ВЕРЁВОЧКА К ВЕРЁВОЧКЕ — УЗОР
Так получается половик-дорожка, второго такого не найти
Городец всего на четверть века младше Москвы. За то время, что живёт город и развивается, событий интересных, с исторической точки зрения значимых накопилось видимоневидимо — многотомные летописи сложены. Однако не только прошлым богат Городец, но и своими ремёслами. Всяк сюда прибывающего водным путём по великой реке Волге первым делом встречает Город мастеров. Рубленый терем, украшенный паутиной деревянного кружева, под крышей которого собрались люди, владеющие уникальным ремеслом: художники городецкой росписи, гончары, резчики, кружевницы…
Нашлось место в том доме и ткацкой мастерской. Ремесло для Городца не совсем характерное, в том смысле, что не является визитной карточкой города, не то что пряники или золотое шитьё. Однако в прежние времена ткачихи, почитай, в каждом доме были. Зоя Ощенкова, к примеру, к мастерству ещё с детства приобщилась. У бабушки стан стоял. Негде да и не на что было покупать полотенца, простыни. Вот и ткали хозяйки домашнее убранство изо льна. Конопля тоже в дело шла. Но из неё полотно погрубее выходило. Готовые холсты по весне на снежный наст выносили — отбеливать. На свежем воздухе сотканная материя больше месяца проводила. — И половики ткали, — рассказывает Зоя Кирилловна. — Ниткам цвета придавали природными красителями. Например, из крапивы получали зелёный, иные мастерицы до 10 оттенков добывали, корни, кора деревьев давала коричневый тон. Когда Зоя Кирилловна подросла, отпала необходимость в домотканом полотне. Всё можно было в магазине купить. Однако ж память детская цепко сохранила азы мастерства, в тайники схоронила — пригодится. Пригодилось. Когда в Городе мастеров стали осваивать ткацкое ремесло, Зоя Ощенкова взялась за дело с энтузиазмом. Стан поставили с историей, аж в XIX веке собранный. Преподнёс его в дар Городу мастеров известный коллекционер, глава местного самоуправления Городецкого района Николай Поляков. Когда агрегат установили, население Города не сразу и сообразило, с какой стороны к нему подступиться. Как оказалось, ткать — дело не такое сложное, а вот заправить стан нитями — целая наука. — Не один день процесс занимает, — вводит в курс дела мастерица. — Одна не справляюсь, помогают девчонки-коллеги. Чуть ошибёшься, начинай сначала. Единожды опробовав процесс, не значит, что потом легче будет. И во второй раз, и в третий — как в первый. Зато потом — знай себе сплетай разноцветные нити-верёвочки в незамысловатый узор. Половики, покрывала, панно ткут из полос, нарезанных из ткани. Рисунок каждая мастерица придумывает сама. На сложные узоры не замахивается, в основном полосы по полотну прокладывает или клетками холст прочерчивает. — Схожие станки, на котором работаю, появились на Руси примерно в XII-XIII веках, — рассказывает Зоя Ощенкова. — Тогда мастерицы научились нить вытягивать, ткать из неё полотно. Не удивительно, что дети, да и взрослые, оказавшись в Городе мастеров, с большим интересом рассматривают стан. Изучив его, наблюдают за ткачихой, потом сами пробуют повторить её действия. Зоя Кирилловна для ребятишек мастер-классы даёт на небольшом станке, изготавливают они полотно с помощью дощечки. И так интересно им, так увлекательно нить в нити вплетать. Ещё лет десять назад ткачество можно было считать уходящей натурой. Станков почти не осталось, а уж такие, как в Городце, необычайная редкость. Лишь иные рачительные бабушки-хозяйки сберегли ремесленный агрегат по чердакам да кладовым. Благодаря им возрождается помаленьку мастерство, поднимает голову. Может сдаться, что вскоре домотканые половики вытеснят из наших квартир синтетические ковры — всё же берём курс на экологию и натуральные материалы.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото автора.
Городецкий район.
#газета #землянижегородская #городец #ремесло #ткачество