документами, хранится раритет — студенческая зачётка Ростислава Алексеева. — Студенты, когда приходят к нам на занятия, всегда очень интересуются этим экспонатом и часто просят подержать зачетку в руках, как они сами говорят — приложиться к реликвии, ведь наш вуз носит имя знаменитого выпускника, — рассказывает руководитель историко-патриотического центра НГТУ Татьяна Полянская. — Ребята всегда думают, что в зачётке одни пятерки, и бывают очень удивлены, увидев, что это не так — на самом деле студент Алексеев учился средне. Например, на первом курсе у него было больше удовлетворительных оценок, чем хороших. А дело в том, что уже в это время все мысли Ростислава Алексеева были обращены к кораблям, он проводил больше времени на Волге, чем за зубрёжкой учебников. Как рассказывает Татьяна Юрьевна, интерес к лодкам, к реке у Алексеева появился ещё в детстве. Оказавшись на волжских просторах, увидев суда, яхты, он загорелся ими. Учась на рабфаке, всерьёз увлекся парусным спортом. Свою первую яхту сконструировал вместе с братом Анатолием в сарайчике возле дома, но та получилась не совсем удачной. Поступив в технический вуз, собрал вокруг себя единомышленников и основал парусную секцию, в которую вступили сорок студентов. Вместе с ребятами начал строить новую яхту. О том, как это было, можно судить по рисункам Алексеева, которые хранятся в архиве музея. — Строили яхту на чердаке во флигеле дома, где в то время Ростислав жил, — рассказывает Татьяна Полянская. — Отца Евгения Кузьмича пригласили работать в сельскохозяйственную академию имени Тимирязева, и он вместе с семьёй переехал в Москву. Звали и Ростислава, но тот не поехал — не мог бросить Волгу, друзей, мечту. Небольшую сумму денег, которую дал отец, потратил на стройматериалы для яхты. На этом рисунке изображено, как ребята спускают готовое судно с чердака двухэтажного дома, разобрав слуховое окно. А вот другой рисунок: яхта с поднятыми чёрными парусами стоит на воде. Парус студенты сшили из кусков ткани, которые удалось найти, а потом покрасили в черный цвет, поэтому яхту прозвали «Чёрный пират». Официальное же её название было — «Ребус», под ним и выступили на соревнованиях. Яхта, построенная по замыслу будущего конструктора, не вписывалась ни в один существовавший тогда класс парусных судов, она была лёгкой, юркой, быстрой. Летом 1936 года Ростислава Алексеева с товарищем допустили к участию в парусной гонке без сопроводительных документов, на своей яхте они хорошо прошли дистанцию, жюри заметило молодых спортсменов.
Удачи пожелал
Чкалов Учёбу в вузе приходилось совмещать с парусным спортом, в который Ростислав Алексеев погрузился с головой. Уже на следующий год его экипаж принял участие в первой Поволжской регате, которая проходила в Куйбышеве, где они заняли второе место. Вторая Поволжская регата состоялась на Оке около Дзержинска летом 1938 года. Почётным судьей на неё был приглашен Валерий Чкалов. На открытии спортивного события поднимать флаг Советского Союза доверили Ростиславу Алексееву, он уже был известным спортсменом. Эта регата стала для него триумфальной: экипаж Алексеева выиграл гонку, которая проходила при сильном ветре. Приз за первое место в соревнованиях — фотоаппарат «ФЭД» — победителю вручал Валерий Павлович. Так встретились два любителя скоростей — Чкалов и Алексеев. Именитый летчик пожелал молодому яхтсмену удачи и назвал его «адмиралом парусного флота». В историко-патриотическом центре хранится ещё один интересный предмет — курительная трубка Алексеева, на которой вырезана надпись: «Адмиралу от головастиков». Эту трубку, сделанную где-то на заказ, преподнесли Ростиславу Алексееву студенты — участники его парусной секции, своего капитана они уважительно называли «адмиралом», а себя скромно именовали «головастиками». Алексеев курил трубку, как и положено настоящему капитану, в студенческие годы. В военное время, работая на заводе, перешёл на папиросы «Казбек». Важно отметить, что спорт помог Алексееву отточить навыки судоходства и судостроения. Он не только ходил на яхтах, но и проектировал их. В двадцать с небольшим лет был признанным конструктором яхт и швертботов, знали его не только на Волге. Свои суда постоянно дорабатывал и совершенствовал, ему хотелось, чтобы они летали ещё быстрее. По мнению специалистов, идея применения подводных крыльев уже в то время запала в голову молодого конструктора.
Диплом тянул на диссертацию
На старших курсах в зачётке студента уже одни пятерки. В 1940 году Ростислава Алексеева вместе с ещё четырнадцатью ребятами отбирают для учебы в военно-морской академии в Ленинграде, — рассказывает Татьяна Юрьевна. — Он поехал туда учиться, но пробыл недолго, до апреля 1941 года. В военном вузе, где была жёсткая дисциплина, ему было тяжело, он привык жить на воле, на реке. Ростислав вернулся в Горький, в индустриальный институт. Но учёба в Ленинграде дала ему новые знания. Он сдаёт экзамены и готовится к защите дипломного проекта. В музее находится часть буксирного устройства, с помощью которого Алексеев делал расчёты для глиссера на подвод ных крыльях. Этому и была посвящена его дипломная работа, можно сказать, что появился прообраз его будущих прорывных разработок. Как отмечают преподаватели технического вуза, студенческая выпускная работа Алексеева тянет на кандидатскую диссертацию. Защита состоялась осенью 1941 года, Ростислав получил диплом инженера-механика с отличием. Однажды Татьяна Полянская изучала архивные документы — описи дипломных проектов, которые защищали в то время в вузе. В папке с делами были протоколы защиты и рецензии на все дипломные проекты, кроме работы Алексеева. Возможно, его рецензия пропала случайно, а может, и нет — его разработки были засекречены, поэтому документ могли изъять, чтобы не раскрыть секретные данные. Но, конечно, точно утверждать это нельзя. Шла война. Молодой инженер Алексеев идёт работать на завод «Красное Сормово», где выпускают танки Т-34. Однако, даже несмотря на тяжёлое военное время, когда все усилия были направлены на то, чтобы обеспечить фронт вооружением, Ростиславу Евгеньевичу разрешают создать при заводе гидролабораторию — в то время она помещалась просто в избушке на территории предприятия. После работы он начинает здесь проектировать и испытывать суда, создает экспериментальные катера А-4 и А-5. Ростислав Алексеев стал основоположником отечественного крылатого судостроения, как мы уже говорили, он перевернул представления человечества о скорости. Его творения — быстроходные суда на подводных крыльях «Ракеты», «Метеоры», «Кометы» — бороздили реки по всей стране. Потомки этих судов летают и сейчас.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Фото автора.
#газета #землянижегородская #алексеев #политех