11.07.2020

СЛОВА «МЯТЕЖНОГО ПРОТОПОПА» ЗНАЧИМЫ И СЕГОДНЯ

В 2020 году отмечают 400-летие старообрядца Аввакума

В этом году 25 июля в регионе ждали гостей со всего света — из Австралии, США, Германии и других стран, а также из множества уголков России. Путь их должен был лежать в Большемурашкинский район, в село Григорово, на родину нашего земляка протопопа Аввакума. Повод для собрания значительный: в этом году отмечают 400-летие со дня его рождения. А коли готовы люди лететь с другого конца планеты, чтобы почтить память человека, жившего несколько веков назад, будем считать, что событие это не только российского, но и мирового масштаба.

В преддверии

К событию серьезно готовились: село Григорово преобразилось, да и в Большом Мурашкине произошли перемены, которые нельзя не отметить. На три дня для паломников должен был развернуться палаточный городок, планировали праздничную программу. К сожалению, в планы вмешалась пандемия, от массовых мероприятий пришлось отказаться. Но мы накануне праздника побывали в Большемурашкинском районе и расскажем, как к нему готовились и как вспоминают на родине протопопа Аввакума — личность историческую, деятеля церковного раскола XVII века, выдающегося писателя и публициста, а для верующих старообрядцев, в первую очередь, святого. В 1913 году старообрядцы приняли решение о поминовении своих мучеников, пострадавших в XVII веке, официальная канонизация святого Аввакума состоялась в 1917 году.

Крестный ход на родину

Под нещадно палящим солнцем, которое поднимается к зениту, после утренней литургии крестный ход проходит по улицам поселка и устремляется в поля. Несколько сотен человек — старики, мужчины и женщины, дети, даже самые маленькие, их несут на руках, — растягиваются в длинную процессию. Выглядит она не совсем обычно, не на современный лад: женщины в длинных платьях и сарафанах, белые платки, застегнутые под подбородком, закрывают плечи, многие мужчины — в традиционных рубахах. Впереди священнослужители несут икону святого священномученика и исповедника Аввакума, украшенную цветами. Люди с молитвой и песнопениями идут в село Григорово, на родину протопопа Аввакума. Им предстоит двигаться по жаре двенадцать километров по прямой — через поля и перелески, холмы и овраги. Дорога занимает несколько часов, для многих это испытание и в то же время важное событие, которое воспринимается с радостью. В людском потоке вместе с нижегородцами — паломники, приехавшие из разных отдаленных регионов России и из-за рубежа — США, Австралии, Германии, Румынии — стран, где по сей день живут староверы. Когда-то они эмигрировали, оказались раскиданы по всему свету, новые поколения этих семей родились и выросли в других государствах, говорят на разных языках, но и русскую речь они не забывают, помнят и хранят традиции предков. Каждый год многие из них отправляются по святым местам, заезжают и на Нижегородчину, в Большемурашкинский район. Останавливается крестный ход в Григорове, у поклонного креста и памятника Аввакуму, здесь проводят праздничный молебен. Памятник этот был установлен в селе летом 1991 года. Пожалуй, именно с этого события и началось восстановление памяти о протопопе Аввакуме на его родине. Шествие, ставшее традиционным, проходит именно так каждое лето, начиная с 2007 года. В этом году оно должно было быть особенно масштабным и стать частью большого праздника.

