ДВЕСТИ ЛЕТ НА РЕЗНЫХ ЛАПАХ
Вряд ли кто-то теперь расшифрует загадочные символы
Он появился на свет двести лет назад в руках миланских резчиков, его украшают красочные символы, долгие годы он хранил секреты своих владельцев, а после сам чудом уцелел — всё это об уникальном предмете, который находится в Гагинском краеведческом музее.
Подробности о лесной даче
В этом музее немало любопытного, но один экспонат считается особенно ценным — это секретер помещиков Пашковых, известная усадьба которых располагается в селе Ветошкино. — Этот предмет мебели — ручная работа миланских мастеров, которая была выполнена в Италии в 1826 году специально для господ Пашковых, — показывает раритет директор музея Марина Козлова. Дубовый секретер, которому без малого две сотни лет, хорошо сохранился, некоторые части его расшатались, но он по-прежнему крепок. О немалом возрасте говорит шероховатая поверхность дерева, шкаф — широкий, тяжелый, основательный, стоит на резных лапах. На верхней дверце и ящиках деревянные барельефы: искусно вырезаны переплетающиеся побеги, фантастические звери и мифические существа. По центру выдвижных ящиков — гербы, на которых изображены виноградная гроздь, замок, геральдические львы, змея. Вероятно, все эти символы имели для Пашковых какое-то значение. — Работали за таким секретером стоя, верхняя дверца откидывается вперед — и получается стол, — Марина Владимировна открывает антикварный предмет. — На верхних полках держали важные документы, а в нижних ящиках — архив. Наверняка здесь рачительные хозяева большого имения хранили деловые записи, личную переписку. Одна из хозяйственных книг за 1898 год находится в музее, на полке секретера. — Такую книгу заводили на год и записывали в ней все сведения, которые касались дворянских владений, — говорит директор музея. — В этих записях имение называется Архангельская лесная дача — там находилась церковь Архангела Михаила. Лесные угодья, близлежащие сёла и церкви, которые располагались в пашковских владениях, кустарные промыслы, работа лесных обходчиков, жалованье работникам и многое другое — всё это скрупулезно учитывали.
Хитрое тепло
Усадьба Пашковых в Ветошкине была грандиозной, дворец и сейчас, хоть и находится в руинах, производит впечатление. Как рассказала директор Гагинского музея, архитектор, построивший усадьбу, точно не установлен, но таких зданий всего три — в Ветошкине, Москве и Париже. Пашковы — древний дворянский род, известный со времени Ивана Грозного. Возвысились и разбогатели они в екатерининское время. Дворец в наследственном имении в Ветошкине построил Александр Васильевич Пашков, участник Отечественной войны 1812 года, полковник лейбгвардии гусарского полка. Он строил усадьбу не одно десятилетие. После него имение перешло к сыну — Василию Александровичу. Сам Василий Пашков в Ветошкине бывал нечасто, но его жена графиня Александра Ивановна и три дочери жили здесь подолгу, они и стали последними хранительницами здешних реликвий. В 1980-е годы усадебный дом был признан памятником архитектуры. Построен из красного кирпича с декоративными деталями из белого барнуковского камня. Было в его облике что-то и от русского барокко, и от готики. Когда-то дворец поражал воображение своим богатством и продуманным устройством. В нём было около 150 комнат. Родниковую воду заливали в бак, и она поставлялась в помещения. Огромное здание отапливала одна гигантская печь: теплый воздух поступал по хитрой системе дымоходов. В здании красовались дубовые лестницы и такие же панели на стенах, комнаты обиты тончайшей кожей, похожей на ткань. Известно, что во дворце находилась бальная зала с лепниной и огромными зеркалами, аквариум с диковинными рыбками, застекленный зимний сад, который также отапливался, обширная библиотека, винный погреб с изысканными напитками со всего света. Хозяева имения были люди просвещенные. Они устроили больницу на 25 коек, где выполнялись даже сложные по тем временам операции, и школу для крестьянских детей, при ней был интернат, где ученики могли жить с осени до лета, питаясь за счет помещичьих средств. Господа собирали произведения искусства, в том числе, картины. Библиотека в усадьбе была доступна для всех желающих. На Пасху привозили карусели. Был в усадьбе и красивый парк, который спускался к Пьяне. Пашковы слыли конезаводчиками, в Ветошкине на конезаводе разводили рысаков, которые участвовали в скачках, здешних лошадей ценили в Москве и в Европе. Василий Пашков был человек необычный. Аристократ стал последователем английского проповедника Гренвилла Редстока, и после отъезда последнего из России, возглавил его религиозное движение евангельских христиан, за что был изгнан из страны, жил в Англии, а умер в Париже в 1902 году. Его жена Александра Ивановна тоже уезжала за границу, а после смерти мужа вернулась и жила с дочерьми в Ветошкине, умерла в эмиграции.
