ПО ЦЕНЕ ЗОЛОТЫХ ЧАСОВ
Здешние валенки пользовались спросом не только в старину
Промысел-то секретный
Не зря говорят «Русский — не тот, кто холода не боится, а тот, кто одевается по погоде». Тому, кто правильно одевается, никакой мороз не страшен. А помните, что говорил кот Матроскин? «В России самая национальная народная обувь — валенки». Вот она, народная мудрость. И на селе, и в городе основной зимней обувью еще недавно были теплые и удобные шерстяные сапоги — обувь здоровья. Они не только греют, но и помогают справиться с недугами. Овечья шерсть благотворно действует на суставы. Ею в древности даже переломы костей лечили. В наших краях лучшие валяльщики издавна жили в селе Красном. Именно красносёлами в середине XIX века это ремесло было освоено в совершенстве. Слава об их теплой и удобной зимней обуви гремела аж за рубежами страны — от Австрии до Китая. На Всероссийской промышленной выставке 1896 года «сапоги поярковой шерсти» раскупались на ура и нашими, и иностранными купцами. Валенки из Красного были представлены даже к императорскому двору и получили высочайшее одобрение, чем мастера немало гордились. А в Великую Отечественную войну валенки не только от лютой стужи спасали, но и хранили ноги солдат от осколков, о чем бойцы не раз с благодарностью писали в письмах красносёлам. Более 350 тысяч пар валяных сапог арзамасского производства «воевали» на фронтах Великой Отечественной. Немцы считали валенки лучшим трофеем. Известна даже цена — их меняли на золотые часы. Валеночный промысел был делом секретным. Заезжие ремесленники старались выведать у местных мастеров их секреты. Засылали «подглядчиков». Но тщетно. Для сохранения промысла жители села даже свой секретный — матрайский — язык изобрели, чтоб никто не понял, о чем говорят валяльщики. Поэтому красносёлов до сих пор зовут матраями. Сегодня мастера профессиональных секретов уже не скрывают. Любого готовы научить. В Красном открыт даже музей валенка, при котором действуют творческие мастерские. Приезжай и обучайся!
За что благодарили солдаты
Красносельские валенки отличаются особой формой. Это практически ортопедическая обувь. Колодка здешних мастеров, на которой изготовляют валенки, выгнута по форме ноги — она анатомическая. Конструкция разборная: сначала вставляется носик, потом края и затем распирается серединкой. На него надевается огромный «полувалок» и затем шерсть обваливается по форме ноги. В такой обуви ходить удобно. — А еще наши валенки отличаются от других степенью увалки, — дополняет директор районного Центра ремесел Светлана Маркина. — Посмотрите на валенки других производителей — они заметно толще и тяжелее. Толщина стенки почти целый сантиметр. А наши легкие и тоненькие, но при этом такие же теплые. За это их и любят. Действительно, попробуй прошагай в тяжелых войлочных сапогах целый день! А красносельский валенок кажется невесомым. За легкость, удобство и сухое тепло его и любили солдаты. Впрочем, можно и на ледовую арену. А что? Вполне спортивная обувка. Уже несколько лет в Красном под Рождество проводится открытый турнир дворового спорта по хоккею с мячом в валенках. Осваивать новый вид спорта приезжают хоккеисты со всей области. Состязаться и не забывать о традициях спортсменам нравится. Городские слякотные зимы с дорогами, покрытыми химическими реагентами, на время снизили популярность старинной обуви. Люди стали предпочитать непромокаемые сапоги. Однако сегодня валенки переживают второе рождение. Они приобрели черты «сельского гламура», и столичные модницы всё чаще их носят, признавая, что так подчеркивается индивидуальность. В речи стильных кутюрье начали звучать слова пимы, катанки, чёсанки.
За наукой — в музей
В Красном по- прежнему валяют валенки, и технология производства за несколько веков истории не изменилась. Мастера успели вырастить себе смену. А нынешние умельцы делятся секретами централизованно, собравшись под крышей Музея валенка при Центре ремёсел. — География учеников у нас огромная, — продолжает Светлана Юрьевна. — От Нижнего Новгорода до Москвы, Петербурга и Владивостока. Среди них много детей. И мастер-классы у нас иногда ведут дети, наши бывшие ученики. «Валеночная педагогика» сегодня особенно важна. Согласованная работа мозга и рук очень полезна для развития детей. Ребятишки приобретают здесь ремесло. В наши дни работать руками могут немногие. А здешние детки — могут. Это и возможность заработка. Можно создавать не только уникальную обувь, из войлока можно делать картины, украшения, сумочки, шапки. Всё это пользуется спросом, потому что необычно. В Центре можно посетить разом все мастер-классы, приехав на целый день. За гончарным кругом, валянием валенок, плетением лаптей или рисованием глиняных картин время пролетит незаметно. В фольклорную программу входит чаепитие с пирогом из красносельской пекарни. Некоторые гости приезжают издалека для изучения секретного матрайского языка. Многие слова и выражения собрал и записал местный житель и краевед Владимир Каляев. Матрайский язык им отражен в нескольких книгах. Красносёл, например, не скажет «подруга», ведь она — «шиварга». Вопрос «Что делаешь?» тут звучит: «Цо кулаешь?». А на базаре, то есть «возгране» вас заверят, что «скребни и ноне не дают засивониться», то есть — «валенки замерзнуть не дадут». Сегодня в быту язык всё меньше встречается. Красносёлы редко говорят по-матрайски. Но сотрудники музея считают, что, не зная прошлого, мы не шагнем в будущее. Поэтому скрупулезно собирают слова и выражения, чтобы подрастающее поколение всё же знало свои матрайские корни. Впрочем, в популяризации всё еще нуждается и сам валенок. А ведь ниша для его использования широчайшая — уличные торговцы, дорожные инспекторы, дворники и представители других профессий, вынужденные подолгу бывать на холоде. Для тех, кто считает войлочный сапог некрасивым и грубым, у музейщиков есть специальный стенд. Издавна красносёлы выделывали особые валенки из козьей шерсти — «писанки». Белые изящные сапожки были расшиты нитяными узорами. Такое могли себе тогда позволить только богатые люди. «Писанки» сегодня воссозданы — это продолжение давней традиции самого тонкого ремесла. «Писанки» чаще других бывали «клеймёными» — получившими одобрение одного из лучших мастеров села. Одним из таких был отец уроженки села Красного актрисы Валентины Теличкиной. Он обладал «золотым клеймом» и имел право проверять продукцию односельчан. Самые достойные валенки он отмечал своим клеймом, такая вот сельская «госприемка».
Александр КУРИКОВ.
Фото автора.
Арзамасский район.
#газета #землянижегородская #арзамас #валенки #реликвия #музей