У стен старого храма

В Большом Мурашкине действует старообрядческий храм во имя святого священномученика и исповедника Аввакума. О подготовке к празднику мы поговорили с настоятелем отцом Николой Егоровым. По его словам, весь этот год — юбилейный. Первая важная дата — 27 апреля, день памяти Аввакума, связанный с его кончиной в Пустозерске. Раз в три года в Большом Мурашкине проходят Аввакумовские чтения, приуроченные к этой дате, в этот раз они не состоялись из-за введения режима повышенной готовности. Следующее событие, как мы уже сказали, — летний крестный ход. Его всегда возглавляет митрополит Корнилий. — В юбилейный год мы ждали много гостей, — говорит настоятель. — Собирались провести концерт духовных песнопений и ряд других событий, но в планы вмешалась ситуация с коронавирусом. Если будет возможность, крестный ход проведем, но большого количества людей, наверное, не будет. Обычно мы и не знаем, сколько паломников ждать: люди издалека начинают приезжать вечером, накануне крестного хода. Мы стараемся всех разместить, например, в здании летней церкви, которое находится прямо возле храма. Кто-то приезжает с палатками, ночует прямо на улице. — Встреча гостей, утренняя литургия, потом долгий путь в Григорово, конечно, всё это непросто, — отец Никола отвечает на вопрос о его личном отношении к крестному ходу. — Но когда все вместе идем с песнопениями, впереди несут икону, становится легко. Для меня нет большей радости. А потом после этих часов, проведенных на солнце, заходишь под прохладный свод храма… Отец Никола Егоров — местный, родился и вырос в Большом Мурашкине. После армии недолго жил в Москве, потом вернулся домой, и уже 25 лет служит в старообрядческом храме родного поселка. У него четверо детей и трое внуков. Дом священника находится прямо возле церкви. Здание храма — старинное, его построил в 1880-е года местный купец и меценат Иван Шевцов. Мурашкино в то время было богатым купеческим поселением, а многие нижегородские купцы, как известно, были старообрядцами. Изначально храм считался единоверческим, он возведен в византийском стиле в форме креста. Рядом была поставлена летняя церковь. При храме действовала богадельня и церковно-приходская школа, для библиотеки которой купец приобрел две тысячи книг. Весь этот комплекс назывался — Покровская слобода. В советские годы в храме находился спортзал. В 1990-е годы он был передан старообрядческой общине, и в 1993 году митрополит Алимпий, который тогда стоял во главе Русской православной старообрядческой церкви, освятил его во имя святого священномученика и исповедника Аввакума. — Для нас Аввакум — в первую очередь, святой, — говорит настоятель. — Он очень хорошо понимал значение веры в жизни. Что мы видим: духовность в России падает. Я считаю, что его слова и сейчас актуальны. Он боролся за сохранение чистоты русских традиций, преданий, нравственности.

Строг к себе и другим

Судьба протопопа Аввакума хорошо известна и довольно подробно описана историками. Да и сам он в автобиографическом «Житие…», созданном им в годы ссылки в Пустозерске, описал свой жизненный путь, а произведение это считается уникальным памятником русской литературы того времени. Исследователи считают его одним из первых русских произведений в жанре автобиографии. «Рождение же мое в нижегороцких пределех, за Кудмою рекою, в селе Григорове», — так начинает повествование о своей жизни протопоп Аввакум. Он родился 5 декабря 1620 года в семье священника Петра. Поэтому протопопа иногда называют Аввакум Петров. Отец его служил в деревянной церкви Бориса и Глеба и был, как пишет Аввакум, «прилежаше пития хмельнова». Мать Мария, которая стала инокиней, была постницей и молитвенницей, именно она воспитывала детей, учила сына «страху Божию». Когда отец умер, сыну было 17 лет, и мать задумала его женить. В жены выбрала осиротевшую дочь кузнеца Анастасию Марковну, которая была еще младше Аввакума. Жена стала его верной спутницей на всю жизнь, вместе с детьми сопровождала во время изгнания в Сибирь и в других скитаниях. Известно, что у них было пятеро сыновей и три дочери. Как и его отец, Аввакум стал священником. В 21 год, в 1642 году, был рукоположен в диаконы, через два года поставлен в попы. Он был назначен священником села Лопатищи Макарьевского уезда (сейчас это Кстовский район). Есть версия, что отсюда родом был отец Анастасии. Было это село бортников, в те времена многолюдное, принадлежавшее боярину Петру Шереметеву. Именно здесь, в Лопатищах, начинается путь Аввакума — непримиримого борца за нравственность. Вот показательный случай из того времени, о котором он рассказывает в своем жизнеописании. Однажды к нему на исповедь пришла блудница, он же «сам разболелся, внутрь жгом огнем блудным, и горько ему бысть в той час», тогда поп зажег три свечи и держал руку над пламенем, пока не прошло наваждение. Аввакум был строг к себе и к другим. Этот максимализм в первые годы его служения порой приводил к конфликтам и с прихожанами, и со знатными людьми. Из Лопатищ Аваакума, который боролся со всякими безобразиями, в итоге изгнали. Тут требуются пояснения, придется немного углубиться в историю и попытаться представить то время, в которое жил «мятежный протопоп».

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора и из архива Большемурашкинского музея.

Окончание следует.

В Казани новую улицу в центре города назовут в честь священномученика Аввакума, сообщает Русская православная старообрядческая церковь. Она будет именоваться «улица Протопопа Аввакума — Протопоп Аввакум урамы».

#газета #землянижегородская #аввакум #протопоп #григорово #большоемурашкино #история