За забором
Во время революции местные крестьяне усадьбу не тронули: помещики их не обижали, поддерживали, поэтому в здании всё осталось в целости. Считается, что примерно в 1920 году часть богатств: картины, скульптуры, некоторая мебель — была вывезена областной комиссией, которая занималась дворянскими усадьбами. В здании разместилась сельскохозяйственная школа. Как рассказывает директор Гагинского музея, система отопления в доме была изменена — старую печь заменили на паровую, из-за этого он быстро начал разрушаться. В конце 1920-х годов учебное заведение перевели в другое здание. Местные старожилы рассказывали, что усадьба была обнесена забором, ночью там велись какие-то работы, вероятно, после этого оставшееся убранство и пропало. Откуда же тогда в музее взялся старинный секретер? — Его забрала и сохранила на память о хозяйке усадьбы Ольга Ивановна Яшина, ее гувернантка, — говорит Марина Козлова. — В 1986 году родственники передали раритет Гагинскому музею. Однажды его предложили купить за огромные деньги, но, конечно, на это никто не согласился. Вероятно, дубовый миланский секретер — единственная подлинная вещь помещиков Пашковых, которая осталась в местах, где они жили. Десятилетия он хранил секреты своих владельцев, а потом сам чудом уцелел.
ПОЧЕМУ ЗДЕСЬ ЧТЯТ БУДЁННОГО
В Гагинском музее хранятся другие интересные экспонаты, которые можно причислить к музейным реликвиям, они также имеют отношение к Ветошкину. Листаем государственную племенную книгу лошадей за 1930-е годы. В неё подшиты аттестаты лошадей и племенные свидетельства, выданные конезаводу № 22. Это предприятие стало наследником конезавода Пашковых в Ветошкине. В революцию оно сохранилось, продолжало работать в советские годы, а здешние породистые скакуны так же ценились по всей стране, участвовали в выставках и забегах. Вот, например, аттестат от 1942 года: выдан конезаводу на кобылу по кличке Аргентина, породы русской, масти гнедой, отличительная примета — во лбу звезда. Дальше вся ее родословная и физические параметры. Такие данные собирали на каждую лошадь. Как рассказала директор музея Марина Козлова, и это подтверждает начальник районного управления сельского хозяйства Василий Петрушов, в районном архиве хранится еще одна подобная книга, но большего формата. В этой книге есть свидетельство на лошадь по кличке Радуга, ее фотография одно время находилась на выставке в музее. С этой лошадью связана любопытная история. Известно, что за несколько дней до начала войны Радугу отправили на бега в Москву на ВДНХ, где она завоевала первое место. Серую в белых яблоках великолепную лошадь 22 июня готовили к отправке домой, и тут объявили о начале войны. Сотрудники конезавода покинули Москву, а вот лошадь вывезти не смогли, она осталась в столице, а потом отправилась в эвакуацию в Ярославскую область. Породистых рысаков всегда очень ценили. История эта помнится со слов тогдашнего главного ветеринарного врача конезавода, который сопровождал лошадь в столицу. И самое любопытное: по местной легенде, кобыла, возможно, могла быть матерью коня, на котором маршал Жуков скакал во время парада Победы на Красной площади. Конечно, документально это не подтверждено, и, скорее, можно считать легендой. Чаще всего честь служить маршалу Жукову на параде преписывают белому скакуну Кумиру арабо-доно-кабардинской породы, родившемуся на Терском заводе, по другой версии, — это был ахалтекинец по кличке Араб. Споры об этом до сих пор ведутся. А вот что подтверждено документально: конезавод № 22 спас Семён Михайлович Будённый — командующий кавалерией Красной армии, который после войны был заместителем министра СССР по коневодству. После войны ветошкинский конезавод находился в бедственном положении, лошадей буквально нечем было кормить, люди тоже недоедали. Тогда директор завода Александр Прыгунов поехал в Москву, чтобы просить о помощи. Он попал на прием к Будённому, и тот велел выделить конезаводу два вагона с зерном, сена в достатке, необходимые вещи для работников и многое другое. Это помогло встать на ноги. Доверенность Минсельхоза СССР, выданнная директору завода Прыгунову за личной подписью Будённного, до сих пор хранится в Гагинском музее.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Фото автора.
Гагинский район.
#газета #землянижегородская #гагино #музей #реликвия #пашковы #усадьба